377,5K подписчиков

СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ И… ЦЕРКОВЬ

4,9K прочитали

Общим местом вульгарного антисоветизма является утверждение, что соцреалисты обязаны были рисовать комбайны, доярок, вождей и красные звёзды, а за изображение икон и церквей у них сразу отбирали краски и везли их в ГУЛАГ.

Между прочим, произносящие всё это люди учились в советской школе, где, например, изучение советской поэзии начиналось с Александра Блока, у которого, напомню, 12 красноармейцев ведёт Исус Христос.

Следующим поэтом шел в учебниках Есенин, написавший целый цикл религиозных поэм о революции, пронизанных великим множеством христианских аллюзий и отсылок к текстам Священного Писания.

Христианские мотивы у советских классиков Михаила Шолохова и Леонида Леонова – отдельная огромная тема.

Собственно, эта линия всегда так или иначе присутствовала и в советской живописи. Прямые отсылки мы знаем и у Петрова-Водкина, и у Нестерова, но вот вам целый ряд не столь известных работ (виднейших, между прочим, художников, среди которых лауреаты Сталинской и Ленинской премий), где религиозные мотивы либо являются центральными в композиции, либо несут определенную (не отрицательную) нагрузку.

Спас, мы видим, занял законное место в батальных исторических картинах соцреалистов, а русские церкви превратились в обычный (втайне – безусловно важный), не тревожащий глаз элемент пейзажа. Советского пейзажа, настаиваю. Церкви настойчиво стоят «посреди социализма», никому не мешая.

При всем том, что материализм и атеизм являлись на внешнем, фасадном уровне составляющими той идеологии, советское искусство с первых шагов мыслило куда более широко и глубоко. Советское искусство, как мы видим, имело мощную корневую систему.

При сохранении социализма к дням нынешним синтез православия и социалистических идей мог дать самые удивительные и убедительные результаты.

Но, увы, это движение было прервано.

Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле». 1943–1947
Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле». 1943–1947
Алексей Солодков. «Блюдечко – старое место в Коломне». 1947.
Алексей Солодков. «Блюдечко – старое место в Коломне». 1947.
Семен Горячев. «Уголок Переславля». 1957
Семен Горячев. «Уголок Переславля». 1957
 Владимир Стожаров. «Каргополь». 1964
Владимир Стожаров. «Каргополь». 1964
Борис Щербаков. «Анастасьинские ворота». 1966
Борис Щербаков. «Анастасьинские ворота». 1966
Кондратий Белов. «Тобольск». 1978
Кондратий Белов. «Тобольск». 1978
Николай Барченков. «Окраина Загорска». 1981.
Николай Барченков. «Окраина Загорска». 1981.
Николай Репин. «Дом у реки». 1982
Николай Репин. «Дом у реки». 1982
Сергей Присекин. «Кто с мечом придёт, от меча и погибнет». 1983
Сергей Присекин. «Кто с мечом придёт, от меча и погибнет». 1983
 Владимир Токарев. «Возвращение солдата». 1985
Владимир Токарев. «Возвращение солдата». 1985
 Сергей Бочаров. «Спящий ребёнок». 1986
Сергей Бочаров. «Спящий ребёнок». 1986
 Олег Бороздин. «Начало марта». 1987
Олег Бороздин. «Начало марта». 1987