Критика: остановить и обезвредить

«Есть только один способ избежать критики — ничего не делать, ничего не говорить и быть никем» - Аристотель. Слово кри́тика происходит от др.-греч.

«Есть только один способ избежать критики — ничего не делать, ничего не говорить и быть никем» - Аристотель.

Слово кри́тика происходит от др.-греч. κριτική τέχνη , что в переводе – «искусство разбирать, суждение». То есть, критика – это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности.

Задачи критики:

·     выявление противоречий;

·     выявление ошибок и их разбор;

·     разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);

·     отрицательное суждение о чём-либо, указание недостатков;

·     исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо.

·     отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить СВОЮ точку зрения.

Несмотря на то, что среди задач есть «выявление» и «разбор», когда человек слышит слово «критика», он скорее представляет «отрицательное суждение». Если ситуация касается его деятельности, личности, он заранее сжимается от страха и сгорает от стыда. Ну, не привык российский человек ждать от критики чего-то благоприятного и потенциально продвигающего.

Уже от слова «критика» он проваливается в свои детские чувства, в пучине которых способность думать временно отключается. Воспитание абсолютного большинства в нашей стране строилось на манипуляциях на чувствах вины и стыда. Там размышлять о логике воспитательного процесса, во-первых, возбранялось во избежание обнаружения нестыковок, а во-вторых, порицалось и каралось наказанием по статье домашнего кодекса – «неповиновение» и «свержение авторитетов».

Чувства ребёнка – самые мощные, интенсивные и всепоглощающие. Поэтому, когда во взрослом возрасте мы проваливаемся в Детское эго-состояние, у нас не остаётся возможности увидеть другую сторону Луны – брать и давать критику, которая потенциально есть возможность для роста.

Какая же критика потенциальна полезна? Как такую критику, направленную на выявление и разбор, научиться давать и запрашивать для себя? И как останавливать ту, что разрушает?

Итак, конструктивная критика:

·     конкретна;

·     ориентирована на варианты;

·     предлагает альтернативы;

·     личная – это мнение конкретного человека. Оно субъективно и вовсе не то, что «думают все».

КАК КРИТИКОВАТЬ ПРАВИЛЬНО?

1.       Чтобы давать конструктивную критику, детализируйте и уточняйте вместо того, чтобы интерпретировать:

ВМЕСТО: «Чего орешь, как ненормальный?»

ПОПРОБУЙТЕ: «Меня пугает, когда ты говоришь на повышенных тонах, я не готов продолжать разговор в таком тоне. Что у тебя произошло? Ты можешь поделиться со мной».

2.       Критикуйте мнение автора, а не автора.

3.       Берите за основу то, что хорошо.

4.       Ищите в этом дополнительные преимущества.

5.       Говоря о том, как не надо делать, скажите, как, по-вашему мнению, можно.

6.       Критика – это личное ваше мнение. Поэтому не используйте в качестве весомого аргумента заведомо ложный факт – «так все думают».

НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК:

А вот если после критики вам хочется исчезнуть, провалиться, сгореть от стыда, вероятно, вы столкнулись с неконструктивной критикой, и я расскажу, как её останавливать, дальше.

Запомните, пожалуйста, одну умную вещь, что прочтёте сейчас. Сделайте скрин. Высеките в памяти. Это сложно применить к себе, когда вам больно, стыдно и неловко, но правда заключается в том, что человек, который удовлетворён собой, счастлив и благополучен, НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПЕРЕХОДИТЬ НА ЛИЧНОСТИ.

Человек, который живёт в парадигме Я – ОК, ТЫ – ОК, не станет оскорблять, принижать, высмеивать. И, если он это делает, очевидно, парадигма сломана и есть перекос либо в Я – ОК, ТЫ – НЕ ОК, либо в Я – НЕ ОК, ТЫ – НЕ ОК.

