Общим местом вульгарного антисоветизма является утверждение, что соцреалисты обязаны были рисовать комбайны, доярок, вождей и красные звёзды, а за изображение икон и церквей у них сразу отбирали краски и везли их в ГУЛАГ.
Между прочим, произносящие всё это люди учились в советской школе, где, например, изучение советской поэзии начиналось с Александра Блока, у которого, напомню, 12 красноармейцев ведёт Исус Христос.
Следующим поэтом шел в учебниках Есенин, написавший целый цикл религиозных поэм о революции, пронизанных великим множеством христианских аллюзий и отсылок к текстам Священного Писания.
Христианские мотивы у советских классиков Михаила Шолохова и Леонида Леонова – отдельная огромная тема.
Собственно, эта линия всегда так или иначе присутствовала и в советской живописи. Прямые отсылки мы знаем и у Петрова-Водкина, и у Нестерова, но вот вам целый ряд не столь известных работ (виднейших, между прочим, художников, среди которых лауреаты Сталинской и Ленинской премий), где религиозные мотивы либо являются центральными в композиции, либо несут определенную (не отрицательную) нагрузку.
Спас, мы видим, занял законное место в батальных исторических картинах соцреалистов, а русские церкви превратились в обычный (втайне – безусловно важный), не тревожащий глаз элемент пейзажа. Советского пейзажа, настаиваю. Церкви настойчиво стоят «посреди социализма», никому не мешая.
При всем том, что материализм и атеизм являлись на внешнем, фасадном уровне составляющими той идеологии, советское искусство с первых шагов мыслило куда более широко и глубоко. Советское искусство, как мы видим, имело мощную корневую систему.
При сохранении социализма к дням нынешним синтез православия и социалистических идей мог дать самые удивительные и убедительные результаты.
Но, увы, это движение было прервано.
377,5K подписчиков