Найти тему
СУДЬБЫ РАЗНЫЕ

Сергей Бондарчук. Непростая судьба, травля и любовь советского режиссера

Оглавление

Юный Сергей Бондарчук долго «воевал» с отцом, который настаивал, чтобы сын получил серьезную специальность инженера. Сын отстоял свое право на выбор профессии, и отец, скрепя сердце, напутствовал его:

«Об одном тебя, Сергей, прошу. Стань настоящим актером, не комедиантом!»

Каким же стал, и потом всю жизнь был Народный артист СССР Сергей Федорович Бондарчук, бывший одной из самых ярких и влиятельных советских актеров, и режиссеров

Ростовский дебют

Он заробел поступать в училище при Московском Театре Революции (нынешняя «Маяковка») в самый последний момент. Забрал поданные документы за считаные дни до начала экзаменов, купил обратный билет. Сев в поезд понял, что не сможет посмотреть в глаза отцу после такого возвращения. Сошел в Ростове, где впервые проявил свой, впоследствии знаменитый «бондарчуковский» напор: минуя все препоны настоял на прослушивании в училище при местном драмтеатре, и стал студентом. Нонна Мордюкова однажды рассказывала:

Моя семья до войны жила в Ейске, моя мама дружила с мамой Сергея Федоровича, я – с его сестрой. Мы были еще школьницами, а Сергей уже учился, играл в театре. Присылал свои фото в ролях. Ролей уже не помню, но красавцем выглядел сногсшибательным!

Война застала Сергей Бондарчука уже актером Театра Красной Армии в Грозном. Он был призван, воевал, воевал, выжил.

Демобилизованный студент

Демобилизовали Бондарчука только в начале 1946. Теперь он уже не боялся ничего, поэтому отправился сразу во ВГИК, сразу на третий курс, учиться режиссуре у С.А.Герасимова. На том самом курсе, «молодгвардейском». Актриса и педагог Тамара Макарова, жена Герасимова, вспоминала:

Ладный, подтянутый Бондарчук, в гимнастерке без погон, с добрыми, слегка печальными глазами приглянулся нам при первом же прослушивании

А вот воспоминания самого Герасимова:

-2
"Пришедший к нам уже после армии 26-летний Бондарчук был гораздо взрослее остальной молодежи курса. Так что играл у нас людей пожилых, серьезных. На курсе был человеком негромким. Поза, быстрые и кокетливые жесты были ему не свойственны. Очень осторожно подходил ко всему, что предстояло делать"

В «Молодую гвардию», сделавшую выпускников Герасимова знаменитыми, его сначала не взяли: не так уж много было в ней «возрастных» ролей. Вмешался случай: на роль взрослого подпольщика Валько Бондарчук попал потому, что утвержденный актер заболел прямо перед выездом в экспедицию. Фильму это пошло только на пользу. Знаменитый В.Пудовкин, посмотрев «Молодую гвардию», сказал о Бондарчуке:

"Этот артист въехал в кино, как танк!"

Первые жены и дети

С первой женой, ростовской актрисой Евгении Белоусовой Бондарчук вместе работал во фронтовых концертных бригадах. После войны молодые люди пошли каждый своей дорогой. Но году в 47-м, когда Бондарчук уже был женат на своей однокурснице по ВГИКу, Инне Макаровой, по словам молодой жены:

"К нам домой пришла женщина, которая сказала, что родила от Сергея сына. Мы тогда оформили фиктивный развод, чтобы они с Евгенией смогли снова пожениться, тоже фиктивно, и у Леши был законный отец".

Бондарчук исправно платил алименты на ребенка, но им самим не интересовался. Лишь Инна Макарова принимала некое участие в жизни Алексея, даже уже после развода с Бондарчуком. Алексей жил в Ростове. Получил два высших образования, и искусством никак не связанных. В дележе наследства после смерти отца участия не принял. Единственное, чего за все годы удалось добиться от него журналистам, это фразы:

-3
Нашу семью уже давно ничего не связывает с Бондарчуком. Не надо ворошить нашу личную жизнь.

Дочь Бондарчука и Макаровой Наташа родилась в 1950. В 1971 она закончила ту же самую мастерскую Герасимова во ВГИКе, что в своё время отец. Дебютировала в фильме своего мастера «У озера». Стала актрисой, режиссером, сценаристом. Инна Макарова рассказывала, что с Бондарчуком они были счастливы:

"Он меня принял девчонкой совсем, за ручку водил… Я по молодости любила скатываться по перилам, так он каждый раз сломя голову несся по лестнице, чтобы меня поймать, если упаду… Но мы не могли постоянно быть вместе. У обоих съемки, работа... "

Беспартийный народный артист

Сразу после войны фильмов снимали мало, но Бондарчука приглашали чуть ли не в каждый третий из них, хотя бы на эпизодические роли. В 1950 он получил звание Заслуженного артиста РСФСР, а уже в 1952 стал Народным артистом СССР. Это звание было получено за главную роль в фильме «Тарас Шевченко». По легенде фильм высоко оценил сам Сталин.

