Россия в небе: как обстоят дела у отечественной гражданской авиации

139 прочитали

Если верить официальным заявлениям Минтранса, то по состоянию на 2023 год Россия владела более 1100 самолетами. При этом 67 % бортов выпущено зарубежными компаниями, что транспортные компании никоим образом не смущает – 95 % пассажирооборота возложено именно на иностранные воздушные машины.

Самолеты отечественного производства, как правило, используются для перевозок небольшого количества пассажиров. Если же число людей, желающих совершить перелет, начинает переваливать за сотню, то тогда авиакомпании выводят на взлетные полосы «иномарки». И это неудивительно, ведь железные воздушные птицы иностранных компаний как нельзя лучше адаптированы для перевозок большого числа пассажиров.

Если верить официальным заявлениям Минтранса, то по состоянию на 2023 год Россия владела более 1100 самолетами.

Если не брать во внимание малую анимацию, то на конец 2021 года в России в небо регулярно поднимались 236 самолетов Boeing, 298 лайнеров Airbus и 23 воздушных судна других зарубежных производителей. Вот только совершенно непонятно, как отечественные перевозчики планируют решать проблему с комплектующими для них. По мнению экспертов, уже к 2025 году 1/3 авиапарка будет списана и разобрана на запчасти, которые потом поставят на оставшиеся в строю машины.

Согласно плану российского правительства, в ближайшие 8 лет наша авиапромышленность должны выпустить примерно одну тысячу единиц воздушных машин. И машины эти будут исключительно отечественного производства. Санкции не позволяют России закупать иностранные самолеты и запчасти к ним, поэтому стране и приходится переходить на продукты собственной разработки.

Одним из тех самолетов, на который отечественные авиакомпании возлагают большие надежды, является реактивный пассажирский авиалайнер МС-21. Машина создавалась на базе Sukhoi Superjet 100 – лайнера, славящегося своей экономичностью и способностью перевозить до 211 пассажиров на расстояние до 5100 км.

Если верить официальным заявлениям Минтранса, то по состоянию на 2023 год Россия владела более 1100 самолетами.-2

Есть у России и свой собственный среднемагистральный лайнер SSJ. Эту модель самолета используют для воздушного транспортного сообщения уже более 15 лет, вот только летают все время одни и те же машины – пополнить ряды нашего авиафлота новыми SSJ сейчас не предоставляется возможным. Почему, спросите вы? А все просто – прежде всего необходимо, чтобы реальная российская версия лайнера с реально российскими двигателями с честью выдержала все испытания и доказала свою надежность, безопасность и актуальность использования.

Следует напомнить, что попытки разработать отечественный авиалайнер для полетов на короткие маршруты были предприняты «Росавиакосмосом» еще в начале 2000-х годов. Тогда государственная корпорация объявила конкурс, в рамках которого его участники должны были разработать самолет с пассажировместимостью не более 100 человек и возможностью совершать полеты на расстояние не менее 2000 км.

Большинство комплектующих проектного самолета были импортными – корейские двери, американская электрика, французская авионика... Но тогда это никого не смущало, как и продолжает не смущать до сих пор. Более того, все российские производители самолетов сейчас стараются не разрабатывать собственные запчасти, а приобретать их у специализированных, готовых сотрудничать с нашей страной, зарубежных производителей. Объясняется такой подход к делу очень просто – закупка импортных комплектующих существенно упрощает прохождения самолетом процесса сертификации и сокращает количество проблем при продаже воздушной машины в другие страны.

В 2018 году на государственном уровне решили – пора бы уже создать что-то свое. Проект получил название Sukhoi SuperJet 100 R, которое впрочем так и не прижилось – уже в 2019 году самолет повсеместно называли SSJ NEW. Забегая вперед, скажем, что это «прозвище» воздушного лайнера также не стало последним.

Если верить официальным заявлениям Минтранса, то по состоянию на 2023 год Россия владела более 1100 самолетами.-3

В 2023 году произошла официальная смена названия разработчика воздушной машины – корпорацию «Иркут» переименовали в НПО «Яковлев». А чтобы войти в новую эпоху российской авиации полностью обновленными решили переименовать и самолет – его назвали SJ-100. Сама конструкция машины изменений не претерпела, поменялись только поставщики комплектующих. Ах да, разработчик тогда гордо заявил, что новый самолет будет российским на целых 97 %.

Первый полет SJ-100 совершил в августе 2023 года. На тот момент на его борту были установлены двигатели производства SaM146, которые вскоре были заменены на полностью отечественные ПД-8. Причиной замены стали все те же злополучные санкции, не позволяющие приобретать зарубежные комплектующие для ремонта французско-российских моторов. И нужно сказать, что замена прошла успешно – ПД-8 оказался практически полностью эквивалентен SaM146 по техническим параметрам.

Теперь поговорим о том, что касается Ту-124. Как известно, разработка самолета началась 44 года назад – тогда авиационная промышленность срочно хотела заменить устаревший Ту-134 на что-то более эффективное и безопасное. И нужно сказать, что работа была завершена успешно – Ту-124 получился очень экономичным и быстрым. Машина способна преодолевать расстояние до 4,5 тыс. км и перевозить на борту до 210 пассажиров.

Самолеты Ту-124 оснащены турбовентиляторными двигателями ПС-90А, отлично работающими на высоких скоростях и больших высотах. Кстати, производитель, на которого возложена ответственность за выпуск лайнеров пообещал выкатить пять новеньких железных птиц из ангаров уже в этом году. Сначала самолеты отправятся в тестовые полеты, а затем, если все пройдет удачно, – перейдут в собственность компании «Аэрофлот».

Нужно сказать, что новинкой среднемагистральный лайнер Ту-214 назвать не повернется язык даже у самого ярого защитника отечественного авиапрома. И это неудивительно, ведь воздушная машина собирается еще с 1996 года, при этом разработана она была и вовсе в конце далеких 80-х.

Если верить официальным заявлениям Минтранса, то по состоянию на 2023 год Россия владела более 1100 самолетами.-4

Подводя итог вышесказанному, хотим отметить тот факт, что главная проблема отечественной авиационной промышленности до сих пор так и не решена. А проблема эта заключается в том, что власти ни разу не смогли соблюсти обещанные ими сроки выпуска российских самолетов… Как наша страна собирается реализовывать свои грандиозные планы по возрождению авиастроения – совершенно непонятно.

Есть и другой, не менее актуальный, чем предыдущий, вопрос. Многие дыры хотят заткнуть самолетами, выпущенными еще в СССР. И вот подход такой совершенно непонятен. Зачем тратить ресурсы на устаревшие модели? Может лучше направить все имеющиеся в наличии денежные и технические средства на доработку новых самолетов?

Полная версия статьи и продолжение о новых Ту-144 здесь

Подписывайтесь, ставьте лайки. Нам интересно ваше мнение - ждем в комментариях!