Шипы или липучка, рушим стереотипы!

57K прочитали

Не так давно я был вынужден выбросить одно колесо и решил заменить весь комплект на новый. Всю свою жизнь автомобильную с 2000 года я ездил зимой на шипах, исключением было когда я купил диски вместе с липучкой и откатал на ней 2 зимы. Но зимы тогда были теплые и честно сказать никаких особых эмоций я не ощутил, а покупая следующую машину снова выбрал шипы. И это не удивительно, ведь проведя опрос в клубе, 80% людей выбирают шипы и только 20% липучку. Многочисленные тесты, а главное сложившиеся стереотипы заставляют людей делать свой выбор именно в сторону шипованной резины.

Не так давно я был вынужден выбросить одно колесо и решил заменить весь комплект на новый.

Так вот в этот раз я купил себе нешипованную зимнюю резину, поездил на ней, сделал определенные выводы, много всего прочитал и посмотрел, поучаствовал в холиваре с любителями шипов в чате клуба и, структурировав все в своей голове, готов поделиться с вами, а вы уже решите такое уж превосходство у шипов перед липучкой или нет.

Сперва давайте разберемся в типах зимней резины. Покупая шипованную мы уверены - она зимняя и подходит для нашего климата (если конечно же вы живете не в Сочи). С нешипованной все сложнее. Для начала есть несколько терминов: фрикционная, липучка, нешипованная зимняя резина - и это все синонимы, называйте как хотите и я буду пользоваться разными терминами имея ввиду одно и тоже. Тем не менее зимняя нешипованная резина делится на два типа, по-английски они звучат как Winter и Nordic Winter, по нашему Еврозима и Скандинавская зима. Уже само название говорит что Скандинавская зима больше подходит для климата с морозами, льдом и снегом, а Еврозима для климата где зимой чаще чистый асфальт. Забегая вперед, если вы до этого ездили на шипах, то смотрите в сторону Скандинавской зимы.

Шипованная и нешипованная шины
Шипованная и нешипованная шины

Чем кроме наличия и отсутствия шипов отличаются шипованная резина от липучки? Ну во первых даже при одинаковом рисунке протектора у липучки больше ламелей, так как они располагаются на том месте где у шипованной резины располагаются шипы, а во вторых они отличаются составом резины. Как и Еврозима от Скандинавской зимы. При этом для особо продвинутых зрителей твердость протектора по Шору может быть одинаковой, но ощущения от езды при этом значительно меняются. Скандинавская резина обычно прекрасно проявляет себя в мороз, особенно когда термометр переваливает за -25 градусов, резина не дубеет и ведет себя максимально хорошо, а вот если машина обута в Еврозиму, то при таких температурах передвигаться можно разве что на цыпочках.

Если посмотреть на тесты, то зимняя резина разных производителей, не зависимо от наличия или отсутствия шипов может легко давать разницу в тормозном пути на льду с 50 км/ч до 0 почти 40 метров. Просто вдумайтесь что такое 40 метров!

Торможение на льду
Торможение на льду

Так вот, для того, чтобы сейчас нам абстрагироваться от разных производителей и их технологий, мы будем смотреть на цифры теста Tyre Reviews, в котором все испытуемые шины были одного производителя Nokian, а значит ангажированность не могла иметь место, все замеры производились на специально подготовленном полигоне, если хотите, мы сейчас будем смотреть на сферического коня в вакууме.

Итак, погнали:

Движение по снегу
Движение по снегу

Первый слайд - скоростное прохождение снежной трассы. Справа замер времени прохождения в секундах. Слева тип резины:
Summer - летняя резина (нам это не интересно)

Далее два типа всесезонки (по сути летняя резина, которая сохраняет свои свойства при небольших отрицательных температурах), это тоже не для нас.

Смотреть мы все время будем на три нижние строчки:

Winter - это нешипованная резина для Еврозимы

Extreme Winter - это нешипованная резина для Скандинавской зимы

Studded Winter - это шипованная резина.

Вывод из первого слайда, при прохождении снежной трассы для обычного водителя разницы между Еврозимой, Скандинавской зимой и шипами не будет. Да, формальна липучка для Скандинавской зимы чуточку быстрее, а Еврозима медленнее аж на 2.2 сек, но мы же с вами не на гонках, поэтому подобной разницей будем пренебрегать.

