При строительстве трансиба, участок в районе Сковородино строился в ускоренном темпе. В следствие этого, много не эффективных с точки зрения эксплуатации участков. Один из таких участков - Керакский тоннель, протяжённостью 926 м.
"Проходка осуществлялась сквозь крепкие горные породы и сразу два геологических разлома. Ежедневно на объекте трудились 550 человек, было задействовано свыше 100 единиц спецтехники. «В рамках строительства было уложено почти 2 тысячи метров пути и 116 километров сетей связи, выработано около 1 млн кубометров выемки, смонтировано более 10 километров контактной сети. Инвестиции в строительство составили 14,7 млрд рублей»,
Предлагаю посчитать упрощенно. Рассмотрим профиль туннеля.
Высота дороги 601 метр над уровнем моря. Самая высокая точка горы над тоннелем 637 метров. Т.е. высота этого холма 38 метров. На горе сплошной лес, значит верхний слой это не скала, а обычный грунт. Задача на геометрию:
Длина 1000 метров.
Средняя высота 20-25 метров.
Ширина примем 15 метров, + заложим склон с уклоном 30 градусов.
Рассчитаем: складываем склоны + ширина полотна = 45 метров (условная прямоугольная ширина).
Получаем требуемый объем для выемки траншеи над туннелем:
1000*45*20=900 тыс кубов.
То есть не сходится с заявленными "1 млн кубометров выемки" только для туннеля.
В любом случае, сравнительный объем выемки невелик, чтобы убрать туннель с трансиба.
Кроме того если посмотреть на карту, для уменьшения длины туннеля, 110 лет назад выбрали участок, где этот холм имеет меньшую ширину. Необходимо спрямить участок, а не строить траншею над Керакским туннелем.
Если посмотреть на карту, там лучше спрямить участок, и сделать выемку грунта длиной около 2,8 км.
с профилем:
Преимущества выемки над туннелем:
- Строительство без остановки трансиба,
- Отсутствие туннеля,
- Удешевление эксплуатации,
- Увеличение пропускной способности, скорости поездов,
- Уменьшение уклонов высоты, около 23 метров, т.к сейчас туннель располагается на самой высокой точке на дороги -601 метр, при спрямлении -577 метров,
- Выше безопасность.
- Меньше поворотов, за счет спрямления
- Сокращение общей длины трансиба на 1,5 км.
Этот участок строился в начале века, и главное было это скорость постройки дороги, поэтому выбрали построить туннель. Возможно предполагали, что со временем участок спрямят. С учетом загруженности трансиба это быстро окупится.