1,7K подписчиков

Все версии фильма "Мумия" (The Mummy, 1999)

Мумия, она же древнеегипетский верховный жрец Имхотеп, впервые появилась на киноэкранах Америки в начале 30-х годов прошлого века в одноименном фильме киностудии Universal "Мумия" (The Mummy, 1932).

Мумия, она же древнеегипетский верховный жрец Имхотеп, впервые появилась на киноэкранах Америки в начале 30-х годов прошлого века в одноименном фильме киностудии Universal "Мумия" (The Mummy, 1932). Тогда эту роль исполнил легендарный британец Уильям Генри Пратт, больше известный кинозрителям всего мира под своим творческим псевдонимом Борис Карлофф. И хотя сейчас этот фильм считается классикой жанра хоррор с 89% свежести на сайте Rotten Tomatoes, тогда всё не было так однозначно. По сравнению с другими фильмами студии Universal с классическими монстрами, сборы "Мумии" были довольно скромными, а отзывы критиков были весьма противоречивыми - его хвалили за отличную атмосферу, но ругали за излишнюю мелодраматичность и за то, что он был совершенно не страшным. Однако фильм стал настоящим хитом в Великобритании, а со временем его "распробовали" и американские зрители.

Вернутся к этому персонажу Universal решила восемь лет спустя, выпустив на экраны фильм "Рука мумии" (The Mummy's Hand, 1940). Ничего общего с оригиналом он не имел, хотя и использовал из него некоторые кадры. Бюджет у нового фильма был очень небольшой - почти в 2,5 раза меньше чем у оригинала, а Мумию, которую здесь называли Харис, сыграл уже Том Тайлер. Отзывы у критиков были в этот раз похуже, но кассовые сборы позволили Universal выпустить ещё три продолжения - "Гробница мумии" (The Mummy's Tomb, 1942), "Призрак мумии" (The Mummy's Ghost, 1944) и "Проклятие мумии" (The Mummy's Curse, 1944). В этих фильмах роль Хариса сыграл уже Лон Чейни мл.

Следующее появление Мумии на большом экране было обыграно уже в комедийном ключе в фильме "Эбботт и Костелло встречают мумию" (Abbott and Costello Meet the Mummy, 1955). Начиная с 1940 года, этот популярный комедийный дуэт снялся более чем в 25 фильмах у Universal и уже успел поиздеваться над такими классическими персонажами студии как Франкенштейн и его монстр в "Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна" (Bud Abbott and Lou Costello Meet Frankenstein, 1948), Человек-невидимка в "Эббот и Костелло встречают человека-невидимку" (Bud Abbott Lou Costello Meet the Invisible Man, 1951) и доктор Джекилл и мистер Хайд в "Эбботт и Костелло встречают доктора Джекилла и мистера Хайда" (Abbott and Costello Meet Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1953). Вот теперь настала очередь и Мумии и этот фильм стал последним снятым студией Universal с этими персонажами. Это был самый дорогой фильм о Мумии на тот момент, бюджет которого составил $726 тыс., а роль самой Мумии, имя которой здесь звучало как Кларис, сыграл Эдди Паркер.

Спустя несколько лет лондонская кинокомпания Hammer Film Productions выпустила ремейк под названием "Мумия" (The Mummy, 1959) с ещё одной легендой классического хоррора Кристофером Ли в роли титульного персонажа. И хотя фильм носил то же название, что и оригинал 1932 года, по факту это был ремейк "Руки мумии" 1940 года выпуска. Картина очень успешно прошла в прокате и Hammer Film впоследствии выпустила ещё три фильма о мумиях, которые никак не были связаны друг с другом сюжетно - "Проклятие гробницы мумии" (The Curse of the Mummy's Tomb, 1964), "Саван мумии" (The Mummy's Shroud, 1967) и "Кровь из гробницы мумии" (Blood from the Mummy's Tomb, 1971). Universal не включила ни один из этих фильмов в свой официальный цикл о Мумии.

И на том киноиндустрия потеряла интерес к этому персонажу, пока в середине 80-х два фаната оригинального фильма 1932 года Джеймс Джекс и Шон Дэниел, которые занимали в то время в Universal должности старшего вице-президента по производству и президента по производству соответственно, не решили вернуть его на киноэкраны. Специально для этого приятели создали производственную кинокомпанию Alphaville Films и начали поиски постановщика, который смог бы реализовать их задумку. Планировалось, что новая "Мумия" будет недорогим и серьёзным фильмом ужасов с бюджетом не превышающим $10 млн.

