Почему запрет на тренировки из-за плохой учебы в школе не решает, а только усугубляет процесс воспитания.

Родители, которые запрещают детям тренироваться из-за плохой учебы не понимают, какую "свинью" они подкладывают в будущем своим детям.

Нет никакого противоречия в процессе обучения и, в моем случае, занятий единоборствами. В момент написания этой статьи, примерно 30-40% из занимающихся у меня детей учатся без троек. Около половины из них "круглые отличники". И, когда кто-то из родителей запрещает своему чаду заниматься, то возникает резонный вопрос – а в тренировках ли дело?

Когда тренировки могут мешать учебе.

Период поступления в ВУЗ или колледж.

Действительно, 9 и 11 классы это такие важные периоды в жизни ученика, когда требуется практически полная самоотдача для цели поступления в ВУЗ. Задача получения хорошей специальности и образования, если ребенок не видит себя в профессиональном спорте, стоит выше тренировок.

Большинство моих учеников из тех, кто поступил в ВУЗ, учась в 11 классе практически уже не тренировались. Но сам я, в 2004-05 гг. на подготовку к выпускным экзаменам школы и вступительным в университет потратил совсем ничего. Если взять историю (а поступил я на исторический факультет ИвГУ), 2 дня перед школьным и 5 дней перед университетским. Активные тренировки бросил лишь в середине мая.

Для поднятия учебной успеваемости.

К сожалению бывает так, что ученик может "скатиться" по какому-либо предмету. В этих случаях, считаю, допустимо кратковременно прервать занятия для устранения неуспеваемости. Думаю, на это можно потратить неделю-две максимум. За это время можно подтянуть любую дисциплину. Конечно, все строго индивидуально.

Во время сессии.

"От сессии до сессии студенту живется весело" – гласит знаменитая поговорка. По себе помню, что сессия это такое время, когда я вынужден был мобилизовать все свои ресурсы. Обычно, к стыду своему, в это время я вообще не тренировался, с головой погрузившись в книги.

Хроническая неуспеваемость в школе.

Случаи, которые я описал выше, касаются тех учеников, кто не "запустил" школьные дела. Увы, иногда бывает так, что школьник демонстрирует падение в обучении практически по все предметам на протяжении длительного временного отрезка (от четверти и более). И, как правило, тренировки здесь будут не при чем. И запрет на занятия, по-моему мнению, лишь усугубит ситуацию. Ведь так, хотя бы на тренировках чадо занимается полезным делом. И вся моя педагогическая практика говорит даже об обратном.

Чаще всего, неуспевающий в учебе ученик, после запрета на тренировки еще больше сваливается в "оценках". Ведь тренировки никак не связаны с плохой успеваемостью.

Причины неуспеваемости.

На первый взгляд, кажется, что причин плохой учебы в школе много и они, как мне приходилось иногда слышать, упираются во что-то одно. Например, компьютерные игры. Вот прям внезапно появился у ребенка компьютер и сразу скатился он по учебе, только игры одни лишь и видит. Или, мол вот связался с плохой компанией и все, пошла жизнь "наперекосяк". Но это, в корне все не так. Причины плохой учебы в школе кроются намного глубже и они не такие простые, как компьютерные игры или плохая компания, которые являются лишь следствием.

И причины эти могут работать как по отдельности каждая, так и все вместе. Задача взрослого как раз и состоит в том, чтобы бороться с корнем бед, а не верхшками.

Советы родителям.

Не терять общения с ребенком. Постарайтесь увидеть мир его глазами. Играть с ним, общаться, обсуждать кино и литературу. Искренне принимать участие в его жизни. Многие ли из родителей знают, чем увлекается их дите? Что смотрит, читает, во что играет? С кем общается и т.д.

Речь здесь идет не о том, чтобы лезть в жизнь ребенка, а об общении.

Если вы не потеряли контакт с чадом, то до истинную причину плохой успеваемости в школе вы обязательно найдете. Так, ребенок может скатиться по учебе из-за конфликтов с одноклассниками. Практика показывает, что часто жертвы буллинга учатся плохо. Или, ребенок абсолютно не видит никакой пользы от школьной программы. Особенно если перед его глазами стоит образ родителей, которым не интересны все эти науки и ими они не пользуются, и сам поэтому не особо стремится к знаниям.

Или же, ребенку может не хватать отца (в случаях когда главы семейств по работе подолгу отсутствуют дома). Глубоко переживают семейные проблемы, будь то ссоры родителей или смерть близкого человека. Да причин может быть очень много!

Сам я несколько раз скатывался по учебе. Причем происходило это резко и каждый раз по разным обстоятельствам.

Поэтому, уважаемые родители, не теряйте связующую вас нить с детьми. Дружите, укрепляйте эти связи!

А так ли важны школьные оценки?

Особенности детей.

Конечно, успешный аттестат важен. Но мы должны прекрасно понимать, что не все дети одинаковые. У каждого свои таланты. И глупо иногда от склонного к мечтательности ребенка с душой поэта требовать математической точности на пять. Основы алгебры и геометрии он должен знать, даже желательно решать задачи на "хорошо" и "отлично", но если этого не происходит, то нет в том никакой трагедии.

Например, стал бы А.С. Пушкин великим поэтом, если бы ему запретили писать стихи пока не исправит оценки по математике? Звучит бредово, да? Но поменяйте поэзию на тренировки и никакой разницы не будет. Если ребенок хочет тренироваться, но ему запрещают из-за плохой школьной успеваемости, вы можете собственноручно закопать талант своего чада. И, кстати, еще испортите с ним отношения. Да даже если ваш ребенок не обладает талантом, но у него есть сильное стремление стать лучше в этом направлении, то НЕЛЬЗЯ его останавливать. В конце концов, ведь на занятиях он станет сильнее и приобретет массу полезных навыков. Он ведь идет ТРЕНИРОВАТЬСЯ, а не бухать в кальянной или еще где. Тут РАДОВАТЬСЯ надо, что добровольно занимается единоборствами, а не сидит на лавочке в поисках бухлишка, сиги или, что уже имеет место после 16 лет, наркотиков. Он ПАХАЕТ, развивает навыки боя, а не БЕСЦЕЛЬНО ПРОЖИГАЕТ в тусе свои дни.

