Найти тему
Захар Прилепин

С МЕЧТОЙ О МИРЕ. ЕЩЁ РАЗ О ЦЕРКВИ И СОЦИАЛИЗМЕ

Всякий разговор о социализме ещё некоторое время будет порождать вопрос: «…а как же Церковь? – ведь большевики хотели уничтожить все церкви!»

Верю, что однажды этот разговор утратит ту эмоциональную силу, что имеет сегодня – как утратила силу, к примеру, тема раскола. Раскол теперь волнует, скорей, интеллектуально, но не позволяет уже, в силу смены эпох, соотнести себя с отлученными от Церкви, лишенными всяких прав раскольниками.

Что до наших проблем, то я не устану повторять: конфликт советской власти и Церкви имел подоплеку:
а) экономическую (Церковь лишилась земли и была этим недовольна);
б) политическую (Церковь не признала новую власть, при том что февралистов ранее признала);
в) военную (многие монастыри стали военными базами, многие пастыри стали виднейшими сторонниками и соучастниками белого движения)
и лишь затем религиозную подоплеку.

Однако к 70-м годам Церковь и советская власть в целом научились уживаться и сосуществовать.

То состояние перманентного конфликта между Церковью и советским прошлым, в котором мы пребываем сегодня, – искусственное и обществу нисколько не нужное.

Пастве с равным успехом можно рассказывать как про плохого Ленина, так и про императоров-отцеубийц, императриц-мужеубийц, Петра, уничтожавшего патриаршество, и Иоанна, погубившего святого патриарха. Только зачем? Это что, дело Церкви – бередить страшные раны? Тем более – бередить выборочно?

Что до установки «советская власть решила уничтожить религию» – то, увольте, нет.

Советская власть научилась жить своей жизнью рядом с Церковью, которая живёт своей. Однако храмы начали реставрировать, туристы массово пошли по монастырям, а национальная иконопись стала предметом общекультурной гордости.

И как результат замирения – решение ещё в 1980 году праздновать тысячелетие Крещения Руси. Что и было сделано.

Мир пришел! В нашу страну пришел мир религиозный.

…И теперь мир порушен. И трещину эту посреди нашего сердца неустанно раскурочивают.

Это не доведёт до добра.

А пока – простейшее подтверждение моих слов в советской живописи. Это похоже на борьбу с религией?

Аркадий Пластов. «Никола». 1953
Аркадий Пластов. «Никола». 1953
 Юлий Ятченко. «С мечтой о мире». 1959
Юлий Ятченко. «С мечтой о мире». 1959
Алексей Жабский. «Баба Шура». 1965
Алексей Жабский. «Баба Шура». 1965
Александр Бурзянцев. «Сим-городок». 1959
Александр Бурзянцев. «Сим-городок». 1959
Игорь Попов. «Фрунзенская набережная». 1972
Игорь Попов. «Фрунзенская набережная». 1972
Василий Криворучко. «Троица». 1983
Василий Криворучко. «Троица». 1983
Гелий Коржев. «Благовещение». 1987
Гелий Коржев. «Благовещение». 1987