И первым к кому Alphaville Films обратились с предложением написать сценарий и занять должность режиссёра стал "отец зомби фильмов" Джордж Ромеро, который в то время как раз выпустил на экраны третью часть своего культового цикла "День мертвецов" (Day of the Dead, 1985). Ромеро представил студии свой вариант сценария, который он зарегистрировал в Гильдии сценаристов Америки в 1987 году. Не известно, каким видел будущий ремейк Ромеро, но Universal он не понравился, и она наняла сценаристку Эбби Бернштейн, оставив Ромеро закреплённым за проектом в качестве режиссёра.

Джордж Ромеро
Джордж Ромеро

Бернштейн рассказывала, что студия хотела, чтобы новый фильм был похож на "Терминатора" (The Terminator, 1984) Джеймса Кэмерона. "Что мне пришло в голову, - вспоминала впоследствии Бернштейн, - так это идея о том, что вместе с Мумией был похоронен некий священный шар. Если намочить эту штуку, она полностью растворяет любую органику, так что, если хоть капля с неё попадет на ваше тело, вы растаете, как Злая ведьма Запада. Действие моей истории происходило в наши дни, когда учёные разработали машину, которая могла имитировать нервы у людей с ограниченными возможностями. Они испытывают её на недавно обнаруженной мумии, которая была похоронена вместе с этим шаром, и машина срабатывает просто отлично. Мумия оживает и начинает рвать всех в клочья и бросается за своим шаром. Один из лаборантов, герой истории, хватает шар и убегает с ним, и по ходу дела выясняет, что это такое и чего хочет Мумия. А сама Мумия всё это время набирается сил, вырывая у людей внутренние органы и помещая их в своё тело. Мумия хочет вернуть свой шар и бросить его в океан, после чего он уничтожит всё живое на Земле при первом же дожде. Наш герой должен придумать, как убить Мумию, а тем временем все остальные думают, что убийца это он, поскольку, куда бы он ни пошёл, повсюду появляются изуродованные трупы."

И хотя Ромеро официально ещё оставался прикреплённым к проекту, после того как студия отвергла его сценарий, большого энтузиазма он не проявлял и, по словам Бернштейн, его участие в работе над её сценарием ограничивалось лишь телефонными разговорами, а вскоре, спустя приблизительно год после начала работы над фильмом, он и вовсе принял решение покинуть проект.

Клайв Баркер
Клайв Баркер

Тем временем в жанре хоррор произошло настоящее событие - вышел в прокат культовый "Восставший из ада" (Hellraiser, 1987) Клайва Баркера, вдохнувший новую жизнь во всю связанную с хоррором киноиндустрию. И любая голливудская студия была заинтересована в том, чтобы Баркер снял для неё свой следующий фильм. И Universal предложила ему освободившуюся после ухода Ромеро должность режиссёра "Мумии". Баркер в то время как раз заканчивал свой второй полнометражный фильм "Ночной народ" (Nightbreed, 1990) для 20th Century Fox и с удовольствием согласился на предложение Universal. А сценаристом на проект пришёл другой культовый для фанатов хоррора человек Мик Гаррис.

"Оглядываясь назад, - делился Баркер в интервью изданию Fangoria в 2015 году, - можно сказать, что наша версия «Мумии» была именно тем, чего не хотели на Universal. Она перевернула историю о мумии в конце 20-го века, не с точки зрения эффектов - это было ещё до того, как CGI привнесли свои сомнительные дары в процесс создания фильмов ужасов, - но с точки зрения содержания. У нас был один очень особенный сюжетный ход, которым мы очень гордились. В открывающей сцене рождается мальчик при очень необычных обстоятельствах - сильный завывающий ветер и страшная гроза, - которые наводят на мысль о том, что происходит что-то ненормальное. Затем повествование забегает вперёд примерно на 20 лет, и мы начинаем рассказ о том, как священные египетские артефакты привозятся в Америку на выставку... В сюжете была одна необычайно красивая женщина, таинственная соблазнительница и убийца. О мальчике, который теперь, предположительно, стал взрослым, мы ничего не знаем. Тем временем наша антигероиня прокладывает себе путь, соблазняя мужчин, а в третьем акте выясняется, что она и есть тот мальчик, при помощи операции и гормонов превратившийся в женщину... Само собой, что наше творение не было одобрено Universal. Сценарий, над которым Мик усердно трудился, работая в маленьком гостиничном номере в Лондоне, куда я ежедневно наведывался для обсуждения сюжета, был уничтожен редакторами и нашими продюсерами. Как мы могли ожидать, что нам одобрят что-то настолько странное? Нам сказали, что никто в Америке не принял бы такую нелепую идею."

