Найти тему
Маркетинг Барашков

Разбор коммуникации Сергея Собянина, мэра Москвы.

Оглавление

Этот кейс - небольшая часть моего курса "Основы медиа стратегии", который я веду в РАНХиГС. За каждым успешным политиком стоит не только активная деятельность, но и выстроенная система коммуникации. Разбираем некоторые элементы коммуникации мэра Москвы. Полезно разбирать вещи, которые на слуху, анализировать и вычленять ценное. В структуре этого кейса используем модель STAR (Situation, Task, Actions, Results), полезная международная модель, которая ко многим бизнес и политическим ситуациям подходит.

Situation (Ситуация)

Сейчас Сергей Семенович Собянин - мэр Москвы с огромным уважением и доверием москвичей, победивший на последних выборах с 76,39 процента голосов, политик федерального масштаба. Но не все так просто начиналось и москвичи не сразу приняли нового градоначальника.

Недоверие москвичей: первые годы

Недоверие москвичей было связано с тем, что новый мэр был из Ханте-Мансийского округа, до этого когда был аж мэром Когалыма (кто знает где этот Когалым?, но из названия понятно, что ужасно далеко) и ряда других небольших городов. Был большой скепсис, что масштабы Москвы новый мэр не потянет.

Task (Задача)

Приведу задачи мэров из открытых источников, за что отвечают эти чиновники: "Одна из главных обязанностей мэра – заботиться о том, чтобы жителям было комфортно и безопасно жить в городе. Он отвечает за содержание и благоустройство улиц, парков, скверов и других общественных мест. Мэр также контролирует работу коммунальных служб и стремится, чтобы в городе было всегда чисто и аккуратно.
Мэр помогает развивать город, привлекать инвестиции и создавать новые рабочие места. Он занимается поддержкой предпринимателей, которые хотят открыть свой бизнес, чтобы в городе было больше магазинов, кафе и других заведений."
Цитата

Actions (Действия)

Далее будут в основном иллюстрации коммуникации мэра Москвы с моими небольшими комментариями. Основные 4 блока, которые хочу выделить:
1) Конкретность - приводятся цифры, факты.
2) "Мои Документы" - важная точка контакта мэра с москвичами.
3) Персонализация - использование персональных данных для личного обращения. Поздравление с днем рождения, Днем города, информирование о больших этапов строительства.
4) Связь по строительством. Очень важная ассоциация мэра в глазах москвичей, что он много и качественно строит.

Моя лекция для команды губернатора Белгородской области, Белгород, 8 декабря 2023
Моя лекция для команды губернатора Белгородской области, Белгород, 8 декабря 2023

1) Конкретность

Четкие и мощные цифры вызывают доверие. Конкретность мэра по отношении количества школ и больниц, построенных дорог и линий метро - отличительная особенность коммуникации.

Сильное использование конкретики, цифр, клеймов в коммуникации Собянина
Сильное использование конкретики, цифр, клеймов в коммуникации Собянина

2) Мои Документы

"Мои Документы" - важная точка контакта мэра с москвичами. Обратите внимание на значки персонала "Команда Мэра", обращения Собянина на плакатах с посылом, что все сделано с заботой и любовью к москвичам, человек на 1ом месте.

Мы команда мэра!
Мы команда мэра!
Человек на первом месте
Человек на первом месте
Сделано для вас, Москвичи!
Сделано для вас, Москвичи!

3) Персонализация

В первый раз, когда я получил персональное поздравление с днем рожденья от мэра "Уважаемый Дмитрий Александрович" я был в шоке, мне было очень приятно. И это я прожженый и циничный маркетолог!

Собянин поздравляет Барашкова с днем рождения
Собянин поздравляет Барашкова с днем рождения
Градостроительные новости Москвы
Градостроительные новости Москвы
Частота CRM Собянина и темы сообщений
Частота CRM Собянина и темы сообщений

4) Связь со строительством

В построении бренда есть понятие ценностей бренда (brand equity) и ключевые аттрибуты бренда. К примеру, для Gillette очень важны "инновации", "понимает потребности мужчин". Читайте кейс из моей работы в европейской штаб-квартире Gillette по ссылке. Такой фокус в построении бренда помогает сформировать четкий имидж, отстроится от конкурентов. То же самое для персонального бренда. Для Сергея Семеновича Собянина хочу выделить связь со строительством.

Знаковое фото Собянина - строителя
Знаковое фото Собянина - строителя

Для политика важно иметь знаковое фото, которое отражает его уникальность и деятельность. И нет, это не фото в костюме и галстуке в своем кабинете на фоне флага России. Такое фото тоже, конечно, надо иметь, но оно не выделяет вас. Вот это фото в строительной каске с гербом Москвы - очень профессиональная работа: 1) отражает активное строительство, развитие инфраструктуры Москвы, 2) показывает личную вовлеченность мэра, он ездит на "Гэмба", сам все тщательно контролирует, 3) жест энергичный, заряжающий и запоминающийся.

Собянин на дне Строителя
Собянин на дне Строителя

Действительно, мэр много строит, развивает инфраструктуру города. И в коммуникации это поддерживается знаковым фотопортретом в строительной каске с гербом Москвы, выступлениями на Дне Строителя и .... мемами на стройке, где строгий мэр следит за порядком :) Если образ пошел в народ, то это отличный знак!

Народный мем на Собянина -строителя
Народный мем на Собянина -строителя

Results (Результаты)

В качестве результатов приведем статистику выборов мэра Москвы 2013 -2023. За Сергея Семеновича Собянина проголосовало:
в 2013 - 51,37%
в 2018 - 70,14%
в 2023 - 76,39%
Понятно, что дело не только (и не столько) в выстроенной коммуникации, но и в количестве и качестве дел по благоустройству города, улучшении инфраструктуры и так далее. Но, как мы знаем, хорошая коммуникация вносит серьезный вклад.

Резюме

В завершении хотел бы сказать, что важно не только вести активную деятельность, но и правильно коммуницировать со своей целевой аудиторией (в данном случае жителями Москвы - избирателями), иметь "фишки" (как образ строителя), смотреть out of the box на каналы коммуникации - к примеру "Мои Документы" отличный канал и условно бесплатный. Рекомендую посмотреть кейс "хорошая бесплатная реклама", кого интересует тема продвижения с минимальным бюджетом.