Историческая ремарка. Случай из биографии Пушкина, который рассказывают на экскурсиях в царскосельском лицее.

Однажды на занятии по математике Пушкина вызвали к доске, чтобы он решил алгебраическую задачу.Лицеист долго переминался с ноги на ногу, писал какие-то формулы. «Так что же вышло? Чему равняется икс?» - спросил педагог. «Нулю», - улыбаясь ответил будущий гений. «У вас, Пушкин, в моем классе все заканчивается нулем. Идите на место и пишите свои стихи», - подвел итог преподаватель.

Спорт и наука не совместимы?

В спорте конечно много личностей, кто служит доказательством того, что от тренировок мозги не прибавляются. Мы периодически слышим как тот или иной спортсмен "блистает" умом на телевидении и становится потом неиссякаемым источником мемов. Однако, в спорте есть много и умных людей.

Марк Цукеберг побеждает на соревнованиях по джиу-джитсу
Марк Цукеберг побеждает на соревнованиях по джиу-джитсу

Из современных ученых есть пример Илона Маска, который был замечен на тренировках по джиу-джитсу и ММА. А крупный IT-специалист Марк Цукеберг даже выступает и побеждает на соревнованиях по джиу-джитсу. А если взять далекое прошлое, то математик Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачным боям.

А так ли важны оценки?

Безусловно, школьный аттестат без троек имеет ценность. Но если вашему чаду не удалось "успешно" закончить школу и у него имеются тройки, то в этом нет НИЧЕГО СТРАШНОГО.

Первое, как я уже писал выше – все дети разные.

Второе – плохие оценки в школе, не приговор к несчастью и неудачам. Всегда можно исправить ситуацию, направиться в нужное русло.

Третье – школьные оценки иногда не соответствуют реальному знанию. Меня часто забавляет вот такой факт из личной биографии. Дело в том, что школу закончил я с четверкой по Истории Отечества. То есть, по мнению учителя, мои знания предмета не дотягивали на "отлично". Но через пару месяцев, при поступлении на Исторический факультет ИвГУ, я показал один из лучших результатов среди абитуриентов – выше чем у меня было лишь у считанных единиц, двое из которых были моими будущими друзьями, впоследствии ставших учеными. Это Пономарев Николай, на тот момент победитель областной олимпиады по истории, ныне кандидат исторических наук и профессиональный политолог, и Бутрин Егор, также сейчас кандидат исторических наук и Главный научный специалист областного архива. Проиграть им, если подходить к экзаменам как соревнованиям, было вовсе не стыдно. Тем более, что я даже отличником по истории в школе не был.

Кстати, считаю нужным здесь это отметить, что когда я поступал в университет, у нас была очень серьезная конкуренция. Тогда не было ЕГЭ и документы во много Вузов подать было нереально. Как правило, выбирали 1-2, по принципу где успеешь явиться на экзамен. Так вот, в 2005 году реальный конкурс на исторический факультет ИвГУ был свыше 5 человек на место!

Поэтому, исходя из такого личного опыта, я часто посмеиваюсь над школьными оценками как каким-то непогрешимым мерилом знания. Ведь я смог обойти в области не то что всех отличников по истории, но и победителей городских и районных олимпиад, в то время как сам, дотянул в школе только на четверку.

Конечно, в мире можно найти и другие примеры среди знаменитостей с подобными историями, гораздо с более яркими показателями.

Значимость аттестата переоценена.

Я не пытаюсь оспорить тот факт, что школьный аттестат без троек важен. Я лишь хочу показать, что процесс воспитания не может крутиться только вокруг школьных оценок. Другие аспекты педагогики значимы не менее базовых научных знаний, даваемых в школе. И приносить их в жертву для получения хороших отметок в школе, значит упустить что-то более важное в жизни.

Даже золотая медаль не может гарантировать того, что ваш ребенок и дальше пойдет по жизни с успехом и будет счастлив. Увы, я видел как медалисты буквально спиваются в общежитии за пол года и вылетают из университета в первую же сессию.

И даже само высшее образование тоже может ничего дать человеку, так как я видел не раз, как люди с дипломами Вузов, иногда с очень хорошими отметками, работают грузчиками. И также я знаю примеры, как бывшие троечники строят бизнес.

Да и в чем есть, тот самый критерий успеха? Наша главная задача, самый важный критерий успешности – это счастье личности. Человек может быть и богат, но с кучей внутренних комплексов и оттого несчастен. Или, школьный отличник, может ненавидеть свою жизнь.

Счастливая, гармонично развитая личность, без комплексов и психической ущербности – вот главная задача педагогики, которую, в первую очередь, выполняют родители. И хорошенько подумайте, насколько вы преуспеваете в этой цели, если запрещаете заниматься.

Заключение.

Если вы хотите испортить отношения с ребенком, похоронить его возможный талант или стремление стать лучше, то запретить ему тренироваться будет самым эффективным способом достижения вашей цели.

Ну и напоследок. Учиться важно. Я не оспариваю это. Я всегда за то, чтобы дети получали знания и хорошо учились в школе. Но статья не об этом, а о том, что запрет на тренировки может и улучшит успеваемость в школе, что кстати может быть и не так, но могут быть упущены другие, более значимые стороны жизни.