Чтобы более наглядно донести своё видение до студии Баркер нанял художника по спецэффектам Стива Джонсона (Американский оборотень в Лондоне, Хищник, Левиафан), вместе с которым они создали концепт-арты будущей Мумии. Позже Джонсон вспоминал: "Если вы посмотрите на настоящих мумий в Египте, они не будут выглядеть как Мумия Бориса Корлоффа, или как Мумия в новых фильмах. Мы хотели добавить все эти реалистичные детали и украшения таким образом, чтобы они полностью соответствовали настоящим египетским мумиям, чего никогда раньше никто не делал. Мы собирались сделать их завораживающими существами, похожими на сенобитов, но полностью основанными на реальности и истории."

Но, как и следует из интервью Баркера, Universal от его услуг отказалась и в 1993 году пригласила нового сценариста Алана Ормсби, известного по провальному ремейку "Люди-кошки" (Cat People, 1982) Пола Шредера. "Когда меня наняли, я и не знал, что до меня этим уже занимались другие люди, - рассказывал Ормсби. - Мне сказали, что Энн Райс написала книгу под названием «Мумия», которую я тоже не читал, и, думаю, они были немного обеспокоены кое-какими совпадениями в ней с тем, что мы делали с нашей «Мумией». В общем, я обратился к оригинальному фильму с Карлоффом и сделал современную обновленную версию этой истории. У фильма был пролог в Египте, а всё остальное действие происходило в Лос-Анджелесе. Я сказал им, что это будет Мумия в стиле «Терминатора», им это понравилось. Я же не знал, что они уже слышали это раньше!"

На этом этапе к проекту в качестве режиссёра присоединился Джо Данте (Вой, Гремлины), пригласивший для переписывания сценария Джона Сейлза, с которым они вместе работали над "Воем" (The Howling, 1981). Сейлз к тому моменту уже состоялся как режиссёр - он получил номинацию на Оскар за сценарий к драме "Рыба страсти" (Passion Fish, 1992), которую он сам же и режиссировал. Так же Данте привлёк к работе легендарного мастера по спецэффектам Рика Бейкера (Нечто), а на роль Мумии он планировал пригласить Дэниэла Дэй-Льиюса, он даже показал переписанный Сейлзом сценарий своему приятелю Стивену Спилбергу и тот очень положительно о нём отзывался. И в этот раз фильм уже был очень близок к тому, чтобы быть запущенным в производство, однако студию испугал существенно выросший его бюджет, намного превышавший изначальные $10-15 млн., и решила отказаться от услуг Данте и его команды.

Джо Данте
Джо Данте

И следующим человеком, к которому продюсеры обратились с предложением написать сценарий, вновь стал Джордж Ромеро, привыкший работать на небольшие бюджеты. Ромеро закончил свой новый вариант сценария к октябрю 1994 года, вполне вероятно, что он заимствовал элементы из его варианта этой истории образца 1987 года. В центре сюжета была женщина-археолог Хелен Гровер, которая обнаруживает в Абидосе гробницу Имхотепа, египетского полководца, жившего во времена Рамсеса II. Последующие события разворачивались в безымянном американском городе в наше время - Имхотеп случайно оживал после того, как его мумия подвергалась воздействию лучей МРТ в лаборатории судебной археологии. Затем он, полностью обретя свой человеческий облик, пытается жить обычной жизнью в новом непривычном для него мире. И у него завязывались романтические отношения с Хелен, которая начинала вспоминать свою предыдущую жизнь в Египте в качестве жрицы Исиды. С помощью магии Имхотеп впоследствии воскрешает мумию своего верного слуги Хариса, также привезённую в местный музей из Египта. Сбежав в городскую канализацию, Харис начинал мстить различным криминальным авторитетам и коллекционерам, которые приобрели украденные из его гробницы реликвии.

