Найти тему
plebiscitum: было→стало

Николай Усольцев – беглый зэка с татуировкой «Раб СССР» на лбу, пытавшийся улизнуть из СССР: за что его приговорили к высшей мере наказания

22 марта 1971 года на венгерской границе задержали грязного, заросшего мужчину. Он выглядел именно так, как выглядели все желающие незаконно покинуть СССР, которых нередко ловили пограничники. Документов при себе у беглеца не оказалось. Однако удалось выяснить: его зовут Вольф, ему 26 лет, последние годы он проживал во Львове, часто бывал в Закарпатье. Оказался на границе Венгрии и Чехословакии потому, что не хочет жить в Советском Союзе. Свой путь держал в Югославию, а оттуда планировал попасть в Аргентину, Канаду или Австралию. Рассказ полностью подтвердил догадки венгерских пограничников. Приехал конвой, который согласно инструкциям должен был доставить беглеца к представителям советской власти. Надевать на Вольфа наручники посчитали нецелесообразно. Впоследствии, двоим из четырёх конвоиров такая беспечность стоила жизни. Они и представить не могли, с каким опасным и изобретательным преступником поедут рядом.

На фото: Николай Усольцев
На фото: Николай Усольцев

В начале Вольф не предпринимал даже малейшей попытки на сопротивление. Его дружелюбие окончательно убедило конвоиров в безопасности. В награду за беспрекословное повиновение они разрешили ему закурить. Безмятежность беглеца продолжалось ровно до тех пор, пока на встречной полосе не показался грузовик. Вольф сильно ударил локтями конвоиров, между которыми сидел, схватил водителя за волосы, сделал рывок к рулю и резко выкрутил его в сторону грузовика.

Очнулся Вольф в больнице. У него была сломана нога. На допросе он попытался заверить, что не виноват в аварии, но конвоиры, между которых он сидел, остались в живых и уже дали показания.

Внимательно слушая оправдания Вольфа, следователь достал бумажку и прочитал:

- Усольцев Николай Петрович.

Отпираться больше не было смысла.

-2

Николай Усольцев родился в Новосибирской области в небольшом городе Барабинск. Отец не вернулся с войны, мать вынуждена была в одиночку воспитывать семерых детей. Времена были тяжёлые. Коля рос трудным подростком. Первый раз он украл в 14 лет. В 15 его объявили в розыск за нападение на прохожего. Тогда повезло, и дело не дошло до суда. Перспектива сесть в тюрьму, видимо, напугала подростка. Он остепенился. Выучился на водителя, женился. Однако в 1966 году проявилась его истинная звериная натура.

В начале 1966 года, когда жены не было дома, Николай в пьяном угаре надругался над 53-летней хозяйкой квартиры, которую они снимали в Казахстане. Проснувшись утром и осознав содеянное, Усольцев подался в бега. Его поймали через несколько месяцев в Белоруссии. За это время он успел совершить ещё одно изнасилование, угнать водовоз и совершить на нём аварию с жертвами, ограбить и обмануть десяток людей. На суде Усольцев слёзно молил, чтобы его не приговорили к высшей мере наказания.

- Если у суда будет возможность оставить мне жизнь, я докажу, что я – человек.

Расстрела удалось избежать. Ему дали максимальный срок, который по новому Уголовному кодексу СССР 1960 года сократился со «сталинских» 25 лет до «хрущёвских» 15.

-3

Первый раз из колонии Усольцев сбежал через несколько лет. Его поймали и добавили ещё 3 года за побег. Правда, по законодательству срок больше 15 лет был невозможен, поэтому один год «скосили».

Когда Усольцева и ещё нескольких заключенных этапировали к месту отбывания наказания, он совершил второй побег, в результате которого погиб милиционер и несколько конвоиров были ранены.

Беглых заключенных поймали через 8 дней. Срок Усольцева вновь обновился до 15 лет, что выглядело несущественным, поскольку после первого побега прошло не так много времени. Существенным изменением стала смена условий содержания: строгий режим заменили особым.

Свой третий побег Усольцев совершил через год в июле 1970 года. 22 марта 1971 года, как уже известно, его задержали на чехословацко-венгерской границе. Находясь под арестом за границей, Усольцев надеялся, что его осудят и оставят в Венгрии, поэтому вёл себя спокойно. Однако, когда узнал, что его хотят вернуть в СССР, несколько раз напал на охранников и показательно пытался свести счёты с жизнью.

В октябре 1971 года беглого зэка доставили в Киев. Поскольку к уголовным статьям добавился побег из СССР, дело из МВД передали в КГБ. Следователь-чекист квалифицировал гибель венгерских пограничников в ДТП как двойное убийство. Осознав, что 15 годами дело уже не ограничится, Усольцев начал затягивать следствие, рассказывая о якобы совершенных преступлениях, заставляя сотрудников мотаться по всей стране. Однако игра в кошки-мышки продолжалась не долго. Следователи его раскусили. Преступник сразу сменил тактику и заявил, что является душевнобольным. Это была его последняя, призрачная надежда избежать расстрела, но в проведении медицинской экспертизы отказали.

Потеряв все шансы на спасение, Усольцев, находясь в одиночной камере, сделал на лбу татуировку «Раб СССР». До 1970 года заключённых жестоко наказывали за подобное творчество вплоть до вынесения приговора о высшей мере наказания. Провокационные надписи на открытых частях тела приравнивались к злобной антисоветской пропаганде, клеветническим измышлениям по поводу советской действительности и государственным преступлением. Поскольку «набивал» он её сам себе, воспользовавшись тушью, сделанной из каучукового каблука ботинка, и осколком от лампочки, надпись получилась зеркальной. Поняв свою оплошность, Усольцев «набил» вторую татуировку с правильным направлением букв.

На фото: Николай Усольцев
На фото: Николай Усольцев

На суде Усольцев попросил:

- У меня только одна просьба, чтобы, если можно, приговор привели в исполнение летом, а не зимой, потому что летом лучше умирать.

При всей своей показной пренебрежительности, непримиримой позиции и ненависти к советской системе, Усольцев воспользовался правом попросить у Верховного Совета помилования. Постановление об отказе было подписано 16 декабря 1972 года. Приговор незамедлительно привели в исполнение.