303,5K подписчиков

Ba 349- самый странный самолёт Третьего Рейха: почему пилоты гибли в этой машине, и зачем он был нужен нацистам?

83K прочитали

Союзники очень гордятся тем, что своими массированными бомбардировками нанесли значительный ущерб военно-промышленному комплексу Германии, серьезно подорвав ее обороноспособность, особенно к концу войны. Надо сказать, что в этом им довольно серьезно «помогло» высшее руководство Третьего рейха.

К одной из основных ошибок нацистских лидеров, ускоривших поражение Германии во Второй мировой войне, большинство военных историков и экспертов относят недостаточное внимание, которое они уделяли развитию противовоздушной обороны страны. Действительно, чего суетиться, если второй после Гитлера человек в Германии, рейхсминистр авиации и главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг перед войной неоднократно заявляет:

«Если хоть один вражеский бомбардировщик долетит до Рура, зовите меня не Германом Герингом, а Мейером!»
Союзники очень гордятся тем, что своими массированными бомбардировками нанесли значительный ущерб военно-промышленному комплексу Германии, серьезно подорвав ее обороноспособность, особенно к концу...

Кроме как верой в это самонадеянное обещание, ничем другим нельзя объяснить почти полное пренебрежение к созданию эффективных средств борьбы с бомбардировочной авиацией противника. В итоге противовоздушная оборона просто не была готова к глобальной воздушной войне над своей территорией, была неэффективна и не смогла в должной мере защитить как города, так и промышленные объекты от разрушения.

Да и в ходе войны, когда уже становилось ясно, что Геринг немного погорячился, понимание необходимости принятия срочных мер приходит далеко не сразу. Разработка реактивных истребителей идет в вялотекущем режиме, до серии добрался только Ме.262, причем слишком поздно, чтобы что-то кардинально изменить. Тормозится программа создания оборонительных ракет класса «земля-воздух» (ЗУР «Вассерфаль»), а когда комплекс был вопреки всему создан и готов к производству, от него отказываются в пользу программы «ФАУ-2».

Только весной 1944-го года, когда армады союзных бомбардировщиков уже в буквальном смысле слова «ходили по головам» на всей территории Германии, Министерство авиации, наконец, прозрело. В срочном порядке объявляется конкурс на создание истребителя-перехватчика для защиты важных объектов промышленности.

Как это обычно бывает, после долгих «не требуется» и «не надо», захотелось сразу все, причем немедленно и недорого. По условиям конкурса, это должен был быть небольшой истребитель, из недефицитных материалов, простой в производстве (предполагалось использование малоквалифицированной рабочей силы), а, следовательно, дешевый и пригодный к массовому выпуску. Ну и на закуску, поскольку объемы производства планировались большие, он еще должен был быть прост в управлении, не требующего долгого обучения.

Конструктора рейха уже привыкли к самым одиозным требованиям, и уже набили руку, проектируя разные «вундервафли», поэтому с радостью взялись за дело. К конкурсу подключились три столпа авиастроения “Хейнкель”, “Юнкерс”, “Мессершмитт” и небольшая фирма “Бахем”. Отрезать еще один ломоть от военного бюджета хотелось всем.

Американские бомбардировщики в небе Германии. Фото в открытом доступе.
Американские бомбардировщики в небе Германии. Фото в открытом доступе.

Все проекты относились к классу ракетных истребителей с вертикальным взлетом. В принципе, идея не новая. Первый эскизный проект подобного истребителя предложил Вернер фон Браун еще в 1939-м году. Однако тогда идею посчитали чересчур креативной. Военное руководство задвинуло проект и запретило фон Брауну страдать всякой ерундой в ущерб насущных для Германии проблем. Однако, приятель фон Брауна, инженер фирмы Fieseler Бахем подхватил идею и стал развивать ее в инициативном порядке, впрочем, с тем же успехом, ряд проектов был отклонен.

Отклонили и поданный Бахемом на этот конкурс проект ракетного истребителя-перехватчика вертикального взлёта Ва-20. Комиссия не нашла в нем никаких преимуществ перед Р. 1077 “Юлия” Хеншеля, ЕЕ 127 “Валли” Юнкерса и Р. 1103 и Р. 1104 Мессершмитта. Кроме того, у Бахема не было производственных мощностей.

Однако, на этот раз Бахем уже не зевал. Зная, что в ВПК Германии очень много решается путем подковерных игр и лоббирования, он, с помощью известного аса Галланда и других шишек, сумел выйти напрямую на Гиммлера.

Гиммлер уже давно мечтал вставить шпильку Герингу и влезть в его вотчину. Поэтому очень заинтересовался идеей и отдал команду управлению вооружений войск СС заказать за свой счет полторы сотни перехватчиков Ва-20. Для их изготовления Бахему выделили небольшой заводик и группу инженеров. Тут уже засуетились авиаторы, их собственный проект увели из под носа. Чтобы не остаться совсем не у дел, командование люфтваффе тоже заказало полсотни Ва-20, попутно переименовав его в Ba 349 Natter (Гадюка).

От Ва-20 после доработки в Ba 349 Natter осталось не очень много. По первоначальному проекту Ва-20 после выхода на цель давал залп неуправляемыми ракетами, а в случае промаха шел уже на таран, причем перед столкновением летчик отстреливал двигатель, а сам катапультировался. Довольно «гуманно» по отношению к пилоту, если, конечно сравнивать с японскими камикадзе. Но оказалось технически сложновато, да и никакое катапультное кресло в тесную кабину не лезло. В общем, от тарана отказались, да и летчика решили спасать по другому.