Ромеро успел ещё несколько раз переписать свой сценарий в соответствии с указаниями продюсеров, но в конечном итоге был вынужден оставить "Мумию" из-за обязательств перед студией MGM на другом проекте, который, к слову, так и не был реализован. И хотя Universal не была в полном восторге от сценария Ромеро, поскольку находила его слишком мрачным и жестоким, тем не менее фильм уже готовились запустить в производство. Так что продюсерам пришлось в срочном порядке искать замену.

Мик Гаррис
Мик Гаррис

И этой заменой в 1995 году стал Мик Гаррис, уже работавший над "Мумией" ранее вместе с Клайвом Баркером в качестве сценариста, и который вместе с собой попросил вернуться в проект и художника по спецэффектам Стива Джонсона с его совместными с Баркером наработками. Вот как сам Гаррис описывал свою работу: "Версия Джорджа [Ромеро] уже почти состоялась, поэтому Alphaville обратилась ко мне, чтобы я переписал сценарий и стал режиссёром. Я два или три раза переписал сценарий и был очень доволен результатом, а студия негласно запустила фильм в производство. Мы уже занимались кастингом, я рассматривал Венсана Переса на роль Имхотепа. Мы поручили Стиву Джонсону разработать дизайн спецэффектов, которые были прекрасны: он и его арт-директор Билл Корсо сделали очень классные штуки."

Однако в то время Universal находилась в процессе смены своего владельца - купившая её в 1990 году японская компания Matsushita Electric (позже известная как Panasonic) продавала 80% своих активов канадскому производителю алкогольных напитков Seagram. А занимавший пост президента Universal Сид Шейнберг решил уйти и продолжить свою профессиональную деятельность в качестве руководителя основанной им независимой кинокомпании The Bubble Factory. При этом инвесторы позволили Шейнбергу выбрать себе проекты из тех, что разрабатывались на студии в тот момент, которые бы он забрал с собой. Одним из них и стала "Мумия".

Шейнберг видел будущий фильм совсем в другом ключе - он решил существенно увеличить производственный бюджет, найти высококлассного режиссёра, нанять именитого сценариста и привлечь известных актёров, превратив таким образом недорогой жанровый фильм в голливудский блокбастер. Однако найти подходящих людей оказалось не так уж и просто, по слухам возглавить работу над ремейком предлагали Уэсу Крейвену, но он не проявил заинтересованности и предпочёл отказаться. Так что проект, который был уже практически готов к запуску, снова погрузился в "производственный ад". И судя по всему, Шейнберг в итоге потерял интерес к фильму и контроль над его производством снова вернулся к Universal и Alphaville.

Следующий вариант сценария, зарегистрированный в Гильдии сценаристов Америки в 1996 году, написал Кевин Жарр автор вестерна "Тумстоун: Легенда дикого запада" (Tombstone, 1993). И его же студия решила сделать и старшим над всем проектом, назначив на должность исполнительного продюсера. Universal снова решила делать недорогой жанровый фильм с бюджетом около $15 млн. Проектом пытались заниматься ещё несколько сценаристов и режиссёров, но все они в конечном итоге уходили. Среди них были сценарист Ллойд Фонвиелл (Невеста, Готэм) и режиссёр Сэм Рэйми.

Стивен Соммерс
Стивен Соммерс

И вот узнав о том, что проект покинул очередной режиссёр, в 1997 году свои услуги Universal решил предложить Стивен Соммерс. Он был большим фанатом оригинального фильма 1932 года и всегда мечтал снять свою версию "Мумии". И так получилось, что он в это же время как раз заканчивал работу над своим проблемным морским хоррором "Подъём с глубины" (Deep Rising, 1998). Он связался с продюсерами Шоном Дэниелом и Джеймсом Джексом и те организовали для него встречу с руководством Universal, на которой он представил свою версию "Мумии" в духе фильмов об Индиане Джонсе.

"Они [Дэниел и Джекс] отвели меня прямиком в Universal, - вспоминал позже Соммерс. - И первое, что я им сказал было: «Никто не хочет видеть парня, обмотанного бинтами, все будут смеяться над ним». Я вышел, а Джим [Джекс] такой: «Студия хочет снять это за $15 млн.». А я ответил: «Мне столько понадобится только для визуальных эффектов»".

