Как-то раз я уже рассказывал вам про персонажа, который лишился короны курфюрста из-за двух отобранных у колхозника лошадей. Сегодня речь пойдёт о ещё более талантливом парне. Он попил водички и потерял французскую корону.
Итак, знакомьтесь – Луи Бурбон, граф Суассон, принц крови и троюродный брат короля Франции Людовика XIII.
Тут надо сразу одну вещь понять про эпоху всех вот этих вот мушкетёров-кардиналов-заговорщиков: аристократия, которая интриговала против короля и кардинала, она ни то, чтобы очень боролась за власть, деньги и влияние. Козни были способом их общественной жизни. Исторически так получилось, что французская знать была самой древней в Европе и не уступала в чистоте крови своим монархам, а потому смириться со своим некоролевским положением было пока немыслимо. Но и сил со средствами на реальную борьбу за королевство не хватало. Вот они и пакостили для удовлетворения своей спеси.
Луи Бурбон был такой себе интриган. Не слишком искусный и удачливый он бежал в 1641 году от гнева короля и Ришелье в Седанской княжество. Меж тем в Европе во всю шла Тридцатилетняя война.
Габсбурги и Бурбоны выясняли, какой королевский дом будет гегемонить в христианском мире в последующие 100 лет. Война была религиозной между католиками и протестантами. И обе августейшие фамилии были католическими. Но с особой радостью поддерживали протестантов в тылу врага: французы помогали Нидерландам, испанцы финансировали гугенотов.
Луи Бурбон протестантом не был, но первый министр испанского королевства граф-герцог Оливарес решил разыграть карту недовольной французской аристократии. По его указанию губернатор Нидерландов выделил Суассону денег на набор войска. Тот с радостью навербовал себе до трёх тысяч валлонских наёмников. В помощь мятежникам направлялся корпус имперского фельдмаршала Гийома де Ламбоя численностью в семь тысяч человек.
Видя эти приготовления, Ришелье наносит удар на опережение. Маршалу Шатийону в апреле 1641 года было приказано оккупировать Седан. Однако, все боеспособные войска были на удалённых театрах военных действий, а Шатийон командовал отребьем. К Седану с семитысячной колонной он подошёл только в начале июня 1641.
Инсургенты в сопровождении испанцев вышли на встречу королевской рати. 6 июня испанская пехота выстроилась перед лесом близь деревни Ла Марфе. Французы с ходу начали атаку и опрокинули испанские ряды. Те бежали в лес, французы преследовали и наткнулись на ураганный огонь артиллерии в упор – де Ламбой приготовил для них сюрприз в лесу. Потом в ход пошла кавалерия мятежников и опрокинула строй французских всадников правого фланга. Те потоптали собственную пехоту, довершая разгром.
Сражение длилось менее часа. По итогу, четыре тысячи пленных французов, взяты артиллерия и обоз. От семитысячного войска маршал Шатийон смог собрать только двести всадников.
Это был полный триумф! Дорога на Париж открыта – у французского короля не было больше сил, чтобы остановить Суассона. Граф гарцевал на коне в пороховом дыму среди поверженных врагов. Он приказал подать ему кувшин воды, чтобы напиться. Лихо стволом пистолета поднял забрало и случайно отстрелил себе полголовы…
В рядах мятежников тот час поднялся ропот: таких случайностей не бывает! Это Ришелье подослал снайпера. Но ни одна христианская бомбарда не бьёт на такое расстояние!! Не иначе сатанинское наущение и дьявольские козни!! А с дьяволом мы воевать не нанимались!!
Армия разбежалась, Бурбоны устояли. Мораль: не будьте, как Луи де Суассон. Соблюдайте технику безопасности в местах проведения взрывных и строительных работ!!