Почему-то сейчас модно всячески «изумляться» тому факту, что на момент получения звания Народного Бондарчуку было всего лишь немногим больше 30 лет, и он не был членом партии. Дескать – уникальный и необъяснимый факт, интрига, небывалая «обласканнось властью». Господа, опирайтесь на реальную историю своей страны, а не на дешевые пропагандистские мифы! В период 30х-50х годов абсолютное большинство Народных артистов не состояло в ВКП(б). И среди них встречались люди гораздо моложе тогдашнего Бондарчука. Например, беспартийная певица и балерина Халима Насырова получила это звание в 24 года.

-4

Так что не нужно искать в беспартийности молодого Бондарчука ни «принципиальности творческого человека», ни «фиги в кармане по отношению к существующему строю». В КПСС он вступит в 1970. По зову сердца или из карьерных соображений, какая теперь разница. Это были уже совсем другие времена.

«Сначала задушил, потом уж и женился»

Через некоторое время у Бондарчука, который играл роль Отелло, завязался роман с красавицей-актрисой Ириной Скобцевой, игравшей Дездемону. Она вспоминала:

"Роли и жизни актеров нередко переплетаются. Наш роман возник на фоне бушующих шекспировских страстей"

Бондарчук довольно долго не решался разрушить прежнюю семью. Гордиев узел разрубила, в конце концов, Макарова:

"Пошли какие-то слухи, анонимки… Что-то окончательно сломалось в нашей жизни. Сережа тогда начинал делать «Судьбу человека», а я уезжала на съемки фильма «Дорогой мой человек». Как-то сидим вечером на кухне, грустно очень-очень как-то все… Я говорю: «Может, нам уже нужно расстаться» ?.. Он заплакал, ушел курить"

Так и разошлись, без ссор и взаимной неприязни…

-5

Бондарчук и Скобцева поженились вскоре после того, как «Отелло» вышел на экраны и прожили вместе 26 счастливых и гармоничных лет, до самой смерти Сергей Федоровича. Ирина Кирилловна оказалась потрясающей женой, буквально положившей жизнь на алтарь своей большой любви к большому художнику. Наташа, дочь от первого брака, бывавшая в новой семье отца, говорила:

"Ирина Константиновна полностью посвятила себя отцу и делу его жизни. Даже действуя себе в ущерб – ведь в кино она была очень востребована. Но роль жены Бондарчука была у нее в приоритете"

По воспоминаниям друзей, Ирина порой прямо-таки баловала мужа, моментально исполняя ее малейшие желания. Актриса Алла Ларионова, подруга семьи, вспоминала такую показательную историю:

"Сидим как-то у них в гостях, и тут Сережа говорит: «Ира, мне так рыбки хочется!» Ирина моментально вскочила, оделась и побежала в магазин
Одним, словом, у Сергея Бондарчука был такой крепкий и надежный тыл, что он без преувеличения мог себя чувствовать, как за каменой стеной и всецело отдаться работе".

«Судьба человека»

Картина стала режиссерским дебютом Бондарчука. Он же играл главную роль. Подготовка началась еще «при Макаровой», а снимали фильм уже «при Скобцевой». На одном дыханье, в рекордные сроки – за 74 дня. Если, как говорил Пудовкин, Бондарчук-актер въехал на экран, как танк, то рождение Бондарчука-режиссера было подобно взрыву бомбы!

Фильм собрал все возможные знаки отличия в Союзе, включая Ленинскую премию, и множество призов международных фестивалей. Говорят, английская королевская семья сделала заказ копии для своей личной фильмотеки. Европейские газеты писали:

-6
"Если вы хотите понять, почему Советская Россия победила Гитлера в войне, посмотрите кинофильм «Судьба человека»"

Сергей Бондарчук занял высшую ступень в иерархии советского кино. Получил полную свободу творческого самовыражения.

«Война и мир» и «Дети войны и мира»

Он задумал масштногое, чего и не вспомнить.абнейший проект – экранизацию «Войны и мира». Сегодня четырехсерийную картину разные эксперты называют самым дорогим фильмом в истории кино. Вероятно, так и было. Во всяком случае только «Мосфильм» выделил на съемки 8 миллионов рублей. Многотысячную массовку для батальных сцен предоставило и костюмировало Министерство Обороны. Оно же специально сформировало, обучило, и тоже одело в форму 1812 года специальный конный полк на 1500 всадников. А также предоставило боеприпасы и ГСМ. 58 музеев СССР предоставило экспонаты для съемок. 40 предприятий изготавливало реквизит.

В общем, если действительно считать все по рыночным ценам – сумма получится космическая! Но не стоит забывать – время было другое. Другая экономика, другой подход. Это называлось не «куча бабла», а «усилия всей страны» … Киноэпопея и впрямь стала вопросом престижа СССР, громадным шагом в популяризации русской литературы и культуры в целом. И в конечном этапе окупилась – доходы от проката за рубежом были огромные!

