Найти тему

Что привело к возникновению средневековых университетов?

Серьезных проблем с обучением к моменту, когда был создан «первый» европейский университет в Болонье не было. До них и одновременно с ними существовали, например, монастырские и церковные школы, которые вполне справлялись со своими задачами. Однако начиная с XI века в Европе происходит бурный рост университетов. Рассказываем, чем он был вызван.

Болонские студенты немецкой «нации» (землячества). Миниатюра XV века
Болонские студенты немецкой «нации» (землячества). Миниатюра XV века

Прежде всего стоит сказать, что называть университеты и «первыми высшими учебными заведениями» не совсем верно. В их программы часто входил тривий, то есть начальная ступень обучения, следовательно, мысль о том, что появление университетов вызвана появлением «высших» дисциплин — неправильная.

Есть определенная проблема и с самим термином «университет», который сегодня:

а) понимается исключительно как учебное заведение, и поэтому упускаются другие важные аспекты;

б) распространяется за пределы Европы на все сходные, в том числе мусульманские учреждения.

Средневековый университет — это в первую очередь корпорация, гильдия, цех, братство. Само слово universitas означает именно форму организации, как скажем, ЗАО или ОАО.

А теперь, собственно, о том какие факторы способствовали появлению университетов. Первый (но не по степени важности) аспект — потребность мигрантов в самоорганизации и правовой защите. Особенно это относится к корпорациям, созданным самими студентами, как, например, Болонский университет. Дело в том, что выходцы из других городов, пришедших обучаться у какого-то знатока права, были лишены прав, которыми обладало местное население. На время пребывания в чужом городе университет давал им своего рода гражданство, а значит, защиту и покровительство.

Соответственно, университеты обладали статусом субъекта права, например, в переговорах с муниципалитетом или другими институтами власти. Они гарантировали студентам (схоларам) защиту от местных законов, которые предполагали, например, коллективные наказания мигрантов за правонарушения. Например, если кто-то из бретонцев в Париже совершал кражу, могли наказать всех его земляков без разбора. Но если бретонец имел статус студента, он мог быть судим только университетским судом.

Генрих Германский обучает студентов Болоньи. Миниатюра работы Лоренцо де Вольтолина, Болонская школа, вторая половина XIV века. Пергамент, пигменты, 18 × 22 см. Гравюрный кабинет (Берлин)
Генрих Германский обучает студентов Болоньи. Миниатюра работы Лоренцо де Вольтолина, Болонская школа, вторая половина XIV века. Пергамент, пигменты, 18 × 22 см. Гравюрный кабинет (Берлин)

Второй аспект — университетское обучение было платным, а средствами распоряжались исключительно члены этой корпорации — магистры (Парижский) или студенты (Болонский), в зависимости от формы организации. Участники образовательной корпорации владели и средствами обучения, например, книгами. Учебников было мало и все они имели высокую стоимость. Таким образом, университетская форма существования может быть упрощенно представлена успешный бизнес.

Третий аспект — популярность схоластики и связанных с ней форм обучения. Занятия схоластикой предполагали многочасовые диспуты, и именно университеты давали людям возможность проводить время вместе в тепле и комфорте. Равенство выступающих, свобода высказываний, выход за границу допустимых церковью норм — все это было невозможно в монастырской школе.

Четвертый аспект. Бурный рост городов, формирование цехов, а также пресловутая феодальная раздробленность, вызвавшая кратный рост количества субъектов отношений, привели к высокому спросу на квалифицированных юристов. Монополия на обучение гражданских правоведов была у университетов.

XI век — время открытия римского права, когда возникает интерес к Дигестам (сводам гражданского права) эпохи Юстиниана. И первый, кто начал работу по возвращению Дигест, был не кто иной как Ирнерий, профессор права Болонского университета. Ясное дело, римское право лучше всего преподавали глоссаторы Болоньи.

Луиджи Серра. Эскиз для картины «Ирнерио перетряхивает старые законы» (Болонья, Коллекция Стефано Пеццоли)
Луиджи Серра. Эскиз для картины «Ирнерио перетряхивает старые законы» (Болонья, Коллекция Стефано Пеццоли)

В истории с Дигестами имеет значение, что болонские магистры смогли уловить спрос и предложить продукт, который пользовался массовым спросом. Соответственно, свобода исследования позволяла университетам побеждать в конкурентной борьбе с другими образовательными учреждениями.

Надо также отметить, что популярности университетов способствовали успешность Парижского и Болонского университетов. Вероятно, если бы они не показали эффективность, история развивалась бы иначе.