У Соммерса к тому времени были закончены всего два студийных фильма для Disney - "Приключения Гекльберри Финна" (The Adventures of Huck Finn, 1993) и "Книга джунглей" (The Jungle Book, 1994), и на стадии постпродакшна находился обернувшийся впоследствии большим кассовым провалом "Подъём с глубины". Тем не менее Universal воодушевившись энтузиазмом молодого постановщика одобрили его концепцию, увеличили бюджет, правда сначала только до $40 млн., и отправили его писать полноценный сценарий.

Соммерс не хотел просто переделать оригинальный фильм и вместо того, чтобы снимать очередной фильм ужасов, он решил превратить его в романтический приключенческий эпик с небольшими вкраплениями хоррора. А из неповоротливой Мумии он планировал сделать быстрого, злобного и пугающего монстра, которого он с самого начала хотел воплотить на экране при помощи компьютерных спецэффектов.

На работу над сценарием ушёл почти год. По словам Джеймса Джекса, Соммерс был открыт ко всем замечаниям продюсеров и студии и поэтому в его сценарии появились некоторые идеи из предыдущих вариантов Кевина Жарра и Ллойда Фонвиелла, которые в титрах были обозначены как соавторы сюжета. По мере работы студии всё больше и больше нравился результат и бюджет фильма перед запуском в производство в итоге вырос до $60 млн.

Параллельно студия и Соммерс занялись поисками актёра на главную роль. Студия, с учётом всё разраставшегося бюджета, естественно хотела видеть какую-нибудь звезду и сделала предложение Тому Крузу, Сильвестру Сталлоне, Брэду Питту, Мэтту Дэймону и Бену Аффлеку, но все они были либо не заинтересованы, либо не смогли согласовать свои съёмочные графики. Также рассматривались кандидатуры Брюса Кэмпбелла, Курта Рассела, Криса О'Доннелла и Мэттью МакКонахи.

Поговаривают, что роль едва не получил и Леонардо Ди Каприо, которому очень понравился сценарий, однако у него уже были обязательства по фильму Дэнни Бойла "Пляж" (The Beach, 2000). Он даже пытался уговорить продюсеров "Пляжа" перенести съёмки, чтобы он смог сыграть в "Мумии", но ничего не вышло.

Кандидатуру Брендана Фрейзера предложил Боб Дюксе, постоянный монтажёр Соммерса, который прочитав сценарий, сразу заявил, что эта роль для него. И когда Джекс (продюсер) и Соммерс посмотрели диснеевский хит "Джордж из джунглей" (George of the Jungle, 1997) с Фрейзером в главной роли, то сразу же поняли, что нашли своего главного героя. Довольна была и Universal, поскольку Фрейзер тогда уже стал достаточно узнаваем, а его гонорары ещё не успели "взлететь в небо", так что его услуги были оценены в довольно скромные $4 млн.

Фрейзер и Уайс на съёмках
Фрейзер и Уайс на съёмках

Очень долго пришлось убеждать боссов Universal утвердить на роль Эвелин британку венгерско-австрийского происхождения Рэйчел Вайс, поскольку они изначально были настроены на американскую актрису. Соммерс был восхищён её игрой в военной мелодраме "Три англичанки за городом" (The Land Girls, 1998) и после 4-5 прослушиваний Universal всё-таки согласилась с режиссёром, увидев, что Вайс и Фрейзер отлично смотрятся в кадре, и утвердила её на роль.

С Арнольдом Уослоу продюсер Джеймс Джекс уже работал раньше над фильмом "Трудная мишень" (Hard Target, 1993), где он довольно эффектно изобразил одного из злодеев. Также не привыкать ему было играть и замотанных в бинты героев - он сменил Лиама Нисона в двух DTV-продолжениях его кино-комикса "Человек тьмы" (Darkman, 1990). Так что для того, чтобы утвердить его на роль Имхотепа, понадобилось всего одно прослушивание.

Не забыл Соммерс и о своём приятеле Кевине Дж. О'Конноре, с которым они сдружились на съёмках "Подъёма с глубины" и который ещё не раз впоследствии снимется в его фильмах. Здесь О'Коннору досталась одна из самых ярких комедийных ролей - трусливого бывшего сослуживца главного героя по имени Бени Габор. Достойную конкуренцию ему составили британец Джон Ханна в роли непутёвого брата Эвелин Джонатана и иранский стендап комик Омид Джалили в роли начальника тюрьмы.

