Приветствую Вас, уважаемые Подписчики и гости моего канала. Очень благодарю Вас за интерес к истории Санкт-Петербурга и моему узкопрофильному каналу.
В этом посте представляю Вашему вниманию исследование истории бывшего доходного дома, построенного на части участка под номером 25 по 10-й линии Васильевского острова.
Устал это повторять, но как всегда сначала, мы осматриваем фасад интересующего нас дома. Начинаем!
Сам дом 5-ти этажный, был построен в 1910-м году по проекту ученика Академии Художества, архитектора Ильи Борисовича Калиберды.
Портрет архитектора Ильи Борисовича Калиберды. 1921 год.
Фасад первого этажа облицован панелями грубого серого гранита. Цокольный этаж обработан красным гранитом.
К сожалению, все оконные проёмы первого этажа заняты современными пластиковыми заполнениями.
Главный парадный вход и проездная арка находятся по соседству друг с другом прямо по центру здания. Вход на лестницу спрятан в глубине портала.
Портал с улицы украшен колоннами прямоугольной формы. Выглядит очень красиво и даже сказочно. Жаль, что не сохранились оригинальные входные двери.
Перейдём к осмотру фасада второго этажа. В его центральной части свешивается мощный эркер.
По краям от центрального трёхчастного проёма расположились балконы.
Не волшебство ли?
Балконное ограждения.
Вообще, оставшаяся площадь фасада главного здания украшена цементной шубой.
Оконные проёмы по краям от эркера сверху оформлены треугольными сандриками на консолях. Обратите внимание на оригинальные оконные рамы.
Один из оконных проёмов ближе.
Центральная часть фасада, с третьего по четвёртый этажи, занята парой симметричных эркеров.
Поплывшие от времени стёклышки в дореволюционных рамах.
В центральной части третьего этажа расположен балкон. Жильцам летом там наверное очень хорошо!
В центре фасада на уровне четвёртого этажа архитектор спроектировал одноместный балкон.
Вероятно, металлическое ограждение, всё-же оригинальное.
Окна на фасаде по краям от эркера с 3-го по 4-ый этажи объединены в единую панель.
Пространство между оконными проёмами занято панелями с узорами геометрической формы.
Оригинальные рамы тоже очень радуют. Всё те же поплывшие стёкла.
Кона четвёртого этажа.
Они же ближе.
Устройство последнего, пятого этажа. Эркеры здесь оканчиваются балконами.
Балконная группа состоит из трёх проёмов. Центральный - выход на балкон, украшен сверху прямым сандриком.
Центральная часть пятого этажа оформлена широким балконом. Три окна выделены из фасада, а сверху защищены козырьком
Кованные балконные ограждения с растительными орнаментами.
Пространство между заглушенным металлом окном-люнетом и козырьком занято декоративным лепным убранством в виде
Фасад в боковых частях пятого этажа оформлен гладкой штукатуркой.
Простенки между окнами заняты пилястрами и ионическим карнизом.
Кровлю здания венчает многоярусный щипец.
Осмотрев фасад главного дома, заглянем в воротную арку, ведущую во внутренний двор.
Стены арки облицованы двухцветным декоративным глазурованным кирпичом-кабанчиком.
Зелёный цвет на фоне белого аж светится.
Впрочем это является правдой. единственное, жаль, что не сохранились оригинальные ворота.
Дореволюционные рамы на фоне мусорных баков.
Окно ближе.
Ризалит, на стену которого выходят окна главной парадной лестницы.
Двор-колодец.
Из двора исследуемого нами дома можно пройти во второй двор, углового, более старого дома.
Балконы дворового флигеля сохранили в своём составе оригинальные кованные ограждения.
Проходим во вторую арку, ведущую во двор более старого дома.
Двор углового дома.
Осмотрев здание снаружи, переходим к изучению истории участка.
На плане 1738 года, наш будущий участок представляет собой пустопорожнее место.
В 1753 году на участке уже стоят три постройки и огород.
Аксонометрический план Санкт-Петербурга, датированный 1765-1773 годами показывает нам только часть участка, с двумя одноэтажными и скорее всего деревянными пострйоками.
Сенатский атлас Санкт-Петербурга 1798 года показывает на участке довольно большой огород и несколько построек. Главный дом располагается со стороны 10-й линии.
В 1804 году владельцем представлен купец Христиан Мехден.
Спустя ещё пять лет, в 1809-м, купец иван Безе являлся владельцем. То ли опечатка, то ли участок в то время был сквозным с 9-ой по 10-ю линии.
Спустя ещё 13 лет, в 1822 году домовладельцем указывается титулярный советник по фамилии Моллериус.
Пётр Иванович Моллериус - действительный статский советник, служивший в 5-й коллегии Правительствующего Сената. Все Моллериусы были лютеранами. Происходили из финнов. Есть данные, что Пётр Иванович родился в Выборге в 1783 году. Почти в 60 лет женился на Марии Ивановне Мейер. Умер в 1853 году в возрасте 70-ти лет, причём не от старости, а от холеры. За это время успел родить 6 детей: четырёх сыновей и двух дочерей.
План, датированный 1828-м годом, на участке показывает только деревянные здания.
На чертеже, датированном 1834 годом, главный дом выглядел так.
Чертёж главного дома от 1834 года.
В период 12-ти лет, как минимум ещё два раза сменятся домовладельцы. В справочнике 1836-го года следующим владельцем указан купец Минстер, а перед ним портной мастер Кригер.
В 1844-ом году всё тот-же купец Минстер упоминается владельцем участка.
В период следующих 5-ти лет снова сменится хозяин.
Им станет переплётный мастер Андрей Богданович Бланкенбург.
Переплётчик Андрей Бланкенбург называется владельцем участка и в 1869-ом году.
Вплоть до 1874 года.
Начиная с 1874 года и до самой революции единственными и последними хозяевами является семейство швейцарского гражданина Леонарда Иогановича Бреше.
План участка, датированный 1874 годом.
Один из предполагаемых к постройке домов на всём участке.
Автор построенного здания - архитектор Клаузен Оскар Генрихович.
Фактически построенное здание.
Дом, стоявший на участке Леонарда Ивановича Бреше, сохранявшийся до 1910-го года. Скоро его снесут и на его месте построят рассматриваемый нами.
Вероятно к 1910-му году Леонард Иванович уже скончается и следующим хозяином станет его жена Доротея Андреевна.
Всё в том же 1910-ом году в доме проживают Мать и сын.
В 1909 году в правой части участка по 10-й линии хозяева планируют построить доходный дом. В Санкт-Петербургскую городскую строительную управу будет подано ходатайство о возведении каменных пяти и шести- этажных построек.
План двора наследников швейцарского гражданина Бреше.
Визуальный план фасада предполагаемого к постройке доходного дома.
Автор проекта - архитектор Илья Борисович Калиберда. Ещё раз показываю его портрет.
Вплоть до самой революции семейство Бреше являлось владельцами участка.
Справочник "Весь Петроград" 1917 года.
Изучив историю развития участка, направляемся осматривать главную парадную.
Поднимаемся на крыльцо.
Заходим внутрь!
Входной тамбур. Потолок кессонированный, а на полы уложена цементная плитка.
Проходим дальше в парадный вестибюль.
Роскошная входная группа. непонятно, насколько аутентичными являются стёкла в рамах.
На стенах обнаруживаются рельефные изображения горгон медуз с фенками-фестонами.
Проходим дальше.
За этим заглушенным металлом проёмом скрывается лифтовая шахта.
Поднимаемся по лестнице выше.
Оригинальное оконное заполнение, с помощью которого дневной свет проливается в парадное.
На площадке второго этажа обнаруживаются оригинальные двустворчатые квартирные двери. По их состоянию делаем вывод, что квартиры - коммунальные.
Роскошнейшие двери, хоть и в ужасающем состоянии.
Поднимаемся на следующий этаж.
Модерновые лестничные ограждения.
Одна из секций лестничного ограждения ближе.
Квартирные двери на площадке третьего этажа.
Почти все квартиры здесь - коммунальные.
Подсвеченная табличка с фамилиями и количеством звонков.
Вид на квартирные двери и лифтовую шахту.
Оригинальное кованное лифтовое ограждение.
Какая роскошная иона.
Поднимаемся на последний этаж.
Большое количество дневного света проливается на лестницу с помощью 5-ти оконных проёмов.
Тайна последнего этажа.
Забыл упомянуть про дореволюционные оконные запорные механизмы, сохранившиеся почти на всех оконных рамах.
На полах в хорошем состоянии уложена двухцветная напольная цементная плитка.
Часть стенового декора сохранилась только на площадке последнего пятого этажа.
Впечатляет критическое состояние дерей. Как вообще можно так обходиться с уникальными артефактами.
В общем, пришла пора заканчивать этот сюжет, спускаться по лестнице и выходить на улицу.
Уважаемые подписчики и гости канала. Надеюсь вам понравился этот пост.
Мы познакомились с историей очередного здания доходного дома, построенного на Васильевском острове. По мне так это один из красивейших модерновых фасадов острова.
Очень вас благодарю за интерес к истории Петербурга и просто к моему каналу.
До новой встречи, уважаемые Друзья!