Торможение на снегу
Торможение на снегу

Торможение на снегу. Слева все те же испытуемые, справа дистанция в метрах. Непостижимым образом шипы показывают себя на 1 метр лучше липучки. Как же так? Шипы что за снег цепляются что ли? Если помните, я один раз делал замеры торможения летом на зимней резине, так вот, расхождение между попытками было очень большим даже на асфальте оно измерялось в метрах, чего уж говорить про снег. Поэтому тут я относился бы к этой разнице, как к погрешности измерений. Для себя делаем вывод, при прочих равных Скандинавская липучка и шипы на снегу останавливаются одинаково хорошо, Еврозима незначительно хуже.

Торможение на льду
Торможение на льду

Торможение на льду, вот ради чего наш человек берет шипы. В чате как минимум два человека говорили что отказались от липучки в пользу шипов, после того как на скользкой трассе улетали в сугроб. Правда вопрос в типе резины или в скорости не соответствующей дорожной обстановки мы с вами никогда не узнаем. Давайте же посмотрим разницу.

Судя по тормозному пути скорость была совсем небольшая, тем не менее сразу же бросается в глаза что Еврозима вышла из чата, а шипы показали себя на 10% лучше Скандинавской липучки. Я предлагаю как константу принять тот факт, что шипы на голом гладком чистом льду чуть более эффективны чем Скандинавская липучка, а если автомобиль обут в Еврозиму, то лучше оставить его в гараже.

Но ездим то мы не только по голому льду (забегая вперед скажу что лед как правило у нас присыпан песком), но и при плюсовых температурах, так что переходим к следующему измерению.

Езда по мокрому асфальту
Езда по мокрому асфальту

Скоростное прохождение трассы по мокрому асфальту. Скандинавская зима и шипы показывают одинаковое время, а Еврозима немного лучшее, но опять же, не для гонок мы здесь собрались.

Торможение на мокром асфальте
Торможение на мокром асфальте

Торможение на мокрой дороге. Скандинавская зима и шипы показывают одинаковое значение, в то время как Еврозима аж на 8 метров лучшее. Какой вывод можно сделать? Если у вас не Еврозима, то что на липучке, что на шипах на мокром асфальте нужно ехать как можно аккуратнее, ну а если уже весна, то может быть пора переобуться в летнюю резину?

Торможение на сухом асфальте
Торможение на сухом асфальте

Последняя дисциплина - торможение на сухом асфальте. Здесь все зимние шины показывают уже более кучный результат, по сути разницей можно пренебречь. То есть при измерении сферического коня в вакууме не имеет значения на какой зимней резине оказаться на сухом асфальте.

Отсюда казалось бы можно сделать вывод, что если вы не на чистом голом льду, то с точки зрения безопасности не имеет значения шипы у вас или липучка.

Зато с точки зрения комфорта липучка несравнимо лучше. Так то оно, да не совсем. Шипованная резина сохраняет свои свойства и показывает хороший результат на льду только пока у нее шипы в идеальном состоянии. Помните видео с Раллистом Женей на моем канале? Он тогда сказал что меняет зимнюю резину каждый год, потому что шип работает только в том случае если он на своем месте и в идеальном состоянии, ни кривой и ни заломанный. А при езде по асфальту, особенно при активной езде и при активном торможении шипы вылетают либо теряют свои свойства. Как давно вы осматривали свою резину? Возможно пора ее ошиповать или может быть заменить? Я например перед сезоном заменил все плохие шипы на ремонтные, а в январе осмотрел резину и понял что на ведущих колесах погнулись/поломались и повылетали другие шипы, которые до сезона оставалась на своих местах.

Шипованная шина спустя 3 месяца после ошиповки
Шипованная шина спустя 3 месяца после ошиповки

Тут сразу же мне начнут возражать в первую очередь владельцы Хакки, что мол у них то шипы держаться как надо. Не буду спорить Хакка вообще по своим свойствам одна из лучших, если не лучшая зимняя резина, но есть два НО! Первое - это высокая цена, а второе - это ее шумность, и не надо мне говорить что именно у вас Хакка тихая или шумоизоляция арок решает вопрос, шумная и не решает, вы просто не ездили с тихой резиной, если так говорите. И можно посмотреть итоговую таблицу Tyre Reviews по Хакке, да, на льду у нее 100%, а вот уровень комфорта 66%, то есть страдаете вы на ней каждый день, а смысл от нее появится только в тот момент когда вы окажетесь на чистом голом льду.