Для Джалили это было первое появление на большом экране и то, как Соммерс изобразил его персонажа ему совершенно не понравилось. "Слушай, почему бы нам не сыграть его по-другому, - рассказывал позже актёр, как он пытался убедить режиссёра в своём видении персонажа, - потому что, при всём к тебе уважении, то, что ты написал, это даже не плоско. Возможно, я смогу превратить его хотя бы в двухмерный стереотип." В общем, я показал, что имею ввиду на камеру, это не имело никакого отношения к сценарию, и он сказал: «Это здорово. А это обязательно должно быть так смешно?» И я ответил: «Это единственный способ, иначе меня линчуют собственные соотечественники». Затем кто-то спросил: "Чем Вы занимаетесь с апреля по сентябрь? Потому что мы рассмотрели 65 кандидатов на эту роль. Я думаю, он хочет Вас."

На съёмках
На съёмках

Съёмки фильма было решено провести в Англии, что существенно удешевляло его производство, за счёт действовавших там налоговых льгот. После получившего широкую мировую огласку убийства 62 иностранных туристов рядом с храмом женщины-фараона Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри близ египетского города Луксор, произошедшего 17 ноября 1997 года, продюсеры решили не рисковать и перенести все натурные съёмки египетских сцен в окрестности марокканского Марракеша.

Всего съёмки, стартовавшие 4 мая 1998 года, продлились 17 недель, первые шесть из которых съёмочная группа провела в Марокко. "Съёмочная группа была из Великобритании, а я был молодым американцем, - вспоминал Соммерс, - и все спрашивали: "Кто этот парень?" И не в хорошем смысле. Я всем говорил: «У нас шестинедельные съёмки в Марокко». Они просмотрели сценарий - [оператор] Эдриан Биддл, съёмочная группа и техники. Думаю, они подумали: «Ни за что на свете мы не выберемся отсюда через шесть недель»."

Арнольд Уослоу до наложения спецэффектов
Арнольд Уослоу до наложения спецэффектов

Съёмки в марокканской части знаменитой пустыни Сахары были очень тяжёлыми - было очень жарко, приходилась постоянно прерываться на внезапные песчаные бури, отшлифовавшие трейлеры, в которых укрывались члены съёмочной группы до металла, и не давала покоя местная весьма ядовитая фауна - скорпионы, пауки и змеи. Неожиданной проблемой стало и то, что из-за песка очень быстро вышло из строя всё огнестрельное оружие на съёмочной площадке, так что вспышки выстрелов пришлось добавлять позже уже при помощи компьютерных спецэффектов.

Плюс ко всему, во время съёмки сцены, в которой героя Фрейзера вешают на тюремной виселице, актёр едва погиб. Вот как описывал произошедшее сам Фрейзер: "Там была виселица и пеньковая веревка, завязанная в петлю, которая была накинута мне на шею. На первом дубле я старательно изображаю удушение. Стив [Соммерс] говорит: «Может, попробуем еще раз и чуть натянем верёвку?» Я ответил: «Хорошо, еще один дубль». Потому что петля на шее будет сдавливать твои артерии, несмотря ни на что. Я помню, как камера начала поворачиваться, а потом всё потемнело как в конце немого фильма. Я пришел в сознание, а один из медиков звал меня по имени. В ухо попал гравий, и мне было очень больно."

На съёмках
На съёмках

Затем съёмочная группа вернулась в Англию, где и были отсняты все оставшиеся сцены на локациях в Лондоне, Четэмских доках, Френшемских прудах и на знаменитой киностудии Шеппертон. Завершились съёмки 29 августа 1998 года.

60-милионный бюджет, в который Universal хотела уложиться, был потрачен только на препродакшн и съёмки - окончательная сумма составила $62 млн. Из-за перерасхода бюджетных средств даже пришлось переписать финальную сцену, в которой изначально по сценарию Джонатан (Джон Ханна) оживлял гигантскую статую Анубиса, заменённую впоследствии на личную стражу Имхотепа. Остальные $18 млн. из официального 80-ти миллионного бюджета были потрачены на постпродакшн, из которых $15 млн. ушло на создание компьютерных эффектов.

