Подаем жалобу на отказ суда о перечислении части алиментов на счет ребенка

379 прочитали
Изображение из сети Интернет
Изображение из сети Интернет

Просим всех читателей откликнуться! Подготовили апелляционную жалобу на решение районного суда, где отказали отцу в требовании перечислять хотя бы часть алиментов на отдельный счет ребенка. Детали истории читайте в публикациях на канале:

Если у кого-либо есть судебные решения, либо хорошие мысли, идеи, предложения как дополнить, уточнить жалобу обязательно пишите в комментариях или нам на электронную почту: zakonsvoimirykami@yandex.ru.

Выдержки из текста жалобы:

Истец обратился в районный суд с исковым заявлением об изменении порядка уплаты алиментов с просьбой взыскивать с него алименты в размере ¼ доли заработка или иного дохода ежемесячно до совершеннолетия дочери, из которых:

- половина прожиточного минимума на ребенка в твердой сумме с учетом ежегодной индексации, предусмотренной пунктом 1 статьи 117 СК РФ, подлежит перечислению на счет матери;

- остальная часть в пределах ¼ доли дохода подлежит зачислению на номинальный счет, открытый на имя дочери.

Районным судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Данное решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Решением районного суда от 2021 г. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней дочери в размере ¼ доли заработка или иного дохода ежемесячно, начиная с 2021 г. и до совершеннолетия ребенка.

Истец считает, что в настоящее время имеются основания для изменения порядка взыскания алиментов с целью соблюдения имущественных интересов ребенка.

Среднемесячный размер удержания алиментов на сегодняшний день составляет более 40 000 рублей в месяц.

В 2022 года дочери исполнилось 3 года и в этом же месяце ответчик вышла на постоянное место работы, в связи с чем по настоящее время получает официальный стабильный доход.

Основной принцип, которым должен руководствоваться суд – это сохранение прежнего уровня обеспечения ребенка. Обеспечение ребенка у ответчика находится на следующем уровне.

Ребенок по настоящее время посещает муниципальный детский сад. Стоимость услуг детского дошкольного учреждения составляет не более 4 000 рублей в месяц.

Учреждение ребенок посещает 5 дней в неделю с 8 утра до 19 часов вечера, где питается три раза в день. На выходные дочь увозится матерью к бабушке и дедушке, где находится на их обеспечении. Никаких дополнительных образовательных, спортивных секций ребенок не посещает. Никаких дорогостоящих вещей, предметов, имущества, недвижимости на имя ребенка ответчиком не приобреталось.

Таким образом на ребенка в месяц у ответчика выходят траты, не превышающие даже половину прожиточного минимума на ребенка в регионе, и не превышающие 1/3 от получаемых алиментов.

При таких обстоятельствах имеются обоснованные основания полагать, что ответчик расходует алименты не по целевому назначению, поскольку не тратит за месяц на содержание ребенка суммы, превышающие 40 000 рублей.

Данное обстоятельство позволяет ответчику фактически увеличивать свое состояние не только за счет родителя, проживающего отдельно, но и за счет ребенка, который в силу возраста не может защищать свои имущественные интересы.

Увеличение размера перечисляемых алиментов в настоящий момент не способствует увеличению благосостояния именно ребенка, а способствует бесконтрольным тратам со стороны ответчика. На имя дочери не откладываются денежные средства, не приобретается имущество.

Фактически единственным доводом суда первой инстанции является следующее:

«основания для изменения порядка исполнения решения суда отсутствуют, поскольку заявителем не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что мать расходует получаемые на содержание дочери алименты на свои личные нужды и ненадлежащим образом исполняет обязанности по расходованию алиментов вопреки интересам дочери.

Кроме того, получение алиментов в меньшем размере повлечет снижение уровня материального обеспечения ребенка и станет явно недостаточным для ее полноценного развития».

Указанный довод противоречит законодательству и материалам дела.

Алименты, конечным получателем которых является ребенок, являются собственностью ребенка, что подтверждается позициями Конституционного суда РФ в Определении от 5 июля 2011 года № 953-О-О/2011: «Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение указанных платежей может стать одним из основных источников средств к существованию, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых – в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка принципами справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности, гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны членов их семьи – обеспечивалось бы сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов – несовершеннолетнего ребенка, а также исключалось бы чрезмерное и неразумное обременение лиц, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме»;

Верховного суда РФ в Определении № 20-В11-22, вошедшем в обзор судебной практики за 1 квартал 2012 года: «…Целью взыскиваемых на содержание детей алиментов является обеспечение защиты имущественных интересов ребенка после распада семьи, в частности обеспечение максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения и минимизации неблагоприятных последствий прекращения семейных отношений между его родителями. Взыскиваемые алименты должны быть достаточными для удовлетворения привычных потребностей ребенка.

