30K подписчиков

Театр! «Отец Сергий», парфюм в партере, зрители с термосами и сморкачи

2K прочитали
Сходили в Тульский драматический театр, многому удивились. И не только самой постановке! Театралы как-то измельчали...

Сначала про спектакль

«Был у Льва Николаевича «тайный сундучок» неопубликованных рукописей, которые увидели свет лишь после смерти графа. Такова повесть «Отец Сергий», написанная в 1898 году, опубликованная в 1911,» - читаю в аннотации к спектаклю на официальном сайте Тульского драматического театра. И дальше: «Князь Касатский разрывает помолвку, уходит в монастырь и принимает постриг под именем Сергий. Движет им не любовь ко Творцу, а оскорбленная гордость, честолюбие, желание быть всегда первым и правым!».

Билеты в партер на спектакль «Отец Сергий» в Туле стоили 1000 рублей (это так для бытовой истории).
Билеты в партер на спектакль «Отец Сергий» в Туле стоили 1000 рублей (это так для бытовой истории).

Толстой - глыба в мире литературы, философ и великий провокатор. Как бы кто не относился к его творчеству, совсем проигнорировать не получится. Ну, во-первых, большинство произведений в школьной программе, а во-вторых, все его терзания созвучны каждому из нас, он правдив, он бескомпромиссен, он неудобен. Главные темы - гордыня, похоть, гнев, страх смерти... Заметила, что я люблю не столько его произведения, сколько их интерпретации - в кино и театре, интересно наблюдать за чужим восприятием и сравнивать со своим.

Гениальная афиша к экранизации «Отца Сергия» 1918 года. Даже захотелось посмотреть.
Гениальная афиша к экранизации «Отца Сергия» 1918 года. Даже захотелось посмотреть.
Если не были на постановке «Отца Сергия» в Тульском драматическом театре и если вы восприимчивы к серьёзным произведениям (не только на комедии ходите), то очень советую.

Талантливо! Начиная от декораций с разными символизмами: иконы без ликов; цепи, свисающие с «неба»; чёрное кружево нижней юбки блудницы; мальчик, катящий колесо времени и судеб мимо героев; юродивый крикливый солдат; Отец Сергий, внешне очень напоминающий самого Толстого и всевидящий Бог сквозь пелену занавеса... Каждый заметит своё. Спектакль хорош в деталях. В спектакле заняты, как представители старой школы Тульской драмы, так и молодые актёры.

Увы, Дмитрий Краснов, худрук театра, неоднократный лауреат театрального конкурса «Триумф», готовивший к выходу этот спектакль, умер в апреле 2023 года, совсем чуть-чуть не дожив до премьеры, работу передали Алексею Доронину. Повторюсь - талантливо.

Тула, одна из городских стен, 2016 год.
Тула, одна из городских стен, 2016 год.
Если видели спектакль, готова обсудить. Цитата от Толстого, постоянно звучащая со сцены, очень мне отзывается: «Надо всегда быть радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся».

Про этикет и грешную публику

Вся мерзость, никчёмность, убогость человеческой жизни, вся немыслимая суета и показуха, которая осуждалась на сцене, в полной мере отражалась в зале. Простые правила театрального этикета, которые, казалось бы, «на поверхности», многие давно задвинули! Интересно, в московских и петербургских театрах дела получше?

  • Одежда. Понятно, что дресс-код упростился, в вечерних платьях и смокингах единицы, но видеть девиц без юбок, просто в длинных худи оверсайз и в цветных колготках было странно. Кто-то должен им объяснить. Хотя бы дамы в трикотажных самовязанных платьях с веерами. 😂
  • Парфюм. Моя любимая тема! В театр-то зачем так надушиваться? Чтобы все задохнулись, а в финале аплодировали только вы и производители «бабушкиного одеколона»? В зале ароматы смешиваются, сильная удушливая концентрация может спровоцировать обмороки, аллергию и даже анафилактический шок. Пощады. Нам повезло, я всех ароматизированных встречала только в антракте. Но и этого хватило.
  • Кашель, чох и сморкачи. По этикету, все заболевшие не должны идти в театр, несмотря на то, что билеты куплены и очень хочется... Первый выход Отца Сергия сопровождался канонадой со всех сторон! В конце ещё кто-то смачно высморкался в рукав. Надо ли говорить, что всё это сбивает игру актёров и восприятие спектакля в целом?..
Кузьма Петров-Водкин, Театр. Фарс. (1907 г.). Заметила, что нарушение правил театрального этикета во время серьёзных спектаклей воспринимаю острее. Хотя какая разница? Они всегда должны соблюдаться.
Кузьма Петров-Водкин, Театр. Фарс. (1907 г.). Заметила, что нарушение правил театрального этикета во время серьёзных спектаклей воспринимаю острее. Хотя какая разница? Они всегда должны соблюдаться.
  • Телефоны. Несмотря на несколько предупреждающих объявлений, в зале нашлись умники с «прекрасными» и громкими рингтонами. На сцене 1840-е, а из зала - «Мурашки, мурашки» Клавы Коки. Нормально? Ну, и понятно, что многие весь спектакль общались в мессенджерах. Зачем приходили? Модно ходить в театр? Чтобы бы просто быть в тренде?
  • Еда и питьё. Вот это было самым неожиданным! Перед нами в партере сидел мужик с термосом. Даже облачко пара выплывало. Не важно, что там было - кофе или глинтвейн... Моветон. Как и люди с бумажными кофейными стаканами в руках и шоколадками в оглушающей фольге. Кстати, как считаете, театра без буфета не бывает? 😎

Правил намного больше, все они - дань уважения к искусству и труду актёров. Не приветствуются приходы после третьего звонка, битвы за шубы в гардеробе, возлежание в креслах, целование и обнимание соседей, выходы из зала во время спектакля. Меня все нарушения очень раздражают, а вас? Или надо быть терпимее - времена поменялись и правила тоже? Как думаете?

Всем удачных культпоходов! Ваш Душевный шагомер. ♥ Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное. Рассказывайте свои театральные истории.