Начнём с последствий неудовлетворенной (неразвитой) АВТОНОМИИ.
- Люди с неудовлетворённой потребностью в автономии не переезжают от родителей, так как чувствуют, что не справятся одни.
- Принимают важные жизненные решения только посоветовавшись с родителями или другими значимыми людьми.
- На всю жизнь (или до работы с психолагами:) ) формируются убеждения: «я уязвим(а)», «мир жесток/опасен», «я не имею права иметь своё мнение/свою жизнь», «я некомпетентен(тна)».
- Люди склонны жить жизнью других , не давая себе права на свою.
Ну что, хотите таких последствий для своего ребенка?
Если нет, то читайте до конца и корректируйте пока не поздно свою систему воспитания.
Чувство базовой безопасности и ощущение своей компетентности – основные компоненты автономии.
Автономия – это способность отделиться от родителей и функционировать независимо во внешнем мире (адекватно возрасту).
Это способность жить отдельно, иметь свои интересы и занятия, представлять кто вы такой и что вам нравится, иметь цели, не зависимые от мнения ваших родителей. Это способность действовать самостоятельно.
Семье необходимо научиться дать опыт автономии, учить самодостаточности, поощрять брать ответственность и мыслить независимо.
Необходимо поощрять ребенка исследовать окружающий мир и общаться с ровесниками.
Будьте дружелюбны и гостеприимны с друзьями своего ребёнка. Ему важны друзья, общение со сверстниками позволяет развивать важнейшие социальные навыки, дать которые может только взаимодействие (причем разное) с друзьями и приятелями.
Не опекайте, покажите, что мир безопасен (не в глабальном, а локальном смысле), жить в войне и наблюдать ужасы войны маленькие дети не должны!!! Такая реальность не про формирование автономии... Без чувства безопасности сформировать методично потребность в автономии не представится возможности. Эта тема выходит за рамки статьи и будет рассмотрена дополнительно после изучения и сбора соответствующих авторитетных мнений.
Вернемся к процессу развития отдельной идентичности в условиях безопасного социума.
Даже в таких условиях существуют варианты менее здорового окружения, в котором процветает зависимость и слияние. Не все родители могут научить ребёнка навыку полагаться на себя.
Гиперопекающие родители очевидно всегда имеют самые лучшие намерения, просто они сами довольно тревожны и стараются защитить ребёнка.
Как такое происходит? Назову основные ошибки родителей:
1. Всё делают за ребенка, пресекают попытки самостоятельности. Н-р, процесс завязывания шнурков выводит нетерпеливого родителя и он сам выполняет это снова и снова, оставляя ребенка беспомощным перед такой задачей. Правильные действия очевидны: в игре, есть такие игры-тренажёры, которые, кстати легко создать самим:) желательно до одевания обуви дать возможность обрести этот навык.
2. Без конца и по любому поводу пугают ребёнка. Барабашки, микробы, вирусы, машины, злой дядька и прочие злыдни. О какой безопасности это? Создать безопасные условия родители обязаны, а вот внушать опасения - нет.
Рассказывать нужно умело... Как? Например, сообщаем: "Мы всегда переходим дорогу только по зебре, потому что так переходить безопасно!" И дисциплинировано выполняем это правило ВСЕГДА! Просто и понятно, вместо долгого живописания, что произойдет, если ходить по дорогам где попало.
3. Запрещают делать желаемое ребенком (имею ввиду склонности и творческие желания, выбор игры (исключение- гаджеты, про них в отдельном материале).
"Учат", что детей полагаться только на их мнение и суждения, не слушают суждений, а если слушают, то посмеиваются, исправляют ошибки и никогда не поощряют рассуждать и действовать.
4. Родители критикуют друг друга, других значимых взрослых (это может быть спортивный тренер, например. Или учитель, врач и пр.) Знайте, такая критика, услышанная ребёнком, погубит авторитет этого взрослого и тогда последствия необратимы... Об этом напрашивается отдельный материал. Давайте создадим его вместе. На мою эл.почту или в комментариях пишите свои примеры из жизни. Это бесценный опыт, о котором важно рассказывать другим.
А в завершение этого материала несколько советов, как правильно.
Можно и нужно:
- В своих требованиях делайте скидки на возраст и индивидуальные качества ребёнка.
- Предоставьте ребёнку достаточно свободы для развития самостоятельности. Это поможет ему завоевать признание сверстников.
- Своим примером обучайте ребёнка желательным качествам. Хорошее в нем - поощряйте.
- Не делайте различий между детьми. Никогда не сравнивайте с другими.
- Читайте вместе. Даже старшие дети с удовольствием слушают хорошие рассказы.
- Извинитесь, когда вы не правы, родители тоже совершают ошибки.
- Будьте открытыми и честными с детьми. Дети всегда чувствуют фальшь, и будут платить вам тем же.
- Включайте детей в обсуждение семейных проблем, делайте совместную работу. Научите тому, что умеете сами.
- Разговаривайте с ребёнком всегда приветливо, с улыбкой. Ваша одна улыбка может сделать его счастливей.
- Не позволяйте ребёнку привыкнуть к чувству поражения. Придумайте для него возможность стать победителем.
- Радуйте своих детей - сюрпризами, домашними праздниками. Пусть дети всегда ждут от вас чего-то особенного.
Спасибо за просмотр.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых статей и видеороликов, оставляйте в отзывах свои вопросы и пожелания.
Также, обязательно почитайте и другие статьи моей подборки. Уверена, многие вам будут полезны.