Найти тему

Как психолог вытаскивает вредные установки. Заметки психолога.

В процессе воспитания ребёнок получает кучу установок. Ну что-то типа мой руки перед едой, проветривай квартиру и уступай место в общественном транспорте пожилым, беременным и инвалидам.

Как в компьютер загружают программу (набор алгоритмов, по которым компьютер должен работать), так и в ребёнка загружают установки - набор алгоритмов, по которым он должен действовать, а значит и думать. Взрослому человеку тоже можно дать установку, но это гораздо сложнее - психика ригидна из-за меньшей пластичности мозга.

Поэтому, психолог (ну кроме гипнотерапии, у них свои нюансы) установок клиенту не даёт. Во-первых, это долго и сложно. Во-вторых, держатся они ненадежно из-за физиологических особенностей нервной системы взрослого человека. В-третьих, это неэтично. В- четвёртых, взрослому человеку они не особо нужны. Он без сторонних алгоритмов способен разобраться, что ему делать. А установки насчёт базовых бытовых навыков типа не забывать выключить утюг у взрослого человека и так есть.

Но не все таблетки одинаково полезны. С установками ситуация такая же. Иногда в психике человека есть установки, оставшиеся с детства, которые во взрослом возрасте мешают ему жить.

-2

К примеру, установки на жизнь в нищете или установки на скромность, которая в наше время уже не добродетель, а путь в нищету. Или установки на одиночество, при том что клиент им тяготится.

Очень часто в психике человека есть проииворечащие друг другу установки, что само по себе приводит к невротизации и дистрессу. Такие установки тоже можно отнести к вредным. Противоречащие установки формируются либо при участии в воспитании ребёнка нескольких взрослых с разным мировоззрением, взглядами и интересами - бабушка так воспитывала, родители иначе. Или воспитание в семье и школе противоречило друг другу.

Или противоречащие установки дал один взрослый, имеющий проблемы с логикой. Классический пример воспитания без логики: "Закрой рот и ешь суп" - простите, а как есть суп с закрытым ртом?

-3

Ещё есть вариант, когда мама наказывает за подчинение папе, а папа за подчинение маме. Тогда ребёнок вынужден выбирать, кого всё таки слушаться. Если он пытается слушаться обоих родителей, то в его психике формируются противоречащие установки. Увы, чаще всего, ребёнок будет пытаться сделать именно так - подчиняться всем взрослым, допущенным до его воспитания. Просто детская психика именно так работает.

Тогда задача психолога в терапии такого клиента (с вредоносными для него установками) их "демонтировать". Как это делается?

Ну во- первых, в случае противоречащих установок, клиент никаких противоречий сознательно не замечает. Бессознательно какой-нибудь хрупкий "костыль" для согласования противоречивых установок есть. Здесь психологу следует указать клиенту на логические нестыковки в его установках и несостоятельность "костыля" и совместно с клиентом исследовать эту тему. Найти кто и зачем это сделал и т.д. По ситуации.

В случае, когда установки вредят, но сами себе не противоречат, нужно опять же выяснить. Кто и зачем это сделал. Может быть, это несло какую-то сиюминутную выгоду для взрослых в окружении. Или эта установка была полезна лет тридцать-сорок назад, а сейчас мир изменился. Или что-то ещё.

-4

После этого проработка установки и обстоятельств её появления позволяет клиенту избавиться от неё. По сути, избавиться от воспитания. Ну если уж мы рубим правду-матку.

Потому что в конечном итоге, клиент психолога приходит к нему именно с целью избавиться от большей части воспитательного багажа. Научиться отстаивать личные границы, научиться говорить "нет", научиться не терпеть насилия, научиться требовать деньги за свою работу. Всему тому, что в процессе воспитания чаще всего старательно подавляется для удобства взрослых в окружении ребёнка.

-5

В терапии клиент учится быть неудобным. И для этого психолог различными способами (в основном поиск и проработка причин появления) избавляет его от установок, полученных в детстве от взрослых.

Потому что множество воспитательных установок не имеют никакой пользы для ребёнка ни в краткосрочной ни в долгосрочной перспективе. Они лишь приносят ту или иную сиюминутную выгоду для взрослых вокруг. За счёт ресурсов ребёнка. За счёт его будущего счастья и успеха.

И приходится избавляться от этого будучи уже взрослым.

Запись на консультации психолога (работа в онлайн-формате)

Электронная почта - g19478227@gmail.com

WhatsApp, Telegram, Discord - 8-905-078-06-48

Вконтакте - @id760655281