Найти тему
Ужасный блог Лумиса

История жанра ужасы в России - от литературы до кинематографа - 1 часть

Хочу начать свою первую статью со своей родины, как на земле русской вообще появился и распространился такой жанр как "ужасы"
Хочу начать свою первую статью со своей родины, как на земле русской вообще появился и распространился такой жанр как "ужасы"

1825-1916

Возникновение началось конечно же, со слова, элементы потустороннего и мистического романтизма были распространены во времена Карамзина, Жуковского и Погорельского, Затем на долгое время, на западе развивался и был на коньке готический хоррор, жанр ужасов в России был в плену у самых низов литературы. Но даже так, элементы мистицизма были даже у таких классиков как Чехов, Пушкин, Тургенев, а уж и проводнике к популярности ужасов Николае Васильевиче Гоголе можно и промолчать, данный суеверный писатель любил нагнать жути в своих произведениях, ведь он же и изменил убеждение о том, что "ужасы" являются лишь нишевым жанром, а пришедший после него Леонид Андреев со своими рассказами такими как : Бездна, его идейное продолжение "В Тумане" и конечно же "Красный смех" напугал десятки, если не сотни тысяч Россиян.

После катарсиса ужасов в литературном творчестве, пришёл на землю русскую кинематограф, это не значит что интерес к ужасам пропал, наоборот, до и после революции 1905 года было снято несколько очень добротных и уникальных кино-ужасов таких как :

Вий «1909» (Экранизация Гоголя)
В полночь на кладбище «1910» ( кино о том, как два друга отправились ночью на кладбище)
Загробная скиталица «1915» (о девушке вампире)
Портрет «1915» (снят по одноименной повести Гоголя)
Пиковая Дама «1916» (снят по одноименной повести Пушкина)

1917-1967

К сожалению все эти прекрасные фильмы были по итогу утеряны, а после всеми известной революции 1917 года в свет смог проникнуть буквально один советский хоррор
1925г под названием «Медвежья свадьба» данная кинолента рассказывала о молодом графе проживающим в Литве, и чьё тело становится одержимым медведем, из-за того что ещё будучи в утробе его мать атаковал медведь, и перенёс патогены в ребёнка, из-за этого главный герой приходил в бешенство и атаковал крестьянок, фильм так же нёс политический характер, ведь заканчивался фильм тем, что озлобленные крестьяне сжигали замок графа

После сжигания графского замка, наступила тишина и во всём советском кинематографе в жанре ужасов, прервавшаяся лишь в
1967 году как это сейчас принято называть «ремейком» повести нашего любимого Николая Васильевича Гоголя «Вий» фильм был снят двумя студентами высших режиссёрских курсов союза кинематографистов — Константином Ершовым и Георгием Кропачевым, фильм был загадкой, ведь пройти тогдашнюю цензуру СССР было нереальным практически для любого фильма связанного с мистикой, хотя существует теория гласящая что тогдашний директор «Мос фильма» Иван Пырьев поставил задачу двум юным режиссёрам выставить церковь в невыгодном свете для граждан, ведь по итогу в фильме церковь не спасает Хома Брута от взора монструозного Вия, но тем не менее известно что фильм изначально носил куда более гнетущий тон, чем разочаровал руководство и тем самым привлекло к работе нашумевшего сказочника Александра Пушко

Собственно Александром было сделано множество спецэффектов в фильме, разработан образ главного антагониста Вия, множество сцен пересняли, от чего и весь настрой картины был переделан, изначально планировался жуткий и от того реалистичный фильм, но из-за Пушко как сами признавали режиссёры, картина получилась более сказочной и забавной, вырезали много сцен нагоняющих жути и драматизма для Хомы Брута, хотя и режиссёры ругают свой же фильм за вмешательство руководства в процесс, зрители и критики высоко оценили фильм и нарекли к сегодняшнему дню его классикой русского хоррора, ведь пусть и «Вий» не способен напугать откровенно устаревшими спецэффектами, но имеет атмосферу, какую передают мало какие картины, ведь фильм был весьма похож стилем на тогдашние японские фильмы ужасов «кайданы» схожесть была не только в сказочной атмосфере, но и в театральной постановке присущей японцам

Вий стал лидером кинопроката обогнав все тогда выходившие фильмы собрав к
1968 году чуть больше 30 млн зрителей, став так же классикой и для иностранного зрителя

1967-1999 (от СССР до перестроечного периода России)

После успеха «Вия» казалось бы нужно залезать на поезд популярности и продвигать такое кино? Но нет, никто не решался на данный ход вплоть до
1985 года и вышедшего фильма «День Гнева» который сочетал в себе жанры фантастики и ужаса, и да, в перестроечный период после отменны цензуры, который душил авторов как змеиный источник, в 80-х вышли добротные фильмы, такие которые вовсе не грех вспомнить, а ваши родители скажут что боялись их смотреть в обнимку в кинотеатре.

