В школах не должно быть домашних заданий! И вот почему...

изображение: ru.freepik.com by storyset
изображение: ru.freepik.com by storyset

Хочу объясниться о наболевшем - домашних заданиях, которые изводят учеников всех возрастов, их родителей и учителей. Сразу отмечу, что я никак не поощряю безделие в школах - мысль об отказе от домашек наоборот мотивирована только повышением продуктивности обучения школьников и работы учителей. Подробнее свои аргументы расписал в пунктах:

  1. Распределение нагрузки
  2. Продуктивность
  3. Время
  4. Гуманность
  5. Что делать?

Приятного чтения!💗

1. Распределение нагрузки

От домашних заданий дополнительные часы работы ложатся в первую очередь на учителей и они НЕ оплачиваются так же, как работа по непосредственному ведению урока. Одна дама из учительских коллег, в своей статье про оплату проверки тетрадей три года назад посчитала, что за одну тетрадь она получает 74 копейки. Нужны-ли ещё комментарии? Если школа не оплачивает сполна проверку тетрадей (как бывает часто), то эта работа просто раздражает больше, чем несёт в себе пользы.

изображение: freepik by macrovector
изображение: freepik by macrovector

2. Продуктивность

Домашние работы можно списывать, это не секрет. Списывают их все ученики, с разной успеваемостью и отношению к учителям. Если готовых решений не найти - всё есть на форумах типа mail или uchi.ru, если и там нету - можно посчитать в photomath, совсем беда - просто переписать у одноклассников. Многие родители, которые сходят с ума от выполнения домашек с ребёнком до ночи вполне одобряют списывание, лишь бы не трепать нервы всей семье. По итогу мы получаем круговорот бесполезной, бесплодной и утомляющей работы.

Безусловно, задания на дом могут быть невероятно интересными - доклады, интерактивные тесты, схемы, план-конспекты, презентации и др., только в реальности обычно дз подразумевает просто текстовые упражнения из учебника, и почти всегда на домашнюю работу спихивается тот материал, которые не успели пройти на уроки в классе (скученность тем уроков это отдельный разговор, конечно). Как их разобрать без учителя? По ютубу? Но почему бы не сократить этот процесс до просто просмотра ролика - знания не перепишешь у одноклассников, в отличии от задач, верно?..

Кстати, ещё немного продуктивности - если Вы поставите лайк и подпишитесь на мой канал, эту статью смогут прочитать больше людей.🫂

3. Время

Установлено, что объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа. Указанные нормативы соответствуют рекомендациям, закрепленным в п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 (источник). Но в реальности всё совсем не так! После кружков в начальной школе работоспособность детей очевидно снижается, отчего времени на дз тратиться больше. В средней школе, на которую приходится наибольший поток заданий при ослабленной мотивации по возрастным способностям времени также уходит больше, и ученики уже с 5 класса, опять же, дружно списывают при первой возможности. У старшеклассников же одна цель - экзамен, поэтому домашнее задание часто заслуженно уходит на второй план.

Оно вдвойне бесполезно в такой ситуации - ЕГЭ требует отбросить всё, упражнения из учебников, тем более предметов, по которым ученик не сдаёт экзамен, ощущаются чужеродно, потому что они действительно никак не помогут поступить в ВУЗ. Подробнее о том, как продуктивнее готовиться к ЕГЭ и поступить в ВУЗ в 2024 году я уже писал здесь.

4. Гуманность

На домашних заданиях работает своего рода "кластер" из репетиторов и онлайн-тьюторов, которые несут расходы для семьи, на опять же, очень малопродуктивную, с точки зрения учебы, деятельность.

Для отстающих учеников - домашнее задание это всегда зона стресса, с которой без должного внимания от учителей и родителей они иногда остаются лицом к лицу. Вместо того, чтобы сбавить обороты и разобрать на консультации ошибки ученика, его заваливают этим потоком работ.

Лучший способ испортить каникулы детям - задать им побольше домашнего задания на них, конечно же.

5. Что делать?

Детство и юность - бесценные моменты для любого человека, которые меньше всего хочется потратить на работу, которая не приносит результатов.

Сегодня не получиться отменить дз во всех российских школах, но вклад может сделать каждый. Домашнее задание может оставаться, но его формат следует сделать максимально приемлемым для психики ученика. Платформа Квизлет как раз один из вариантов сократить часы работы учителя и ученика до минут. Домашним заданием может являться тест в онлайн форме, просмотр ролика (кстати, у меня как раз есть статья с ютуб-каналами для урока географии), чтение статьи/заметки в интернете, краткий реферат или доклад с презентацией, плакат-схема, креативный конспект, пересказ параграфа или просто - прочитать следующий параграф, а упражнения делать по желанию на дополнительную оценку.

❇️Итак, я благодарю всех, кто дочитал эту статью. Обязательно поделитесь своим мнением или вопросами в комментариях. Почитайте другие статьи и подпишитесь на мой канал, этим Вы меня очень сильно поддержите!

❇️И конечно, отдельное спасибо моим подписчикам на boosty, благодаря Вам я могу работать над каналом чаще и больше.

Как поступить в ВУЗ в 2023-24 году?

Штраф за буллинг в школах с 2024 г.?

10 лучших отечественных мультфильмов для классного часа, ОДНКР, продлёнки или "Разговора о важном"

Всем удачи! 🫶