Почему людей так влекут маяки? В Крыму - это точки притяжения, достопримечательности. Интересны они ещё тем, что виды здесь открываются шикарные. К ним плывут, едут, идут, чтобы сделать живописные фото.
Прообразом современных маяков были незамысловатые конструкции - гигантские костры, окруженные каменной кладкой с трёх сторон. Первые навигационные башни появились ещё до нашей эры.
Херсонесский маяк Севастополь
Маяк функционирует. Высота башни 36 метров. Имеет 6 этажей. Свет кораблям виден на расстоянии 29 км.
Находится на мысе Херсонес - это самая западная точка Севастополя. Музей заповедник “Херсонес Таврический” находится в другой части города:
Год постройки 1816. Это первый маяк на Чёрном море. Возвели два маяка-близнеца в самых опасных районах полуострова. Второй находится на Тарханкуте.
История маяка на мысе Херсонес
В Крымскую войну маяк погасили, когда англо-французы приближались к берегу Севастополя. Морской “навигатор” вынес все шторма, землетрясение 1927 года.
В 1944 году при освобождении города снаряды попали в основание, путеводная звезда моряков пала.
Восстановили маяк в 1951 году. Вид первозданный. Можно любоваться издали или подойти поближе, чтобы сфотографироваться. Проход по каменистому пляжу.
Ильинский маяк Феодосия
Феодосия - портовый город и без морской навигации тут никак. Ильинский маяк, он же Феодосийский, стоит на мысе святого Ильи. Это окраина города, с возвышения виден соседний посёлок - Орджоникидзе:
Невысокий, в отличие от своего собрата в Севастополе, всего 15 метров, но он стоит на значительном возвышении - обрыв 65 м. над уровнем моря.
На заборе висит табличка: “Маяк Ильинский основан в 1899 году”. Вот его первоначальный вид - деревянная будка на козлах с часто переменяющимся зелёным и белам миганием:
Из ранних свидетельств:
“Маяк на мысе Святого Ильи имеет давнюю историю, на «Плане города Кафы 1784 года" греческая часовня Святого Ильи помечена, как «некогда береговой маяк».
В 1912 году будку и деревянные козлы перестроили, заменили на металлические.
В Великую Отечественную этому сооружению тоже досталось, его разрушили в 1941 г. во время Керченско-Феодосийской операции.
Восстановить смогли в 1955 г. в настоящем виде существует до сих пор:
Мы с подружкой Алёной ездили на этот мыс на великах из Феодосии. Канал Алёны на Дзене ЗДЕСЬ.
Внизу безграничные, без заборов полудикие пляжи. Ещё сохранились немецкие ДОТы. Грунт тут нестабильный, его просто вымывает как грязь и теперь сооружения выглядят крайне необычно:
В общем, есть что посмотреть.
Маяк на мысе Меганом Судак
Переносимся в самое мистическое место Крыма - полуостров Меганом.
От Судака мы несколько часов шли с подружками по пересечённой местности, а в конце пришлось совершить опасное восхождения по отвесной тропе без перилл и заграждений.
И вот мы выбрались! На верху сильный ветер. Перед нами маяк и разрушенный домик смотрителя:
Внутри развалин я увидела толпу людей, целая очередь, чтобы сфотографироваться. Оказалось, что самые интересные кадры с маяком получаются, если сесть на подоконник выбитого окна. Старая рама, словно обрамление картины - очень живописно:
Меганомский маяк построили в 1895 году, распорядился император Александр 2. Высота башни всего 12 метров, но стоит она на краю высокой скалы Чобан-Баста. Мыс отлично просматривается из разных точек побережья, считается оконечностью Восточного Крыма.
Итого, из-за высоты скалы моряки видели бело-голубой луч за 75 км. Навигационный ориентир на Меганоме был на то время с самой мощной оптикой в Крыму.
Во времена Великой Отечественной войны практически не пострадал.
Ай-Тодорский маяк Гаспра
Переносимся в Большую Ялту. Интересный маяк приветствует мореплавателей с мыса Ай-Тодор (Святой Фёдор Тирон) пгт. Гаспра. Миниатюрная конструкция, похожая на колокол:
На памятной табличке написано:
“Ай-Тодорский маяк основан по инициативе главного командира Черноморского флота вице-адмирала М.П. Лазарева в 1835 году.
Маяк посещали: А.П. Чехов в 1889 г. Л.Н. Толстой в 1901 г.
Доска установлена в честь 150-летия основания маяка”.
История Айтодорского маяка
На месте Айтодорского маяка в 1 в. н.э. римляне основали крепость Харакс. Легионеры палили сигнальные костры на мысе, чтобы дать ориентир мореплавателям.
Первоначально маяк освещался рыбьим жиром. На год требовалось 60 пудов. Затем путеводная звезда моряков работала на керосине.
Строили по примеру англичан, у тех было модно возводить небольшие каменные башни на высоких утёсах и сверху водружать фонарь.
Высота Ай-Тодорского навигатора всего 11 м., но над морем он высится на 87 м.
Когда-то мне посчастливилось побывать здесь на экскурсии. Гид поведала, что на маяке проработал смотритель почти всю жизнь до глубокой старости. На момент 2015 года ему уже было за 80 лет, а он продолжал трудиться - достойно уважения.
“Юрий Иванович Тюрин – патриот нашего Отечества, заслуженный офицер, инженер-гидрограф, член Географического общества СССР, основатель уникального морского музея. К сожалению, сегодня в возрасте 94 лет его не стало”
Юрий Иванович создал музей, посвященный морю, навигации. Очень хотелось бы увидеть эту уникальную экспозицию.
Ялтинский маяк
Ялтинская набережная - главный променад Крыма. Напротив построен мол пассажирского порта, который образует бухту, а на нём - белоснежный маяк.
Фото Ялты с Поликуровского холма. На моллу ещё старый малый маяк:
А вот поближе:
Михаил Петрович Лазарев и в Ялте приложил руку к строительству маяка. В 1873 году стали строить порт и установили временную конструкцию-домик с канделябром. Дальность света от временного маяка составило менее 15 километров. Работал он на масле, жутко коптил и часто тух.
Постоянная постройка появилась в 1892 года. Архитектор Бертье-Делагард.
В Великую Отечественную войну Ялтинский маяк пострадал. Восстанавливали в 1946, в 1957 переоборудовали.
Белоснежный красавиц радует глаз местных и туристов, прогуливающихся вдоль ялтинской акватории (на фото справа красный огонёк):
А вас привлекают маяки?