Чтобы помочь ребёнку в развитии зрительно-моторной координации, предложите ему занятия на нанизывание, вкладывание, открывание-закрывание, проталкивание и откручивание-закручивание.
Нанизывание
Первый этап — нанизывание колец на стержень, понадобится 4—5 колец разного размера. Самое толстое кольцо не должно быть больше, чем может обхватить рука ребёнка. Дети постарше могут упорядочивать кольца по размеру на пирамидке — от самого большого к самому маленькому.
Существует версия с тремя цветными стержнями и кольцами кольцами (красный, жёлтый, синий). Поначалу ребёнок надевает кольца беспорядочно: красное на синий стержень или жёлтое на красный. Позже он начинает задумываться и надевать красное на красный, а синее на синий.
После того как ребёнок освоил вертикальное нанизывание, предложите ему горизонтальные стержни (сначала прямые, а позже — волнистые).
Закручивание
Ни одно упражнение не укрепляет кисть руки так, как закручивание. Кроме того, ребёнок учится работать двумя руками: одной прикручивает гайку, а другой держит болт. Предложите малышу один или два болта с резьбой на конце и соответствующей гайкой. Для начала оставляйте гайку на болте.
Открывание и закрывание
Ещё один способ развивать моторику и координацию глаза и руки — это дать ребёнку возможность открывать и закрывать различные ёмкости и контейнеры.
Подойдёт корзинка с двумя или тремя обычными бытовыми предметами для открывания и закрывания: китайская коробочка, жестяная баночка, сумочка с кнопкой, коробочки для макияжа, пудреницы, футляры для губной помады, футляр для зубной щётки.
Около 16 месяцев можно предложить набор дверных защёлок, прикреплённых к мебели или дверным проёмам: защёлка с цепочкой, защёлка с крючком, шпингалет.
Вкладывание
Для отработки навыка вкладывания сначала предлагаем ребёнку коробку с цилиндрами-вкладышами. Сначала достаточно 1—2, а позже можно увеличить до шести.
Ещё вариант — наборы круглых чашечек разного размера. Освоив это занятие, позже ребёнок научится собирать и разбирать матрёшку.
С года можно предлагать первые рамки-вкладыши с ручками. Поначалу предлагайте рамку и вкладыш круглой формы. Это самая простая форма, ведь у круга нет сторон, которые могут не подойти к выемке.
Как только ребёнок освоит одиночные формы, предлагайте составные рамки-вкладыши — одинаковые фигуры разного размера или разные фигуры одинакового размера. Следующим шагом будут вкладыши с изображениями.
Проталкивание
С помощью упражнений на проталкивание ребёнок учится складывать предмет в контейнер и начинает понимать постоянство объекта — когда что-то исчезает из поля зрения, оно может появиться снова. Ещё года мы предлагаем малышу коробку с шариком, коробку с мячиками и молотком, трубку для проталкивания. С развитием ловкости может вставлять большую монету или фишку в узкую щель, а потом и палочки в дырочки.
Сортеры
Около года самое время предложить простые сортеры. Базовый комплект: на каждой стороне один вид отверстия, например, одна сторона с круглым отверстием, одна — с квадратным, одна — с треугольным и одна — с прямоугольным. Сначала ребёнок учится проталкивать круглые или цилиндрические фигурки, а затем более сложные формы — куб, треугольные призмы.
Более сложные сортеры — отверстия двух разных видов на одной стороне, затем ещё более сложные. Например, отверстия четырёх разных форм на одной стороне сортера.
Эти игрушки отвечают принципам Монтессори-развития и могут стать частью Монтессори-среды в вашем доме. Чтобы разобраться в основах этого метода и узнать варианты применения его для развития своего ребёнка, приходите на бесплатный практикум для родителей и специалистов: