«Не уйду, пока не выполню норму»: подвиг детей блокадного Ленинграда

120 прочитали
Дети блокадного Ленинграда проявили массовый героизм и волю к жизни в экстремальных условиях осажденного города.

Дети блокадного Ленинграда проявили массовый героизм и волю к жизни в экстремальных условиях осажденного города. Под ежедневными бомбежками, умирая от невыносимого голода и лютого холода, все же смогли выжить десятки тысяч детей.

Учеба и тыл

Учиться в жестоких условиях зимы уже было подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду. А еще - следили за чистотой в школе, где стало невыносимо тихо – обессиленные дети перестали бегать и шуметь на переменах. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни их подопечные. Записей не вели – замерзали чернила.

Весной 1942 года дети сменили взрослых в опустевших цехах предприятий Ленинграда. В 12-15 лет подростки становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Дети блокадного Ленинграда проявили массовый героизм и волю к жизни в экстремальных условиях осажденного города.-2

Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли специальные деревянные подставки. Когда, в канун прорыва блокады, на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты вытирали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!» А весной у школьников началась «огородная жизнь». Они делали грядки и сажали семена с полной уверенностью, что осенью обязательно соберут урожай.

Подвиги, о которых нельзя забывать

Дети совершали ежедневные подвиги: стояли в очередях за хлебом на сорокаградусном морозе, брели, теряя сознание, на уроки в подвалы и бомбоубежища, воспринимая свою учебу как воинскую обязанность, ходили за водой на Неву, ухаживали за ослабевшими  взрослыми и более младшими детьми.

Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам.  Пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. В осажденном городе функционировали 753 команды с 12 тысячами добровольных помощников. Ленинградские юные добровольцы заботились о семьях фронтовиков, пенсионеров и инвалидов, заготавливали топливо и убирали квартиры.

Дети блокадного Ленинграда проявили массовый героизм и волю к жизни в экстремальных условиях осажденного города.-3

Писатель Александр Фадеев о детях блокады писал: «Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом, учились... И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».