Господин Оформитель «1988» ( фильм рассказывает о Петербурге 1904-1908 годах, некто художник-оформитель Платон Андреевич хочет продлить жизнь человека в скульптуре и на рисунках, пытаясь побороть смерть и усовершенствовать окружающий мир с помощью своего таланта) данный фильм кстати, был одним из первых в жанре мистики со времён нашумевшего Вия

Псы «1989» депрессивный, психоделик вестерн об поимке и отстреле собак людоедов, думаю одно лишь описание вполне может заинтересовать или напугать зрителя своей через чур уж экспериментальной частью сюжета, которого до этого в СССР не было, отличный пример как перестройка повлияла на кинематограф и те темы, про которые хотели рассказать и показать режиссёры не стеснённые оковами цензуры.

А вот начало 1990 и до конца 1999 вышел поток отличных фильмов ужасов, и лично я их считаю той вершиной ужасов российского кино, до которого многие даже американские и европейские ужасы не смогли добраться, разберёмся по порядку

Начинается наш отечественный кино-трип ужасов с
1990г и фильма по рассказу Алексея Толстого «Семья Вурдалака» фильм переносит зрителя в наши дни, московский журналист приезжает в командировку в глухую деревню и останавливается у семьи, которая только что похоронила деда Якова, но перед этим дедушку покусал вампир, поэтому когда случайно произносят его имя, старик ждать себя не заставляет, жуть нагнетается поэтапно и умело
видно что фильм делали знающие люди в этом жанре, и использовали свои навыки по максимуму, ведь когда зритель сам насмотрелся разных кино-ужасов, может с легкостью отметить то, что мальчик который сыграл внука Якова, это буквально российский вариант Гейджа Крида, сына главного героя «Кладбища домашних животных 1989» конечно же сейчас тяжело смотреть данный фильм, из-за качества работы художника постановщика и работы осветителя, камера пленки оставляет желать лучшего, но все же дать шанс экранизации Толстого точно стоит.

Далее двигаемся в 1992г и фильм «Паук» (реж Виталий Масс)

В данной киноленте Латвийско-Русского происхождения жанра эротический-хоррор, студентка Вита соглашается поработать в иллюстратором своего тела для жуткого художника который хочет написать портрет Марии Магдалины, девушка пожелала об этом, ведь теперь её преследуют кошмары о пауке насильнике, расслабиться на природе с родственниками не помогает, а тот злосчастный художник все никак не отстает, не зря кинолента называется Паук, ведь при просмотре этого фильма вы будто бы попадаете в паутину из сновидений, а про потасовку в бане с гигантским пауком и вовсе заставляет задуматься, все ли происходящее реально ? И кино заставляет об этом задуматься не хуже какого нибудь Дарио Ардженто, Лючио Фульчи или даже Дэвида Линча.

А теперь на очереди все тот же 1992 и хоррор с Дмитрием Певцовым, удивлены? А такой существует

«Прогулка по Эшафоту» (реж Исаак Фридберг)

Все начинается как типичный хоррор про пару любовников которые забрели не туда, но с каждой минутой жуть все нарастает и нарастает, а фильм превращается из типичного хоррора для вечера в философскую притчу о дьяволе и боге, ведь после того как главный герой находит в лесу избушку, да рядом речку, а рядом с речкой плот с плахой и топорище вбито, закрадывается типичная мысль о том, это скорее всего фильм про маньяка да вопящую девицу с оголенным торсом кричащей помогите по всему посёлку, но эту мысль создатели быстро выгоняют, когда после ночевки в домике, прогнившая избушка превращается в очаровательные чертоги, а молодых людей приветствует хозяин сия волшебного места (между прочим этого хозяина сыграл отличный актёр Борис Плотников) и вот уже казалось бы непримечательный ужастик, поглощает своей концепцией «тихого ужаса» когда не знаешь что и от чего ожидать, и вот уже под конец фильма ты задумываешься о том, что это вообще было и идёшь искать статьи по теме «смысл фильма Прогулка по Эшафоту»

