6,8K подписчиков

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВ, ОСНОВАТЕЛЬ ВЕЛИКОРУССКОГО ОРКЕСТРА

Василий Андреев известен как основатель и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов, а также создатель балалайки в ее современном виде. Об «андреевской балалайке» и ее выдающемся создателе рассказывает продюсер и музыкальный эксперт Дмитрий Мильков.

Василий Андреев, 1900-е годы, Санкт-Петербург Фото: https://vk.cc/cuaorW
Василий Андреев, 1900-е годы, Санкт-Петербург Фото: https://vk.cc/cuaorW

Василий Васильевич родился 15 января 1861 года в весьма обеспеченной семье купца первой гильдии, его мать была дворянского происхождения. Не имея живой связи с народной традицией, Андреев страстно и искренне любил тот образ русской национальной культуры, что создал во многом сам. И любовь эта была исключительно деятельной.

Василий Андреев в центре, в белом пиджаке Фото: https://vk.cc/cuaox0
Василий Андреев в центре, в белом пиджаке Фото: https://vk.cc/cuaox0

Работы Андреева по сей день вызывают жаркие дискуссии в музыкальной среде, у ценителей и знатоков фольклорной традиции. С одной стороны, благодаря талантам и стараниям Андреева образованное общество обратило взор на русские национальные инструменты, в первую очередь на балалайку. С другой — дискуссионным остается вопрос о том, насколько андреевский музыкальный мир соответствует подлинной народной традиции. И главное: Андреев во многом был движим идеей поднять народную музыкальную культуру «до уровня». Но продиктованное любовью желание словно предполагает, что уровень этот един и универсален и что народная музыкальная культура без поддержки до него недотягивает. Представляется, что правильнее рассматривать деятельность Андреева вне контекста «вопросов об аутентичности». Возможно, самое верное — просто восхититься энергией и организаторским даром Василия Андреева и отдать ему должное. Миссия «соединить фрак с балалайкой», казавшаяся многим не только ненужной, но и в первую очередь невыполнимой, была Андреевым выполнена и перевыполнена.

Поздравительная открытка для В. В. Андреева, посвященная 25-летию его оркестра, от народного хора гусляров Осипа Смоленского Фото: https://vk.cc/cuapnK
Поздравительная открытка для В. В. Андреева, посвященная 25-летию его оркестра, от народного хора гусляров Осипа Смоленского Фото: https://vk.cc/cuapnK

В возрасте чуть более 20 лет совместно с несколькими мастерами он разрабатывает ставшую впоследствии канонической «андреевскую балалайку», превратив ее в полноценный оркестровый инструмент, открыв ей путь на академическую музыкальную сцену и закрепив за ней привычную треугольную форму. Появилось целое семейство оркестровых балалаек различного размера: прима, альт, пикколо, бас, контрабас. Позднее соратник Андреева, музыкальный мастер Франц Пасербский, получил патент на изобретение балалайки.

Балалайка-прима. Мастер — Семен Налимов. Конструктор — Василий Андреев. Принадлежала Василию Андрееву. Тверская область, Марьино-Андреевское. 1902 год Фото: https://vk.cc/cuaoRQ
Балалайка-прима. Мастер — Семен Налимов. Конструктор — Василий Андреев. Принадлежала Василию Андрееву. Тверская область, Марьино-Андреевское. 1902 год Фото: https://vk.cc/cuaoRQ

Создав инструмент, Андреев основал Кружок любителей игры на балалайках и опубликовал учебник-самоучитель «Школа игры на балалайке». До того момента правил балалаечной игры не существовало — играли на инструментах различной формы и различного строя кто во что горазд, а навыки этой игры передавались из рук в руки. С подачи Андреева в скором времени стали появляться многочисленные ноты, школы и кружки балалаечной игры. В 1916 году 12 уроков игры на балалайке получил цесаревич Алексей Романов.

Карикатура на Василия Андреева в журнале «Стрекоза», 1903 год Фото: https://vk.cc/cuapcI
Карикатура на Василия Андреева в журнале «Стрекоза», 1903 год Фото: https://vk.cc/cuapcI

В 1896 году Кружок любителей игры на балалайках перерос изначальную задумку и был переименован в Великорусский оркестр. В его состав вошли инструменты, относящиеся к русской народной музыкальной традиции. История этого оркестра — ныне Русского оркестра имени В. В. Андреева — продолжается и по сей день.

Афиша концерта в честь 40-летия Великорусского оркестра Фото: https://vk.cc/cuaoTN
Афиша концерта в честь 40-летия Великорусского оркестра Фото: https://vk.cc/cuaoTN

На рубеже ХIХ и ХХ веков Великорусский оркестр Василия Андреева дал триумфальные концерты в Европе. «Андреевской балалайке» аплодировала искушенная публика в главных залах музыкальных столиц того времени. Балалайка для всего мира стала одним из главных символов русской культуры и России в целом — наряду с медведем, шапкой-ушанкой и березами. Сам Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку» и награжден орденом французского Почетного легиона, а также Большой золотой медалью Всемирной выставки в Париже.

Великорусский оркестр Василия Андреева Фото: https://vk.cc/cuap7F
Великорусский оркестр Василия Андреева Фото: https://vk.cc/cuap7F
Великорусский оркестр, 1900-е годы Фото: https://vk.cc/cuapaj
Великорусский оркестр, 1900-е годы Фото: https://vk.cc/cuapaj

Стоит признать: сегодня балалайка, современные оркестры и ансамбли народных инструментов, индивидуальные исполнители имеют мало отношения к крестьянской музыкальной традиции прошлых веков. Однако сей факт не помеха тому, чтобы получать радость от музыкального искусства, что использует инструменты, ведущие свою очень непростую родословную из фольклорного прошлого. А что конкретно до балалайки, то мы с удовольствием слушаем на ней сегодня как исполнение народных наигрышей, так и произведения Паганини, Бетховена, Гершвина.

Вальс В. Андреева «Орхидея», нотная обложка. Художник Василий Шене Фото: https://vk.cc/cuaoZI
Вальс В. Андреева «Орхидея», нотная обложка. Художник Василий Шене Фото: https://vk.cc/cuaoZI

#этонадослышать