Дербентский маяк (XIX век)

Дербентский маяк (XIX век)
Дербентский маяк (XIX век)

Дербент, как морской порт известен в очень давние времена, однако у древних авторов не встречаются никакие упоминания касательно такого атрибута порта, как маяк.

Сильные и непредсказуемые восточные ветры делают акваторию Каспийского моря в районе Дербента опасной для мореплавания. Поэтому первый деревянный маяк на этом месте возвели еще в 1851–1853 годах по поручению Кавказского наместника графа Михаила Семеновича Воронцова, развивавшего русско-персидскую торговлю. Основанием для маяка послужили древние оборонительные сооружения. В 1866 году взамен деревянного маяка был сооружен уже каменный высотой 18 метров. Расположен на северной крепостной стене и удален на 1 км от моря. Перестроенный маяк имел новую систему освещения — преломляющуюся третьего разряда. Огонь маяка один, постоянный, белый с проблесками через каждые две минуты, освещал весь морской горизонт на расстоянии 14 миль (26 км). В таком виде башня дошла до наших дней. Изменения коснулись лишь системы огня маяка после реконструкции в 70-х годах прошлого столетия.

В 2007 году на маяк установили новые мощные галогенные лампы, дальность лучей света которых составляет 25 морских миль (более 45 км). Одним из отличительных параметров маяка является частота мигания света. Чтобы командир корабля мог определить, какой именно маяк перед ним, каждый обладает своей частотой мигания. У Дербентского маяка период мигания составляет 4 секунды.

Дербентский маяк
Дербентский маяк

Из 26 маяков, действующих на Каспийском море, Дербентский является самым мощным и единственным архитектурно-историческим памятником. Территория при маяке составляет 8 га земли и принадлежит ныне Министерству обороны РФ, внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С первого этажа до смотровой площадки можно подняться по витиеватой лестнице, состоящей из 73 ступенек. Для устойчивости башни, в стенных нишах установлены гири из чугуна, они нужны для придания устойчивости башне. Гири служат своего рода противовесом, башня держится за счет их силы тяжести. Они должны были по задумке защищать здание от шторма и ветра.

Маяк находится в самом центре исторического г. Дербента между двумя городскими парками, носящих имена выдающихся поэтов — Низами Ганджеви (1141–1209) и Сулеймана Стальского (1869–1937).

Дербентский маяк
Дербентский маяк

Дербентский маяк является стратегически важным объектом гидрографической службы Каспийской флотилии (расположении на широте 42°03’8″). Более 160 лет его свет указывает путь морякам. Несмотря на наличие на кораблях современного навигационного оборудования, свет маяка помогает командирам кораблей и капитанам судов обойти опасную во время шторма Дербентскую впадину, глубиной до 800 метров. Во время ветра над впадиной поднимаются 5-метровые волны, соответствующие 7-бальному шторму.

Научный сотрудник Аскерова Н.М.

Дербентский маяк
Дербентский маяк
Дербентский маяк
Дербентский маяк