При этом за ребенком, которому причитаются выплаты сумм в качестве алиментов, пенсий, пособий, признается право собственности на эти суммы, а родители либо лица, их заменяющие, являются распорядителями таких денежных средств, расходование которых определено законом исключительно на содержание, воспитание и образование ребенка».

Соответственно защищать право собственности, отследить целевое расходование алиментов, ребёнок в силу возраста не может.

Государство в лице контролирующих органов не наделено никакими полномочиями по контролю за расходованием алиментов, привлечению к ответственности за их нецелевое использование, а также по их возврату ребенку.

Единственным заинтересованным лицом в данном случае является отдельно проживающий родитель – плательщик алиментов, который обязан защищать законные права и интересы своего ребенка.

Благодаря тому, что истец через суд смог добиться увеличения времени общения с ребенком, а именно дважды в неделю по вечерам забирать ребенка из детского сада, проводить с дочерью время каждое воскресенье, истец видит, что никакой дорогостоящей одежды у ребенка не имеется, с ежемесячной периодичностью у ребенка гардероб не обновляется, никаких дорогостоящих украшений не приобретается, никаких платных дополнительных занятий ребенок не посещает, а проводит максимальное количество времени с бабушкой.

Возникли обоснованные вопросы, куда тогда тратятся алименты, а если не тратятся в полном объеме за месяц, то отложены ли они на счет ребенка? Поскольку если алименты не истрачены за месяц, а остатки не сохранены, то это и будет являться нецелевым расходованием алиментов. Никакого ответа от ответчика в досудебном порядке получено не было, в связи с этим истец обратился в суд.

На первом судебном заседании судья обязала представить ответчика доказательства его возражений и расчет ежемесячных трат на ребенка с приложением доказательств.

На втором судебном заседании судья и истец услышали позицию ответчика о том, что на 4-х летнюю девочку в месяц матерью расходуется около 80 000 рублей: 25 000 в месяц на питание, детский садик 10 000 рублей в месяц, одежда 20 000 в месяц, развлечения 10 000 в месяц, косметика 7 000 рублей в месяц. При этом никаких подтверждающих документов не представлено.

Кроме этого ответчиком придумана версия, что все алименты она со счета снимает в полном объеме и тратит только наличными, поэтому никаких чеков не собирает и предоставить в суд не сможет.

На третьем судебном заседании судья снова затребовала доказательства расходования алиментов на ребенка.

Истцом в свою очередь, предоставлены финансовые документы из детского сада, говорящие о том, что расходы на ребенка в садике в среднем не превышают 3-4 000 рублей в месяц, а также, что мать никаких дополнительных занятий не оплачивает, а их оплачивает сам истец.

На четвертое судебное заседание сторона ответчика просто не явилась и не представила ни одного доказательства, подтверждающего расходы на ребенка, составляющие якобы почти 80 000 рублей в месяц. Сведения о доходах и наличия у нее финансовой возможности ежемесячных трат на ребенка в размере 80 000 рублей не были предоставлены. Ответы на запросы суда из УФНС России и Пенсионного фонда не поступили.

Судья отказала в ходатайстве об истребовании выписки по счету у ответчика, на который перечисляются алименты, обосновывая тем, что истцом не предоставлено доказательств не целевого расходования алиментов и отказала в удовлетворении исковых требований.

К сожалению, единственным механизмом защиты алиментов как собственности ребенка от растраты является возможность через суд изменить порядок взыскания, установив перечисление не более 50% на отдельный счет ребенка, который закреплен в части 2 статьи 60 СК РФ: «Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках».

Пленумом ВС РФ № 56 от 26 декабря 2017 г. установлено, что применение указанного механизма возможно в частности в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по расходованию выплат на содержание, воспитание и образование ребенка.

«В частности»вводное слово, употр. для выделения, подчеркивания важного в данной речи частного случая, примера, отдельной стороны чего-н., в знач.: между прочим, а также и, в том числе, не исключая. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940) (электронная версия).

Словарный оборот «в частности» не означает, что перечень оснований является исчерпывающим, а используется в значении - «например», «в том числе».

В статье 60 СК РФ не указано, что перевод 50% процентов возможен только в случае ненадлежащего расходования алиментов. Пленум № 56 Верховного суда РФ также не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств. На каком основании судом первой инстанции трактуется данный пункт пленума именно в таком ключе не известно.

При таком «толковании» нормы закона никогда ни один добросовестный плательщик не сможет доказать нецелевое расходование алиментов, по той причине, что он не имеет полномочий и возможности собирать необходимые для суда доказательства.