Все тот же 1992 год (прям таки не год, а прорвавшаяся труба для режиссёров в жанре ужасы)

И лично мой пожалуй любимый русский хоррор «Прикосновение» (реж Альберт Мкртчян)

Поистине фильм великолепно отражает слово «безнадёга» и представляет собой сюжет о призраках, но так, если бы они действительно существовали, точнее так видит существование пришедших из иного мира режиссёр, и что сказать это очень реалистичный взгляд без ненужных вымученных тропов, клише и надоедливых уже даже тогда скримеров, угроза в фильме есть всегда, и ты как бы ощущаешь её на каком то ментальном уровне, ты не видишь призрака но знаешь что он есть, и что он хочет навредить каким либо образом главному герою, и от того что не знаешь откуда исходит угроза, её мотивы, мозг не может выстроить картину какого очевидного зла, поэтому концепцию «злого духа» тут режиссёр сделал до жути хорошо, что говорит, увидев фотографию антагониста фильма Николая Ильича Мальцева, не забудешь её ещё очень долго, и запомните друзья, никогда на виду у призрака не произносите слова
«Жизнь прекрасна и удивительна»


И снова 1992 год и опять интересный случай, фильм бюджет которого идёт от финансовой пирамиды МММ и название этому фильму «Гонгофер» (реж Бахыт Калибаев)


Сюжет рассказывает о житие казака Кольки Смагина, паренёк рослый, глаза карие, да только вот в 25 лет ему поменяли глаза на голубые, вы спросите да как так? Просто взяли и поменяли? Об этом и весь сюжет Гонгофера, Казаки приезжают в Москву и там встречают деда Степаныча который им и предлагает купить диковинного быка по кличке Гонгофер, казаки соглашаются, и там же на выставке Колька встречает Ганну, В ночь которую он провёл с ней, ведь на утро ему нужно уезжать, замечает что проснувшись Ганна заменила ему глаза с цвета карие на голубые, но не предает этому значение и лишь вернувшись и испытав шок, решает вернуться в Москву со своим другом Зарубиным что бы заставить колдунью вернуть родные глаза, но фильм не был бы так интересен и загадочен, если бы одна лишь ведьма пыталась убить наших героев, а пытается ли она вообще их убить? Ведь в Москве есть твари и похуже ведьм….да и вообще может это все сон деревенского казака о крупном городе? Где правда, где ложь, где сон и где явь, фильм качается от этих понятий из стороны в сторону и не дает ответов, а заставляет зрителя самому додуматься и принять свою трактовку картины

и не забывайте молодцы, что «Гонгофер» это мечта которая приходит в дом каждого


Вот и покончили мы с 1992г годом, и переходим аж на 1997 к последнему российскому фильму из 90х в этом списке, фильму который сочетает в себе криминальный боевик и хоррор, да это сплав из фильмов Брат и Дракула, фильм под названием «Упырь» (реж Сергей Винокуров)

Данная лента повествует о персонаже «упыре» главном герое, который охотится на вурдалаков и заказ поступает из одного маленького бандитского города, где криминальный авторитет дрожит от любого звука, и на стук в дверь отвечает градом пуль, ведь весь город держит под контролем вампиры бандиты, позднее главный герой находит свою любовь и пытается защитить от недругов, да этот фильм сочетает в себе атмосферу «блатной» романтики, и романтики вампиризма, но все же финал картины заставляет понять что это не просто очередной трэш хоррор как вы могли подумать, а кино которое можно посмотреть далеко не один раз, как и любой фильм о котором в статье идёт речь.


На этом мы закончим небольшой экскурс по истории кинематографа ужасов Российской Империи, СССР и Российской Федерации, и далее рассмотрим фильмы ужасов нашей страны после 2000 года.


(Да я знаю что пропустил парочу фильмов ужасов 80 и 90-х от наших российских режиссёров, но не считаю нужным к их ознакомлению по причинам: первое это затянет и без того большой разбор, считаю вовсе не обязательным к их ознакомлению, так как они не прошли проверку временем и с моего личного мнения являются не качественным продуктом)