ННГУ вчера и сегодня: студенты, которые вдохновляют

Студенчество – это особенный этап в жизни каждого человека. Годы, проведённые в стенах вуза, до конца жизни вспоминаются с теплотой и любовью. Это светлое и беззаботное время, наполненное новыми знаниями, знакомствами и огромными перспективами. И если про современных студентов сегодня известно многое, то чем жили студенты Университета Лобачевского, например, сто лет назад – остаётся загадкой. Поэтому специально для проекта Министерства высшего образования и науки РФ #НашиСтудентыМОН мы заглянули в прошлое и переместились почти на век назад.

Молодёжь во все времена играла роль в укреплении и развитии Нижегородского государственного университета. Первые общественные организации и, как бы сказали сейчас, активисты и волонтёры начали работать в стенах вуза с начала 20-х годов XX века. Именно тогда в помощь партийной организации образовалась комсомольская ячейка.

Студенчество – это особенный этап в жизни каждого человека. Годы, проведённые в стенах вуза, до конца жизни вспоминаются с теплотой и любовью.

Первые комсомольцы пришли в университет с рабфака. В 1920 году на рабочий факультет поступило 609 слушателей, из них членов РКП(б) – 41 человек, членов Российского коммунистического союза молодёжи – 94, то есть 22% от общего числа слушателей, которые были объединены в ячейку.

В те годы Гражданская война шла к завершению. Коммунистическая партия взяла курс на мирное строительство. Пришедшая с фронтов рабоче-крестьянская молодёжь широкой волной хлынула в университет и на рабфак, наполнила общественную жизнь высшей школы совершенно новым содержанием.

В 1923-24 учебном году в НГУ училось 2443 студента, из них по социальному положению: рабочих – 990, крестьян – 703, трудовой интеллигенции – 690, членов партии – 205, членов РКСМ – 243. Во всех учебных группах были избраны групповые комсомольские организаторы. Группа стала центром всей комсомольской работы. Важнейшей задачей, решать которую был призван комсомол в высшей школе – это идейно-политическое воспитание студенчества, формирование марксистского мировоззрения. Комсомольцы вместе с коммунистами проводили важную работу по становлению курсов общественных дисциплин, активно работали в предметных комиссиях, устраивали периодические проверки успеваемости.

Перед партийной и комсомольской ячейками НГУ стояла задача разработать систему мероприятий, призванных помочь студенчеству в усвоении марксистколенинской теории. В 1923 году общими усилиями были созданы 4 марксистских кружка, которые «работали интенсивно». Кроме политкружков работали и другие, в том числе газетный, лекторский, драматический, хоровой. Всего разные кружки посещало 1927 студентов (из них 155 – члены партии и комсомольцы).

Заметную роль в идейном воспитании студентов играла и стенная печать. Впервые стенная общеуниверситетская газета «Красный студент» вышла в марте 1923 года. На рабфаке с 1922 года издавался свой литографический журнал «Голос рабфаковца», стенная газета «Студент-пролетарий». Комсомольцы НГУ и рабфака также принимали живое участие в губернской газете «Молодая рать».

В 1925 году в жизни вузов был сделан определенный поворот в сторону усиления учебной работы и повышения качества подготовки будущих специалистов. Партийные и комсомольские организации НГУ стали больше заниматься вопросами учёбы студентов, развернули борьбу с пропусками занятий, с поверхностным изучением учебного материала, приступили к налаживанию учёта успеваемости, упорядочению общественной работы.

Студенчество – это особенный этап в жизни каждого человека. Годы, проведённые в стенах вуза, до конца жизни вспоминаются с теплотой и любовью.-2

В 1924-25 учебном году были созданы курсовые комитеты. Для повышения успеваемости студентов, укрепления дисциплины и улучшения всей учебно-воспитательной работы запустили социалистическое соревнование под лозунгами: «Ни часа на прогул!», «Повысить академическую успеваемость и активность студентов».

«Комсомольцы решали вопросы учебной жизни вплоть до планирования учебного процесса, назначали на стипендию, распределяли места в общежитии, следили за успеваемостью. Комсомольская организация представляла собой большую силу. Решение комсомольского бюро считалось законом. 2-3 раза в год каждый студент (не только комсомолец) отчитывался перед бюро о своих успехах в учебе, в общественной работе. После такого отчета членами бюро давались конкретные рекомендации, а если нужна была, помощь, комсомольцы делом помогали товарищу», – из воспоминаний студента естественно-агрономического отделения Педфака НГУ 1920-х годов Ивана Грязнова.
Студенчество – это особенный этап в жизни каждого человека. Годы, проведённые в стенах вуза, до конца жизни вспоминаются с теплотой и любовью.-3

По сути, задачи студенческого актива XXI века во многом схожи с задачами ребят века прошлого. Успеваемость, формирование мировоззрения, воспитание… И конечно же, дружба. Сегодняшние активисты рассказали, что для них значит Студенческий Совет Университета Лобачевского.

«Самое ценное в Студенческом совете ННГУ — это то что, несмотря на разные факультеты, разные направления обучения мы создавали тогда, и сейчас продолжают создавать ребята, свою историю, свою дружбу. Мы до сих пор все хорошо общаемся и часто видимся, а это, пожалуй, самый главный результат нахождения в Студенческом совете ННГУ. Сейчас моему сердцу приятно, когда я вижу новых звёздочек в этой организации, я понимаю, что когда-то всё было не зря», – говорит Анжела Большакова.
Анжела Большакова
Анжела Большакова
«В годы моего студенчества Студенческий совет ННГУ был для меня важной частью жизни. Тогда у нас была куча идей и решений, которые так или иначе мы претворяли в жизнь. Нам было важно, чтобы спустя годы затишья, о нас, наконец, снова заговорили и стали узнавать. Думаю, нашей команде это удалось. До сих пор с теплотой вспоминаю все проекты, внутряки, неформальные встречи и важные атрибуты», – поделилась воспоминаниями Мария Кизилова.
Мария Кизилова
Мария Кизилова
«В команду Студенческого совета ННГУ я пришёл осенью 2020 года. Тогда для студсовета важной целью было объединение инициативных людей с разных факультетов под одной эгидой и, как раз-таки, создание событий на основе потенциала организаторов этих событий, развитие уникальных мероприятий и интеграция студентов через рабочую деятельность, эффективность и качество выполненной работы», – рассказал Сергей Леонтьев.
Сергей Леонтьев
Сергей Леонтьев