Откуда родитель, проживающий отдельно, может взять доказательства нецелевого расходования алиментов? Узнать от самого ребенка, нанять частного детектива?

Да никак он не может получить эти доказательства…без помощи суда. Именно поэтому истец ходатайствовал об истребовании у ответчика выписки по счету, сведений о тратах, сведений о доходах. Даже если родителю очевидно, что алименты на ребенка не тратятся, то прямых доказательств, таких как банковские выписки, чеки он собрать не сможет.

При этом суд согласно положениям статьи 57 ГПК РФ, должен оказывать содействие в собирании и истребовании доказательств, которые стороны не могут получить в силу закона.

Родитель, проживающий отдельно может судить по косвенным признакам: рассказы ребенка, внешний вид, одежда, игрушки, поездки и естественно имеет право задавать неудобные вопросы и защищать имущественные интересы ребенка.

Если бы отец не боролся отчуждением, не виделся периодически с ребенком, не контактировал с детским садом, то он бы не смог вообще увидеть эти косвенные признаки.

В опровержение доводов суда, истцом, в отличие от ответчика, предоставлены доказательства того, что ответчик умышленно завышает траты на детский сад ребенка, вводя суд в заблуждение. Расходы по детскому саду, исходя из письменных пояснений ответчика, якобы составляют 10 000 рублей в месяц, что полностью опровергается предоставленными истцом ответами из учреждения. Иных прямых доказательств отдельно проживающий от ребенка истец физически собрать не может, поэтому и ходатайствовал перед судом об истребовании выписки по счетам, сведений о доходах ответчика и т.п.

Судом необоснованно отклонено ходатайство истца об истребовании выписки по счету, на который перечисляются алименты, с сентября 2022 года по октябрь 2023 года, благодаря которой возможно было увидеть в каких суммах снимались наличные денежные средства и снимались ли вообще.

При этом ответчиком не предоставлено ни одного доказательства трат на ребенка почти 80 000 рублей ежемесячно, что нарушает положения статьи 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно п. 8 Пленума ВС РФ № 56 от 26 декабря 2017 г. вопросы об изменении установленного судом размера алиментов или об освобождении от уплаты алиментов, а также иные вопросы, которые в соответствии с нормами раздела V СК РФ подлежат разрешению судом с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств или интересов сторон.

Судом первой инстанции в нарушение данных предписаний Верховного суда РФ вообще не исследовалось материальное состояние сторон, не истребовались сведения об имуществе, движении по счетам ответчика.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, вне зависимости от того, с кем проживает ребенок. Соответственно, ответчик также обязана принимать участие в содержании несовершеннолетнего лица и выделять средства из собственного дохода на его обеспечение.

Согласно положениям ст. 60 СК РФ, поступающие в распоряжение получателя деньги от отца должны быть израсходованы только на ребенка, его воспитание и образование.

Алименты по своему предназначению не должны служить единственным источником содержания ребенка, тем самым становиться средством обогащения одного родителя за счет другого.

Таким образом, перечисление части алиментов на счет несовершеннолетнего ребенка не будет ухудшать уровень реальных текущих затрат на содержание, а поспособствует рациональному использованию и сохранению средств ребенка, что объективно улучшит его материальное благосостояние.

Изменение порядка взыскания алиментов позволит к наступлению совершеннолетия дочери накопить на ее счете крупные денежные суммы, позволяющие ей распорядиться ими в будущем по своему усмотрению на приобретение недвижимости, образование и другие цели.

В связи с этим, предлагаемый порядок полностью отвечает интересам дочери истца, позволит исключить злоупотребления со стороны ответчика имущественных прав ребенка, будет гарантом соблюдения принципа равенства прав и обязанностей родителей по содержанию дочери.

В связи с вышеизложенным, решение суда первой инстанции противоречит требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, согласно которым судебное решение должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При анализе решения суда можно сделать вывод, что оно не содержит исчерпывающих выводов, вытекающих из установленных фактов, выводы суда не подтверждены исследованными доказательствами, а носят декларативный характер, без какого-либо объяснения мотивов их принятия.

В соответствии с позицией Верховного суда РФ, изложенной в постановлении пленума от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», а также с доводами истца, указанными в жалобе, решение районного суда является незаконным и необоснованным.

Подписывайтесь на канал. Оставляйте свое мнение в комментариях. Присылайте свои истории для консультации и освещения.

Почта для связи и предложений: zakonsvoimirykami@yandex.ru.

Наш канал в Телеграмм - https://t.me/zakonsvoumurykami

Не замалчивайте проблемы отчуждения и нарушения ваших родительских прав!

Помните, Вы живете так как умеете защищать себя.