14,7K подписчиков

Балерина Габриэла Комлева в балете «Ленинградская симфония»

В декабре 2023 года Габриэле Комлевой исполнилось 85 лет: юбилей балерины отметили в Мариинском театре балетом «Баядерка». В ответном слове после спектакля Комлева вспоминала годы войны, блокаду, почтила память своей матери, благодаря которой они обе выжили. Балерина потеряла на войне отца, поэтому разделяет боль своего поколения, чье детство пришлось на годы войны.

Главный балет на военную тему появляется в репертуаре Мариинского театра всего несколько дней в году – «Ленинградская симфония» Игоря Бельского. Премьера балета состоялась в апреле 1961 года (под названием «Седьмая симфония»). Одной из первых исполнительниц партии Девушки была Габриэла Комлева. «Мне повезло: я обнаружила свою фамилию среди отобранных на главную партию», – пишет балерина в своих мемуарах. Это не было совпадением: в 1959 году Бельский ставил балет «Берег надежды», где также поучаствовала Комлева и прекрасно реализовала новаторские идеи хореографа. Новый балет на музыку Дмитрия Шостаковича обещал быть не менее смелым экспериментом с точки зрения драматургии и хореографии. Это привлекало молодых артистов, в числе которых была и Габриэла Комлева.

Пока состав опытных артистов готовил премьеру балета Юрия Григоровича «Легенда о любви», молодежь в свободное время работала над новым балетом Бельского. Постановочный процесс был для артистов сложным: работать приходилось сверхурочно в неудобных залах, не предназначенных для балета, под магнитофон, репетиции завершались далеко за полночь.

За месяц до премьеры в газете «Смена» была опубликована статья о ходе репетиционного процесса. Говорилось там и об исполнительнице главной партии: «Элла Комлева, опустив руки, проходит на пуантах, склоняя голову то к левому, то к правому плечу. И от этого простого движения в репетиционном зале становится словно светлее», – писал корреспондент.

Фото из книги Г. Комлевой «Танец - счастье и боль... Записки петербургской балерины»
Фото из книги Г. Комлевой «Танец - счастье и боль... Записки петербургской балерины»

Габриэла Трофимовна рассказывает, что Бельский видел в артистах не только исполнителей его замысла, но и соавторов. «Важно, очевидно, было другое: азарт совместного творчества, отсутствие разделяющей дистанции между мэтром-хореографом и молодыми исполнителями», – пишет балерина в своей книге. Еще в 1959 году, во время работы над балетом «Берег надежды» Игорь Бельский заразил молодежь своими идеями. Комлева рассказывает, что она мчалась на репетиции, забывая об усталости, с полной готовностью искать решения новых актерских и хореографических задач.

В памяти Габриэлы Комлевой навсегда остаются пережитые в детстве события военных лет: голод, обстрелы, эвакуация. Девочка в последний раз видела отца, когда они прощались на Финляндском вокзале перед отъездом в Сибирь. В работе над ролью Девушки в «Ленинградской симфонии» балерине очень помогали эти живые воспоминания.

Критик С. Краюхин писал: «Легко и привольно льётся танец Девушки – Комлевой в дуэте с Юношей… Героиня Комлевой взрослеет на наших глазах. Мы видим человека волевого, готового вступить в бой с ненавистным врагом». Даже на немногочисленных фотографиях спектакля тех времен видно, насколько сильные и ясные эмоции передавала балерина, насколько близок ей был этот образ.

В декабре 2023 года Габриэле Комлевой исполнилось 85 лет: юбилей балерины отметили в Мариинском театре балетом «Баядерка».-2

Критик Н. Эльяш отмечал: «Мастер тонкого психологического портрета, законченного рельефного и пластического рисунка Комлева умело соединяет в образе Девушки конкретные черты с самыми широкими обобщениями». Светлыми, жизнеутверждающими красками, романтикой юности играл образ Девушки в исполнении Габриэлы Комлевой. Хореография, полная символов, удачно «легла» на данные артистки. Интересно, что некоторые движения своей героини Комлева чувствовала и придумала сама на репетициях. Лучшее из импровизаций артистки Бельский фиксировал, по-своему интерпретировал и включал в спектакль.

В 60-е в театре главенствовал драмбалет, а предложенное Игорем Бельским воплощение симфонической музыки в танце было чем-то свежим, вызывающим, а потому привлекательным. Образ Девушки стал одним из важнейших в репертуаре Габриэлы Комлевой, с новой стороны раскрывающий ее дарование, теперь уже в современной хореографии.