Созданием компьютерных спецэффектов занималась основанная Джорджем Лукасом студия "Industrial Light & Magic" (ILM), а ответственным за их создание был Джон Эндрю Бертон мл., с которым Соммерс работал над своим предыдущим фильмом "Подъём с глубины". Но из-за большого объёма работы им также оказали помощь две студии поменьше - лондонская Cinesite и голливудская Pacific Title/Mirage. Силами ILM были созданы эффекты для 140 монтажных кадров, Cineste - 60, а Pacific Title/Mirage - 45 и кадры с начальными титрами.

Обложки CD с саундтреком к фильму
Обложки CD с саундтреком к фильму

Музыку к фильму сочинил ветеран Голивуда Джерри Голдсмит (Чужой, Омен), которого Соммерс также перетащил с собой со съёмок "Подъёма с глубины".

По словам Соммерса тестовые просмотры прошли просто отвратительно - никто не проявил интереса к его фильму, и он уже было настроился провал, который после убыточного "Подъёма с глубины" мог вообще поставить крест на его дальнейшей кинокарьере. Однако всё кардинально изменилось после того, как во время Супер Кубка Национальной Футбольной Лиги был показан 30-секундный рекламный ролик "Мумии", за показ которого студия выложила $1,6 млн.

"Сначала никто не хотел смотреть «Мумию», а на следующий день вся студия была взбудоражена, - вспоминал впоследствии Сомер. - Мы подумали: «Блин, этот фильм сможет сделать $20 миллионов». Премьера была очень удачной. На следующий день я слышу, как внизу звонит телефон. На часах 6:40 утра. Рон Мейер [президент Universal Studios] говорит: «Фильм должен собрать $45 миллионов»."

Изначально премьера фильма была запланирована на 21 мая 1999 года, однако, чтобы избежать конкуренции с выходящими 19 мая лукасовскими "Звёздными войнами: Эпизод I - Скрытая угроза" (Star Wars: Episode I - The Phantom Menace, 1999), студия решила перенести её на две недели раньше. Премьерный показ состоялся 4 мая, а в широкий прокат фильм вышел 7 мая.

Помимо впечатляющих сборов в премьерный уикенд, которые составили рекордные на тот момент $43 млн., "Мумия" очень неплохо себе проявила и "на длинной дистанции" - итоговые сборы по всему миру составили впечатляющие $416 млн. Довольно неплохо, учитывая его явную развлекательную направленность, отзывались о нём и критики - на Rotten Tomatoes у фильма 61% свежести на основании 102 рецензий.

На домашнем видео фильм вышел 28 сентября 1999 года одновременно на VHS и DVD, причем на DVD он был выпущен с в двух разных вариантах - с оригинальным кинотеатральным соотношением сторон 2,35:1 и с телевизионной "обрезаной" картинкой до пропорции 1,33:1. По итогам только первого года продаж было реализовано около 7 миллионов видеокассет и одного миллиона DVD дисков, заняв первое место по количеству проданных копий на VHS и второе - на DVD, немного уступив "Матрице" братьев Вачовски. А итоговая прибыль от кинопроката и продаж на физических носителях в конечном итоге превысила $1 млрд.

Полтора года спустя, 24 апреля 2001 года, в преддверии выхода в прокат второй части фильма, было выпущено и коллекционное двухдисковое издание фильма, в котором один из дисков был целиком отведён под дополнительные материалы. Затем 8 июля 2008 года перед премьерой третьей части франшизы, было выпущено ещё одно коллекционное двухдисковое DVD издание с новым набором дополнительных материалов. Любопытное издание фильма на DVD вышло 15 ноября 2011 года, называлось оно Family Friendly Version, и там была записана отредактированная версия для семейного просмотра, кадрированная до соотношения сторон 1,78:1.

В высоком разрешении "Мумия" впервые была издана 28 ноября 2006 года в уже почившем формате HD-DVD, а в формате Blu-Ray она была выпущена почти два года спустя 22 июля 2008 года. Ну и самое последнее издание в разрешении 4К вышло 12 сентября 2017 года. Помимо этих основных, было ещё и большое количество различных коллекционных и юбилейных изданий как по отдельности, так и в составе всей трилогии.