Каждый человек говорит преимущественно о себе. То есть, если на вас льётся поток деструктивной критики, вы стали свидетелем внутреннего диалога автора: это с ним так говорили когда-то, это он так говорит сам с собой. И сегодня вы не должны обслуживать хаос другого! Вот было бы так просто – «Я не обслуживаю твои детские травмы!». Но нет! И это так нормально, ведь вы проваливаетесь в свои детские чувства, когда то, что говорит критик, совпадает с тем, что вам уже когда-то говорили и вы не могли этому противостоять, потому что верили.

Перед тем, как я расскажу о том, как останавливать такую критику здесь и сейчас, предлагаю обнаружить вашего Внутреннего Критика – увидеть, чьим голосом он говорит с вами. Уделите 15 минут времени выполнению этого упражнения. Важно, чтобы вас никто не беспокоил. Попросите об этом ваших близких или уединитесь там, где ваши границы не будут нарушены. Переведите телефон в беззвучный режим.

Упражнение 1 – определите своего Внутреннего Критика.

1.   Подумайте о том, какой критики вы опасаетесь? Критика от каких людей вас задевает/вы её опасаетесь?

2.   Что именно вас задевает или может задеть: слова, интонации, взгляд.

3.   Представьте, что такой человек критикует вас. Что он говорит? Что думает о вас?

4.   Как вы себя при этом чувствуете?

5.   Что самого страшного произойдёт с вами по вашей фантазии от такой критики (эмоционально, физически), с чем вас будет непросто справиться? Представьте в подробностях и опишите.

6.   Зафиксируйте, что происходит в вашем теле, когда вы думаете об этом. Где вы сжимаетесь? Шея, плечи, спина, горло? Эти места можно разминать, когда вам предстоит волнительное событие, даже если кажется, что с ними сейчас всё в порядке.

7.   Обратимся к прошлому опыту. Вспомните ситуации, когда вы чувствовали себя так же? Испытывали похожие ощущения в теле? Возможно, вы вспомните ситуацию из детства, когда вас критиковали. Критика была неконструктивной, вы не могли ей противостоять. Вам было стыдно, страшно, хотелось исчезнуть. Что происходило с вами тогда?

8.   Не замирайте и продолжайте дышать. Важно прожить эту ситуацию из прошлого, чтобы оставить её там. И отделить от неё ваше настоящее – где вы можете постоять за себя и должны это сделать. Кроме вас это не сделает никто. Это ваша зона ответственности – заботиться и оберегать своего Внутреннего Ребёнка от нездоровой критики извне. У вас есть право делать этом.

9.   Чего вам хотелось там, когда вас стыдили и обвиняли? Если это слова поддержки, то конкретизируйте их. Возможно, вам хотелось бы, чтобы кто-то встал между вами и критиком, сказал какие-то слова? Напишите на бумаге эти фразы.

10. Вернитесь в ситуацию прошлого. Перед вами стоит критик. А позади вас – вы – маленький. Дайте отпор критику – скажите прямо через рот о том, что нельзя с вами так говорить, что вы не принимаете его слов, скажите о том, что вы о нём думаете.

11. А теперь повернитесь к ребёнку. И скажите ему слова, которые вы написали в пункте 9.

12. Каким голосом говорит Внутренний Критик сегодня? Похож ли он на того, кого вы представили в пункте 7?

Сегодня у вас есть выбор. И вы точно не должны подставляться под гнев другого человека. Если это начальник, родственник, который всё время чем-то недоволен и считает, что весь мир ему должен, если это взрослый ребёнок, который манипулирует чувством вины, если это партнёр, который убеждён, что вы ответственны за всё, что происходит в ваших отношениях. Вы и только вы можете поддержать Ребёнка внутри вас.

КАК ОСТАНОВИТЬ КРИТИКУ?

·     Используйте супер-компьютер – ваш мозг – и учитывайте особенности его работы. Зрение, слух, осязание постоянно регистрируют, что происходит вокруг, а мозг обрабатывает эту информацию и выдаёт вердикт. Для двух людей один и тот же взгляд третьего будет осуждающим или нейтральным. Безоценочность – полезный и непростой в освоении навык.