Не говоря уже о том, что технологии съемки массовых сцен, впервые в мире примененные Бондарчуком, оказали серьезнейшее влияние на развитие мирового кинематографа. И даже сейчас киноведы, анализируя какого-нибудь «Властелина колец» нет-нет да и отметят приемы, придуманные на съемках Бородинского сражения 60 лет назад.

-7

Фильм снимался почти 7 лет. За это время родились двое детей Бондарчука и Скобцевой. Дочь Алена, ставшая актрисой и, к сожалению, безвременно умершая. И сын Федор, ныне далеко не последняя фигура современного российского кинематографа: актер, режиссер, продюсер, политик. Шутку про «детей войны и мира» придумал их отец.

На этих съемках он, кстати, пережил клиническую смерть. Шла напряженная работа – уже отснятую 1 серию срочно готовили к Московскому кинофестивалю. Остановилось сердце. Когда медики привели Сергея Федоровича в чувство, первое, что он сказал:

"Теперь я знаю, как надо снимать смерть князя Андрея. Он уходит не в темноту, а в свет…"

Первый советский миллионер

Это тоже модный ныне образ. Бондарчук действительно зарабатывал много. Особенно с учетом съемок за границей – он снимался в итальянском фильме «В Риме была ночь», потом в Италии же ставил «Ватерлоо» - и многочисленных премий, в том числе, иностранных.

Муссируется туманная история об его отказе отдать государству денежную премию за «Оскар», полученную «Войной и миром». История темная, полная каких-то противоречивых слухов, характерных для творческой среды, но бесспорно одно: никаких вредных последствий для Бондарчука этот демарш не имел.

Как проходит земная слава…

После «Войны и мира» Бондарчук стал корифеем советского кино, приобрел невероятный вес и влияние. И постепенно нажил себе множество недоброжелателей. Начал раздражать кинематографическую среду, на него посыпались обвинения в излишней официозности, кумовстве. Были тому причины – на каком-то этапе буквально каждая его серьезная картина получала Государственную премию. И у людей возникали резонные сомнения – а по заслугам ли?

К началу Перестройки неприязнь к Бондарчуку достигла апогея. В 1986 его попросту не избрали делегатом Съезда кинематографистов. Вступился только Никита Михалков, сказавший на съезде:

"Каждый вправе по-разному относиться к личности и работам Бондарчука. Но не избрать делегатом съезда человека, снявшего фильмы, вошедшие в историю отечественной культуры: «Судьбу человека», «Они сражались за Родину», «Войну и мир» — это значит проявить ребячество, дискредитирующее благой порыв искоренить формализм, официоз и уныние, царящие ныне в Союзе Кинематографистов"
-8

Никто не внял – слишком уж оскорбило кинематографическую общественность явно незаслуженное премирование последней эпопеи Бондарчука «Красные колокола», фильма с явными недостаткам… К тому же шло время «крушения идолов». А Бондарчук и сам не заметил, как стал одним из «идолов». И очень от этого страдал. Людмила Савельева – та, что играла Наташу Ростову - вспоминала:

"Сергей Федорович всегда казался мне человеком-скалой, крепким, знающим себе цену. Он же великие фильмы снимал! Но однажды я видела, как он развернул газету, а там статья про него, гадкая, некрасивая… Какой-то критик называет его бездарем, советует «не лезть в режиссуру». Я смотрю – Сергей сидит весь белый. Только тогда поняла, как ему больно от этой травли"

Лебединая песня

Бондарчук сделал еще одну попытку снять хорошее серьезное кино – «Тихий Дон». После «Судьбы человека» Шолохов мечтал о более масштабной экранизации романа, чем двухсерийный фильм Герасимова. И чтобы делал это именно Бондарчук. Но Родина Бондарчука больше не любила, финансировать проект отказались и киностудии, и телевидение. А итальянцы по старой памяти сами предложили свои услуги. Подписали контракт.

Столкновение с «миром капитала» оказалось ужасающим. После того, как фильм был снят и смонтирован, продюсеры заявили, что им не нравится режиссерский подход к роману, как к трагедии. Это должен быть боевик! Фильм самовольно перемонтировали. Началась тяжба, в которой тактически победил тот, кто хитрее и ловчее: продюсер зарегистрировал новую фирму и попросту похитил материал. Его объявили в международный розыск… Ирина Скобцева вспоминала, что вся эта авантюрная история очень плохо сказывалась на здоровье уже тяжело больного Бондарчука:

Он каждое утро просыпался с тяжёлым вздохом и бормотал: «Ну что прикажете делать с этими бандитами?..»

В конце концов, его сердце не выдержало. Сергей Бондарчук скончался от инфаркта 20 октября 1994 года… Вот такая непростая судьба. Только в 2006 наследникам все-таки удалось спасти и вернуть в Россию отснятый Бондарчуком материал. Федор Бондарчук смонтировал его в формате телесериала.

А вы считаете Сергея Бондарчука одним из лучших режиссеров прошлого столетия? Вам нравятся его фильмы?