Естественно продюсеры всеми способами пытались заработать на популярности фильма и в ноябре 2000 года компанией Konami была выпущена слепленная наспех одноименная компьютерная игра для игровых платформ Sony Playstation, Game Boy Color и Microsoft Windows. Игра получила в основном отрицательные отзывы, но продалась отличным тиражом, так что практику выпуска игр по мотивам второй и третьей части франшизы впоследствии продолжилась.

И конечно сразу после премьеры в работу было запущено и продолжение фильма, премьера которого состоялась уже 29 апреля 2001 года. "Мумия возвращается" продолжала историю героев первой части с теми же актёрами и практически той же самой съёмочной группой, самой серьёзной стала замена композитора Джерри Голдсмита на его не менее именитого коллегу Алана Сильвестри. А вот с третьей частью - "Мумия: Гробница Императора Драконов" (The Mummy: Tomb of the Dragon Emperor, 2008), не заладилось. Фильм вышел спустя уже 7 лет с другой актрисой в главной роли и другим режиссёром, и по результатам его неудачного проката были отменены находившиеся в разработке ещё два продолжения.

Рекламные постеры двух продолжений и ремейка
Рекламные постеры двух продолжений и ремейка

Вышедший в 2017 году ремейк с Томом Крузом в главной роли тоже очень плохо прошёл в прокате, получили негативные оценки от критиков и поставил крест на амбициозных планах студии Universal по созданию их "Тёмной вселенной" - цикла фильмов, в котором они планировали объединить всех своих классических хоррор-персонажей таких, как Дракула, Франкенштейн со своим монстром, доктора Джекилла и мистера Хайда, Человека-Невидимку и Человека-Волка.

Также по мотивам первых двух фильмах был создан и анимационный сериал "Мумия" (The Mummy: The Animated Series, 2001 – 2003) продлившийся два сезона и состоящий из 26 эпизодов. По мотивам которого, в свою очередь, в 2002 компания Ubisoft выпустила игру для Game Boy Advance, позже в 2004 году изданную на PlayStation 2 и Microsoft Windows.

Мумия, она же древнеегипетский верховный жрец Имхотеп, впервые появилась на киноэкранах Америки в начале 30-х годов прошлого века в одноименном фильме киностудии Universal "Мумия" (The Mummy, 1932).-21

Также стоит упомянуть и спинофф "Мумии возвращается", который рассказывает историю полюбившегося зрителям персонажа в исполнении Дуэйна "Скалы" Джонсона "Царь скорпионов" (The Scorpion King, 2002). Этот фильм не стал кассовым хитом, но очень хорошо продавался на домашнем видео, так что продюсеры регулярно выпускают его продолжения, которых уже насчитывается четыре штуки. Все они вышли сразу на видео и без Скалы в роли заглавного персонажа.

Ну и в 2004 году во Флориде в тематическом парке развлечений студии Universal был открыт аттракцион американские горки по мотивам первых двух фильмов, который назывался "Месть Мумии" (Revenge of the Mummy). Такой же аттракцион позже, в 2010 году, был открыт и в Сингапуре на бывшем курорте Resorts World Sentosa, который студия выкупила и переименовала в Universal Studios Singapore.

Реламный постер аттракциона "Месть Мумии"
Реламный постер аттракциона "Месть Мумии"

Версии фильма, выходившие в различных странах в разное время:

1. Стандартная "театральная" версия, шедшая в кинотеатрах США. Продолжительность 124 минут 54 секунды.

2. Британская "театральная" версия для получения прокатного рейтинга 12+ была сокращена на 14 секунд. Все правки были сделаны в сцене повешения героя Фрейзера. Эта же версия была выпущена и на VHS, а вот на DVD, у которого уже возрастной рейтинг был 15+, была записана оригинальная американская версия без сокращений. Продолжительность 124 минуты 40 секунд.

3. В версии фильма для американских авиалиний у Анк Су Намун появился дорисованный на компьютере элемент одежды, прикрывающий её грудь. Также, по традиции, была вырезана сцена крушения самолёта.

4. В версии, которая демонстрировалась по эфирному американскому ТВ было вырезано несколько кадров, в которых падающий с неба "огненный дождь" попадает в бегущих в панике людей.

5. в 2011 году Universal выпустила DVD с Family Friendly версией, о которой я к сожалению, пока не нашёл никакой информации. Но заказал себе оригинальный DVD из США, так что позже возможно и добавлю сравнение этих двух версий, если это кому-нибудь будет любопытно.