Режим труда и отдыха водителей: обязательные требования

21K прочитали

Как говорится, делу время. И время это: не более 9 часов в сутки. Да, сегодня поговорим о режиме труда: как правильно организовать рабочий процесс и составить графики работы водителей, разумные и для людей, и для компании?

 Как говорится, делу время. И время это: не более 9 часов в сутки.

Сколько ехать и сколько спать?

Сколько должен работать и отдыхать водитель, подсчитано и расписано в приказе Минтранспорта от 16 октября 2020 г. № 424. Правила одинаковые для водителей любого транспорта, в том числе и грузовиков.

Итак:

  • За сутки водитель может находиться за рулем не более 9 часов. Дважды в неделю это время можно увеличить на час.
  • Проехал 4,5 часа — отдых 45 минут. Отдыхать можно чаще и дольше, но меньше и реже — нельзя. Если водитель отдыхает чаще, 45 минут перерыва разделяют так, чтобы первый отдых длился четверть часа, последний — полчаса.
  • Актуально для водителей-дальнобойщиков: за неделю за рулем можно проводить не более 56 часов.
  • Если рейсы дальние и/или регулярные, за две недели общее время за рулем сокращается: не 112 ч, а 90 ч.
  • В среднем водитель должен отдыхать как минимум 11 часов в сутки. Можно разбивать отдых на части: первая — 3 часа, последняя — 9 часов. Больше можно, меньше — только при определенных условиях:
  • Трижды в неделю отдых водителя можно сократить до 9 ч.
  • 5 дней проработал — отдых 45 часов. Ну, вы поняли: больше можно, а меньше — нет. Хотя…
  • Во время рейса можно сократить количество выходных до 1 суток (не в неделю, а по графику, например, 4/1 или 5/1). Но при этом неизрасходованный выходной переносится — не более чем на 2-3 недели.

Это важнее, чем может показаться

Все описанные выше цифры, периоды и значения взяты не из головы, а рассчитаны с учетом физиологических потребностей человека. Если они не соблюдаются, водитель устает, теряет концентрацию, а это чревато авариями с последствиями разной тяжести. Режим труда и отдыха контролирует специальное устройство — тахограф. Прибор фиксирует рабочий день: время вождения и отдыха, скорость движения и расстояние. За выпуск авто на линию без тахографа предусмотрены шарфы для юр.лиц и ИП.

Согласитесь, лучше потерять 1 час (даже 1 день) работы водителя, чем 1 грузовик или груза на 10 млн (условно).

Поэтому владельцы грузовиков и грузов не менее самих водителей заинтересованы в том, чтобы они были отдохнувшими и сосредоточенными. Можно еще и довольными, но это уж как получится.

Не забывайте, что свои правила диктует и рынок труда — а сегодня это однозначно рынок соискателя. Профессиональных водителей грузовиков не хватает, и они отдают предпочтение компаниям с лучшими условиями работы. На самом деле это один из ключевых факторов выбора места работы.

Но время — деньги. Как быть?

Задача офиса транспортной компании — разработать маршрут таким образом, чтобы за рабочий период водитель прошел как можно большее расстояние. Для этого:

  • выстраивайте оптимальные маршруты, минимизируя пустой пробег и сокращая время на простои в пробках;
  • используйте тахографы, чтобы не в теории, а на практике убедиться, что водитель работает и отдыхает как надо. В ваших интересах следить, чтобы водитель отдыхал не меньше, чем положено, но и необходимую норму вырабатывал.
  • используйте цифровые инструменты для оптимизации процессов. Это могут быть не только логистические сервисы, но и, например, приложение «Топливо+». Оно помогает сократить время на заправку: водителю не нужно выходить из кабины и стоять в очереди, чтобы расплатиться. А кроме того, в приложении удобно подбирать АЗС, где можно отдохнуть, пообедать и не тратить время на лишние остановки.

А в целом самый здоровый подход к этому вопросу — когда и компания, и водители относятся к отдыху сознательно. Для компании следование нормативам выгодно не только отсутствием штрафов, но и снижением аварийности и других проблем на маршрутах из-за усталости водителей. А водителям стоит ценить свое здоровье выше, чем возможность заработать больше, и договариваться с руководством о справедливых условиях труда и отдыха.