Nokian Hakkapeliitta 10
Nokian Hakkapeliitta 10

Почему я все время подчеркиваю на чистом голом? Да потому что в большинстве случаев в городе и на трассах, там где дорогу не обрабатывают реагентами - регулярно посыпают ее песком, и лед становится уже не чистый голый, а значит шипы теряют свое преимущество, даже если все они на месте и в исправном состоянии. И вот тут пора перейти к моему опыту использования липучки после многих лет использования шипов.

Я разумеется купил Nordic winter или Скандинавскую зиму. Кстати если не уверены на какую шину смотрите (на сайтах где продаются шины часто не указывается какой тип зимней шины представлен), то просто зайдите на сайт производителя, там если и не пишут напрямую Nordic winter, то как минимум указывают на то, что шина разработана для низких температур.

Goodyear Ultragrip Ice 2
Goodyear Ultragrip Ice 2

Я надел липучку когда на улице было примерно 15 градусов мороза и весь мой опыт использования проходил в пределах -5 - 20 градусов. Сперва я ехал очень аккуратно, как кстати говоря делают большинство владельцев липучки, ведь стереотипы и тесты говорят нам о том, что в сравнении с шипами липучка очень плохо тормозит особенно на льду. И это кстати очень правильно, потому что аккуратная езда зимой скорее спасет вас, чем самая крутая и навороченная шипованная резина.

Но поездив немного я осмелел и начал ездить гораздо активнее, чтобы сделать свои выводы. Что же оказалось? Да кайф, просто кайф, резина неимоверно тихая, мягкая, дорожные стыки становятся неощутимыми, такое ощущение что я сменил автомобиль. В снегу по ощущениям она гребет уж не хуже шиповки, да и на льду под снегом показывает себя примерно так же, как шипованная резина. Держится уверенно, а тормозит примерно так…

Да с ABS, но какой либо разницы я не ощутил, разве что в пользу липучки, здесь конечно же надо сделать сноску, что хоть я и восстановил шипы на своей шипованный резине, но она у меня была не первый год, хотя протектора оставалось примерно 7 мм.

И я скажу больше, когда рядом со мной в такую погоду кто-то пристраивается на переднем приводе, кто думает что сможет как то уехать с места, то нет пока еще ни разу не уезжал, а наоборот оставался сильно позади. Все сугубо ради эксперимента, а не от того что меня прет гонять со всеми со светофора. Уже давно не прет.

И последнее о чем я хочу напомнить, не зависимо от типа резины в тестах разница шин разных производителей в тормозном пути может достигать 40 метров! Вывод очень простой: трижды подумайте, прежде чем брать совсем уж дешевую резину.

Кроме того, дешевая резина, как правило, быстро теряет свои свойства, поэтому если уж взяли таковую, то катайте один сезон, а затем продавайте и покупайте новую. Лично я обычно покупаю резину из среднего центового диапазона, когда то это было 5 000 руб за колесо, сегодня это чуть больше 10 000 руб за колесо. Не вижу смысла переплачивать за топовые бренды, но с другой стороны остерегаюсь ездить на бюджетной резине.

Давайте делать выводы:

В каком случае шипы предпочтительнее липучки? В том случае, если вы часто ездите утром по трассе или кольцевой и имеете реальный риск попасть на голый лед, то есть когда дорогу еще не успели посыпать песком или реагентами. Часто ездите по трассе на дальние расстояния и в пути может попасться дорога мягко говоря не подготовленная для движения автомобилей. И конечно же, шиповка актуальна только в том случае, если вы регулярно следите за шипами и как только они гнутся, ломаются или вылетают - меняете резину, либо ставите ремонтные шипы.

Если же вы как я преимущественно ездите по городу или подготовленной трассе, то липучка несравнимо более удачное приобретение, это тишина, мягкость, комфорт и по моему опыту лучшие сцепные свойства на посыпанной песком дороге.

На чистом же асфальте или мокрой дороге, будь вы на шипах или на липучке - нужно ехать аккуратно, здесь решает только летняя резина. И преимущество липучки лишь в том, что из нее при этом не вываливаются шипы. Впрочем аккуратно нужно ехать на любой резине в любое время года!

Больше смотрите в этом видео на моем канале!