Серьезных проблем с обучением к моменту, когда был создан «первый» европейский университет в Болонье не было. До них и одновременно с ними существовали, например, монастырские и церковные школы, которые вполне справлялись со своими задачами. Однако начиная с XI века в Европе происходит бурный рост университетов. Рассказываем, чем он был вызван.
Прежде всего стоит сказать, что называть университеты и «первыми высшими учебными заведениями» не совсем верно. В их программы часто входил тривий, то есть начальная ступень обучения, следовательно, мысль о том, что появление университетов вызвана появлением «высших» дисциплин — неправильная.
Есть определенная проблема и с самим термином «университет», который сегодня:
а) понимается исключительно как учебное заведение, и поэтому упускаются другие важные аспекты;
б) распространяется за пределы Европы на все сходные, в том числе мусульманские учреждения.
Средневековый университет — это в первую очередь корпорация, гильдия, цех, братство. Само слово universitas означает именно форму организации, как скажем, ЗАО или ОАО.
А теперь, собственно, о том какие факторы способствовали появлению университетов. Первый (но не по степени важности) аспект — потребность мигрантов в самоорганизации и правовой защите. Особенно это относится к корпорациям, созданным самими студентами, как, например, Болонский университет. Дело в том, что выходцы из других городов, пришедших обучаться у какого-то знатока права, были лишены прав, которыми обладало местное население. На время пребывания в чужом городе университет давал им своего рода гражданство, а значит, защиту и покровительство.
Соответственно, университеты обладали статусом субъекта права, например, в переговорах с муниципалитетом или другими институтами власти. Они гарантировали студентам (схоларам) защиту от местных законов, которые предполагали, например, коллективные наказания мигрантов за правонарушения. Например, если кто-то из бретонцев в Париже совершал кражу, могли наказать всех его земляков без разбора. Но если бретонец имел статус студента, он мог быть судим только университетским судом.
Второй аспект — университетское обучение было платным, а средствами распоряжались исключительно члены этой корпорации — магистры (Парижский) или студенты (Болонский), в зависимости от формы организации. Участники образовательной корпорации владели и средствами обучения, например, книгами. Учебников было мало и все они имели высокую стоимость. Таким образом, университетская форма существования может быть упрощенно представлена успешный бизнес.
Третий аспект — популярность схоластики и связанных с ней форм обучения. Занятия схоластикой предполагали многочасовые диспуты, и именно университеты давали людям возможность проводить время вместе в тепле и комфорте. Равенство выступающих, свобода высказываний, выход за границу допустимых церковью норм — все это было невозможно в монастырской школе.
Четвертый аспект. Бурный рост городов, формирование цехов, а также пресловутая феодальная раздробленность, вызвавшая кратный рост количества субъектов отношений, привели к высокому спросу на квалифицированных юристов. Монополия на обучение гражданских правоведов была у университетов.
XI век — время открытия римского права, когда возникает интерес к Дигестам (сводам гражданского права) эпохи Юстиниана. И первый, кто начал работу по возвращению Дигест, был не кто иной как Ирнерий, профессор права Болонского университета. Ясное дело, римское право лучше всего преподавали глоссаторы Болоньи.
В истории с Дигестами имеет значение, что болонские магистры смогли уловить спрос и предложить продукт, который пользовался массовым спросом. Соответственно, свобода исследования позволяла университетам побеждать в конкурентной борьбе с другими образовательными учреждениями.
Надо также отметить, что популярности университетов способствовали успешность Парижского и Болонского университетов. Вероятно, если бы они не показали эффективность, история развивалась бы иначе.