Почему дети капризят? Или, вернее, зачем?..
Ведь любое действие взрослого или малыша - оно не просто так. Оно совершается с какой-то целью.
Педагоги и психологи сходятся на том, что основных причин капризов у детей порядка пяти.
1. Ребенок болеет
Причем он не всегда сам может понять, что заболел, или определить, что его беспокоит. Но реакция в этот момент может быть именно из разряда “каприз”. Сюда же я отношу состояния детей, когда они устали, хотят спать или есть. Думаю, всем мамам известна и понятна характеристика “перегулял”.
2. Вторая причина спорная. Она озвучивается как желание “привлечь к себе внимание”
Но ряд психологов категорически не согласны с этой обывательской причиной, которую часто можно услышать из уст уставших родителей. Они считают, что не существует такого понятия “привлечь внимание”, но есть другая, более глубокая проблема, которую ребенок пытается озвучить родителям через истерику, потому что транслировать ее по-другому пока не умеет.
3. Протест против излишне авторитарного воспитания
Ребенок - личность, хоть и маленькая. И ему тоже нужна свобода. Когда мы говорим “Надень это платье!”, “Перестань кричать!” или “Туда нельзя!” не стоит удивляться, что даже самый спокойный и послушный ребенок рано или поздно воспротивится такой родительской “заботе”.
4. Жгучее желание ребенка получить желаемое прямо здесь и сейчас
Понятие времени для детей, как мы можем наблюдать, весьма расплывчато. Они просто не могут настроиться на то, что СКОРО мы придем домой, и ты получишь ЭТУ ИГРУШКУ.
Частый ответ ребенка моих друзей, когда ему говорят: “Славик, мы через час будем смотреть мультик” очень предсказуемый. Он говорит “Это долго”, выражая свое несогласие.
Так делают и мои дети. Именно поэтому я перестала использовать такие понятия, как “скоро”, “через полчаса” или что-то в этом роде.
Но я убедилась, что они прекрасно различают “утро”, “день” и “вечер”. Наверное, в садике, где все по режиму, они хорошо усваивают эти понятия на прикладной основе, так сказать.
Пример реакции на детские капризы
Сегодня как раз был случай с Машей, которой была обещана конфета перед выходом в садик. Она выполнила все необходимые условия для получения желаемого - встала, умылась, заправила кроватку с помощью папы, оделась и позавтракала. Теперь можно и конфетку перед выходом в детский сад съесть!
Но вдруг Машин взгляд упал на последний глазированный пряник, который вчера девочки дружно решили оставить маме на завтрак. Маша явно помнила об этом, потому что потянулась робко и нерешительно взглянула на меня, глазами пытаясь спросить “Можно я съем его?”
Я ей честно ответила:
- Это мой.
Маша озвучила:
- Хочу.
- Хорошо, - сказала я, - тогда только пряник.
Я имела в виду, что ВМЕСТО конфеты можно съесть пряник, но расшифровать дочке эту схему как-то не подумала. Такие лексические нюансы, как “только пряник”, Маша проигнорировала.
В результате довольный ребенок, освоивший пряник в 2 минуты, перешел ко второму акту Марлезонского балета - получению той самой обещанной конфеты.
Я спокойно объяснила Манюне, что она уже съела пряник, поэтому конфету сейчас не получит. Что тут началось!
Девчонки, которые уже оделись, готовые к выходу, только вздыхали, понимая, что Маша в состоянии каприза - это надолго!
Я поняла, что сплоховала, послушала ее пару минут и просто сказала дочке “Одевайся и жди меня” и вышла с Полиной и Василисой.
Конечно, это было возможно только потому, что,
во-первых, папа рядом, сможет помочь ребенку одеться, а может быть, и утешить;
во-вторых, садик рядом, я могу отвести сначала старшеньких, а потом вернуться за Машей, которая к тому моменту наверняка что-то надумает.
Так и получилось. Когда я вернулась, Маша сидела одетая, готовая к выходу и уже только всхлипывала, а не орала. Я присела на корточки и самым душевным голосом сказала: “Давай ВЕЧЕРОМ ПОСЛЕ САДИКА мы с тобой съедим по конфетке вместе!”
Уж не знаю, что там в голове у ребенка произошло, но она просто кивнула, и мы отправились в детский сад.
Вот теперь сижу и думаю, что же ребенок хотел мне донести? Понятно, что конфету хотелось получить прямо сейчас. Возможно, Маша поняла, что до меня дошел смысл ее пожелания, получила четкий ответ, который укладывался в ее парадигму, и успокоилась, выразив все свои эмоции.
Наверное, так.
А вы как думаете? Как вы реагируете на детские капризы и как распознаете, по какому поводу они возникают? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Поддержите статью 👍, если она была вам полезна и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить другие интересные истории.
Вот эта, например, тоже про капризы из-за сладостей: