1,9K подписчиков

Школы без учителей, следующий этап.

Когда говорится про "кадровый голод" в школах, то сразу идёт дополнение "что делать". С общим посылом о том, что "надо повышать зарплаты, привлекать дополнительных сотрудников" и так далее. Вот только в этом есть некоторые нюансы, зарплаты сами себя не повысят, и дополнительные сотни тысяч квалифицированных учителей из ниоткуда не появятся. Тем более в условиях некоторого "кадрового голода" в других отраслях экономики.

Помощники-автопилоты.

Так о чём это я. В Тульской области запускают пилотный (пока) проект "цифровых помощников", при котором нейросети будут проверять задания учеников. Очередной этап "цифровизации образования". С реализацией на базе ФГИС "Моя школа". Общая идея в том, чтобы проверять не только домашние задания, но и упражнения на уроке. Как сообщается "чиновники надеются, что нейросеть не только выступит подспорьем для образовательного процесса, но даже заменит собой учителя. Ожидается, что после апробации искусственный интеллект начнут массово применять в школах других субъектов страны."

Источник: https://octagon.media/istorii/uchitelya_pereezzhayut_na_rabotu_v_centr_ix_zamenyayut_roboty.html

Собственно здесь же вопрос "что и почему", да?

Все понимают то, что вопрос "цифровизации образования" - это не про качество, а про снижение стоимости и снижение количества вовлечённых квалифицированных кадров. Здесь держим в голове общую тему "бесплатности" образования. Как давно уже шутят, наше образование бесплатно не только для учащихся, но и для преподавателей. Наверное Вы понимаете эту шутку, когда в очередной раз слышите про смешные ставки в школах.

Разберём по частям эту тему.

Вопросы...вопросы.

Для начала - ответственных чиновников совершенно не волнует вопрос качества образования. Им нужно некое "минимальное качество". С общими тенденциями к переводу страны в условия развивающейся страны третьего мира, типа Индии. Как там один государственный чиновник-банкир говорил о "избыточности" образования, возя с собой на конференции индийского "гуру". Хотя те же индусы в своё время удивлялись "а у Вас что, сотрудники кол-центров писать умеют"? Ведь они не только писать-читать умеют, а ещё и с дипломами о высшем образовании сидят.

Избыточность - это про курьеров и так далее, которые этим занимаются, имея полноценное оконченное высшее образование. Так что доля правды в этом есть, но вместе с ним есть некоторый прикол того, что вопрос о востребованности людей с дипломом - это наследие разрушения экономики в результате резкого перехода от плановой экономики к рыночной (там ещё государство распалось немношк, чуть-чуть), когда только в последние несколько лет всерьёз перешли к выстраиванию собственных производственных цепочек, без ориентации на "глобальных производителей". Не только производственных, но и конструкторско-девелоперских, но оно идёт рука об руку, как Вы понимаете. Разрабатывать отдельно от производства и внедрения...это только в стол и на выставки.

То есть - только в последние несколько лет стал реален кадровый голод, когда нужны специалисты. И не "кое-где", а много где, а просто так "за проходной" они не стоят. Неожиданность, правда? При этом просто так "специалистов из средней Азии" на такие должности привлечь нельзя. Ведь требуется квалификация, а не "просто кто-то для минимальной работоспособности". И этим "дорогим специалистам из Средней Азии" ещё и зарплата нужна не менее 1тыс. долларов + проживание, доставка, патенты, и прочие приколы работы с людьми без знания элементарного русского языка.

А тема цифровизации давняя. Ответственные чиновники смотрят на неё как на некий "Грааль", при котором получится снять с бюджета траты на бесплатное образование. То есть это такая долгая инерция государственных проектов, которые просто так не свернут, это с нами надолго, если ими не будут всерьёз заниматься.

Теперь рассмотрим цифровизацию. При резком её внедрении случится резкое недовольство населения, поэтому надо вводить эту тему постепенно, и таким образом, чтобы люди испытывали благодарность за её внедрение. Кто-то может спросить, "а как же этого добиваются"?

И тут речь про несложные манипулятивные иезуитские механики. Снижаем зарплаты в школах, увеличиваем нагрузку. Системно что происходит? Нормальные люди тупо убегают от такой "системы", а оставшиеся "ветераны и прочие" постепенно вымываются. Результат - откровенное плохая картина с "бесплатным школьным образованием". И с течением времени всё становится только хуже.

Результат какой? Выбирая между цифровой платформой и "плохими-никакими" школьными учителями родители выберут "домашнее образование" с цифровыми платформами, а те, кто будут ходить в школы - для них будут не учителя, а некие "педагоги (не учителя)", которые просто будут следить за порядком в классах, где будут прокручиваться некие цифровые занятия. Уже без какого-то выбора.

И если не хочется выбирать, и есть деньги, то для этого кто-то сформирует платные варианты образования. Об этом я уже писал. Сначала учителей вытесняют из школ в репетиторы, а потом из этого "питательного бульона" будут формировать частные школы. Схема.

Будет ли дешевле для государства?

Со стороны общей благостной презентации это всё наверное выглядело достаточно красиво и дёшево. Покупаем "дитям" дешёвые ноутбуки (получая гешефт от фирм-прокладок, по другому никак в таких сферах), в школы ставим специальное оборудование (получая гешефт от фирм-прокладок), и потом специальные "свои" конторы это всё будут обслуживать. Индивидуальные образовательные траектории, выращивание специалиста с детского сада. Милота-красота-цифровизация. Всё красиво, с компухтерами, может быть придумают что-то с телефонами-планшетами, чтобы не было вопросов аутентификации...

При минимальном внимании к теме, тем не менее, становится понятно, что дешевле не будет. Будет дорого, сильно дорого. Кто занимался вопросами электронного оборудования и детьми, тот знает, что всё это дорого, дети ломают всё, до чего дотянутся, а ведь требуется не только всё содержать в рабочем состоянии, но и содержать те же самые здания школ, платить неким "админам-эникейщикам" + тем самым "педагогам-тюторам". Конечно же, будет желание совместить и сэкономить...

Если сейчас новые учебники, которые стали централизованно производить-закупать, стоят дороже (гораздо дороже) примерно таких же книжек по размерам, но художественного содержания, то что говорить про специализированное оборудование для занятий? С гешефтом в три конца.

Некие выводы.

Сопровождается ли это какими-то дополнительными обсуждениями? Нет. Ни в коем случае.

В случае каких-то обсуждений сразу запускается "антикриз" в СМИ, некие "проверки" от прокуратуры и других органов, тема усиленно заминается.

Особых рекомендаций давать смысла нет. Если на работе толком не платят, и требуют отчётности, то надо знать, что за дверьми есть целый мир с теми же учениками, но за другие деньги. Плюс те самые "жирные московские условия". И это я ещё молчу про "работу на складах", "курьерами" и так далее. Которая по зарплате отличается в разы от минималки в школе.

В принципе интересен только один вопрос. Неужели эти оптимизаторы-цифровизаторы не думают, что с них спросят?

Не думают о перспективах того, что если в школах платят мало, то и результат плохой, и перспективы страны ухудшаются?

А если уж так хочется запустить параллельные частные школы, то сделайте под это нормальную правовую базу, выделите здания и прочее, а то получается шизофреническая история. Есть "бесплатные школы", которые расположены рядом, занимают хорошие здания, но при этом там занимаются фиг пойми чем, а для "платных" школ, которые в такой логике становятся необходимыми, нет ни толком зданий, ни условий нормальной работы. И эта "плата за обучение" при таком подходе становится реально большой.

Хочется платного обучения? Смотрите на школьную тему до революции, там всё достаточно подробно показано. Гимназии-лицеи не "просто названия", а с некоей смысловой нагрузкой, если убрать пропаганду красных товарищей, то цены были достаточно адекватными. "Бесплатного качественного образования для всех" просто так не бывает. Оно или не бесплатное, или не качественное, или не для всех.

Сейчас же у нас что? Сплошные ШНОРы? Кто не знает, ШНОР - это "школа с неудовлетворительными образовательными результатами".

Если статья показалась интересной, то лайк-подписка-репост приветствуются.