Ba 349 Natter (Гадюка). Фото в открытом доступе.
Ba 349 Natter (Гадюка). Фото в открытом доступе.

В итоге получился довольно оригинальный и дешевый перехватчик. Цельнодеревянный планер (металлические только рули) с веретенообразным фюзеляжем и маленькими крыльями. Впрочем, на них он мог планировать.

Для вертикального взлета использовались четыре твердотопливных (пороховых) ускорителя, которые сбрасывались через 10 секунд после старта, затем он продолжал разгон на маршевом жидкостном ракетном двигателе. Суммарной тяги всей этой комбинации хватало, чтобы выбросить перехватчик за одну минуту на высоту 11,5 километров.

На адекватное функционирование пилота во время стартовых перегрузок, похоже, надежды было мало, поэтому во время старта и выхода на цель самолет управлялся по радио с земли. Километра за два до цели пилот брал управление на себя, подводил перехватчик как можно ближе к бомбардировщику и давал залп 24-мя 73 мм или 33-мя 55 мм ракетами. Эффект приблизительно как из ружья крупного калибра дробью по стае уток, кому-нибудь да прилетит. Поэтому даже с прицелом заморачиваться не стали, просто на носу установили проволочное кольцо.

Так что управлять им мог любой курсант с минимальными навыками. Японцев-камикадзе хоть взлетать учили, и идти в группе. Учебное время удавалось сэкономить только на отработке посадки, сажал инструктор. Здесь и этого не надо, запустили, вывели на цель, осталось только поймать бомбардировщик в кольцо и нажать на гашетку. А сажать его не предполагалось.

Дело в том, что шасси тоже не было. Даже лыжи. В нем просто не было необходимости. Взлетал он с 15-ти метровой вертикальной направляющей. После залпа по бомбардировщику, планировал до высоты в три километра, на которой пилот приводил в действие механизм разъединения. После этого реактивный двигатель и кабина с пилотом отстреливались и спускались на землю на своих парашютах, а деревянные фюзеляж с крыльями просто падали на землю, дрова не жалко.

Схема применения Ba 349 Natter (Гадюка). Фото в открытом доступе.
Схема применения Ba 349 Natter (Гадюка). Фото в открытом доступе.

В целом, массовый «народный» самолет, эдакий панцерфауст для ВВС. Многоразовые элементы (кабина и двигатель), простейшее управление, никаких хитростей со стрельбой. Подозреваю, успей немцы наштамповать их в достаточном количестве, они могли бы стать таким же привычным оружием фольксштурма и гитлерюгенда как фаустпатрон.

Кроме материального ущерба эти перехватчики могли нанести и серьезный психологический удар. Союзники, особенно американцы, очень трепетно относились к боевым потерям своих самолетов, а тут такой противник, от которого практически невозможно защититься. Пара тысяч таких перехватчиков могли бы серьезно проредить ряды бомбардировочной авиации и воздушная война пошла бы в другом направлении. По крайней мере, тактику налетов пришлось бы точно менять.

Но построить их успели меньше четырех десятков, из которых две трети израсходовали во время испытаний. Первые, летные начались в декабре 1944-го года. Ba 349 Natter потаскали на буксире за бомбардировщиком «Хейнкель» Не.111. Убедившись в управляемости, в середине февраля 1945-го проверили его в свободном полете. «Хейнкель» затащил перехватчик на высоту в 5,5 километров, с которой тот спланировал до 900 метров где летчик испытатель провел разъединение. И двигатель и капсула с пилотом благополучно опустились на землю.

Через 10 дней еще одно удачное испытание, на этот раз с ракетного старта с манекеном в кабине. И двигатель и манекен остались целыми. Гораздо меньше повезло пилоту-испытателю Лотару Зиберу. Стартовавший через три дня после манекена, первый Гагарин рейха погиб на первых секундах старта. На высоте около 400 метров по неизвестной причине сорвало фонарь кабины пилота, наземные службы удержать получивший значительный дисбаланс перехватчик на траектории не смогли, самолет завалился на спину и рухнул.

⚡Больше таких историй можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Ba 349 Natter на стартовой площадке. Фото в открытом доступе.
Ba 349 Natter на стартовой площадке. Фото в открытом доступе.

Программу испытаний это не затормозило, как ни странно, нашлась еще куча нацистских фанатиков, готовых бессмысленно погибнуть за месяц до окончания войны. Было, по крайней мере, еще три успешных запуска, после чего было принято решение о серийном производстве и сооружении стартовых площадок. Но в Вальдзее, где был расположен завод по производству Ba 349 Natter и первые пусковые установки уже входили американские танки.

Из 36-ти изготовленных перехватчиков Ba 349 Natter, 22 штуки были разбиты при испытаниях. Несколько разбили американцы при захвате завода и пусковых установок. Уцелело всего 6, четыре из которых американцы оставили себе (три из них до сих пор в музеях) а двумя «по братски» поделились с Британией и Советским Союзом. Так закончился один из наиболее интересных проектов создания «вундерваффе», при описании которого невольно вспоминаешь уже набившую оскомину и навязшую в зубах фразу Александра Блока про «сумрачный немецкий гений».

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А Вы считаете, насколько перспективным был проект "гадюки"?