·     Анализируйте, КАКИЕ сигналы, КАК и ПОЧЕМУ вы воспринимаете так или иначе.

·    Соотносите с реальностью то, что происходит. Если надо – уточняйте и проясняйте с окружающими:

«Я правильно поняла, что…»

«Уточни, пожалуйста, что ты имеешь ввиду, когда говоришь…»

·     Останавливайте. Если вам говорят, что и вы, и корова ваша – дуры, если критика это обобщение и в ней нет конкретики, если оппонент убеждает вас в том, что всё в вас не так и это якобы мнение объективно и всеобщее, вы и только вы можете это прекратить:

«Я не буду продолжать разговор в таком тоне»

«Твоя критика неконструктивна. Ты обобщаешь и обесцениваешь меня. Давай сделаем паузу и вернемся к разговору позднее»

ФАКТ: человек говорит плохо о других, когда не может сказать ничего хорошего о себе.

·     Фильтруйте. Мы пьём фильтрованную воду и почему-то не фильтруем входящую информацию от окружающих. Хотя люди могут быть опаснее бактерий. Изучите информацию о личностных границах, запишитесь на консультацию к психологу с конкретным запросом о границах. Ваша задача – понять и научиться говорить о том, как с вами можно и нельзя.

«Есть только один способ избежать критики — ничего не делать, ничего не говорить и быть никем» - Аристотель. Слово кри́тика происходит от др.-греч.-2

Завершу эту статью ещё одним упражнением – «Идеальный Союзник». Также прошу вас уделить себе 15 минут времени и обеспечить тишину и уединение.

❗️Важно: сделайте сначала первую часть упражнения и только после приступайте К ПРОЧТЕНИЮ условий выполнения второй части.

1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

·     Представьте ситуацию, которую вам предстоит разрешить. С ней связано волнение, вы сомневаетесь в своих силах для её решения. ⠀

·     Перенеситесь в неё мысленно. Что вы чувствуете? Гнев, страх, стыд, обиду, зависть…?

·     Возьмите ручку и лист бумаги. Напишите и закончите три фразы

1. Они…(она - ситуация)

2. Я…

3. Жизнь – это…

2. ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Напоминаю, что дальше вы читаете только после того, как выполнили первую часть.

·     То, что вы написали на бумаге в первой части - то самое решение о том, как жить. Идея сценария, которую вы приняли когда-то.

·     Теперь вы будете по-новому переживать ту ситуацию, чтобы выйти из неё победителем.

❗️Задача - вы меняете свою роль и не меняете других людей.

❗️Причиной многих неудач кроется в неверном посыле: мы ждём, что кто-то другой изменится. Хотим, чтобы ТОГДА все себя вели по-другому. Это невозможно. Вести себя по-другому сегодня можете и будете вы!

·     Представьте своего Идеального Союзника, на которого вы сможете полностью положиться. Это может быть кто УГОДНО: ваш кумир или любой человек, который вдохновляет.

·     Возьмите его с собой в ту самую ситуацию. Пусть он, ваш Идеальный Союзник, поможет вам победить. Что бы он сказал в такой ситуации? Что сделал бы? Разыграйте максимально реалистично, представьте в деталях, произнесите про себя слова каждого участника.

·     Когда у вас получилось победить, наступает завершающий этап.

·     Проанализируйте слова вашего Союзника, движения. Какими качествами вы наделили Союзника? Теперь присвойте эти качества себе. Если это пока сложно, просто возьмите их взаймы у Союзника.

·     Теперь вернитесь в ситуацию уже без Союзника, но с его качествами, которые он вам передал. Проиграйте историю по-новому – окажитесь в ней победителем.

❗️Когда вы завершите упражнение, бумагу с фразами из первой части торжественно сожгите. И напишите новую по той же схеме с учётом вашей победы.