«Есть только один способ избежать критики — ничего не делать, ничего не говорить и быть никем» - Аристотель.
Слово кри́тика происходит от др.-греч. κριτική τέχνη , что в переводе – «искусство разбирать, суждение». То есть, критика – это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности.
Задачи критики:
· выявление противоречий;
· выявление ошибок и их разбор;
· разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
· отрицательное суждение о чём-либо, указание недостатков;
· исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо.
· отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить СВОЮ точку зрения.
Несмотря на то, что среди задач есть «выявление» и «разбор», когда человек слышит слово «критика», он скорее представляет «отрицательное суждение». Если ситуация касается его деятельности, личности, он заранее сжимается от страха и сгорает от стыда. Ну, не привык российский человек ждать от критики чего-то благоприятного и потенциально продвигающего.
Уже от слова «критика» он проваливается в свои детские чувства, в пучине которых способность думать временно отключается. Воспитание абсолютного большинства в нашей стране строилось на манипуляциях на чувствах вины и стыда. Там размышлять о логике воспитательного процесса, во-первых, возбранялось во избежание обнаружения нестыковок, а во-вторых, порицалось и каралось наказанием по статье домашнего кодекса – «неповиновение» и «свержение авторитетов».
Чувства ребёнка – самые мощные, интенсивные и всепоглощающие. Поэтому, когда во взрослом возрасте мы проваливаемся в Детское эго-состояние, у нас не остаётся возможности увидеть другую сторону Луны – брать и давать критику, которая потенциально есть возможность для роста.
Какая же критика потенциальна полезна? Как такую критику, направленную на выявление и разбор, научиться давать и запрашивать для себя? И как останавливать ту, что разрушает?
Итак, конструктивная критика:
· конкретна;
· ориентирована на варианты;
· предлагает альтернативы;
· личная – это мнение конкретного человека. Оно субъективно и вовсе не то, что «думают все».
КАК КРИТИКОВАТЬ ПРАВИЛЬНО?
1. Чтобы давать конструктивную критику, детализируйте и уточняйте вместо того, чтобы интерпретировать:
ВМЕСТО: «Чего орешь, как ненормальный?»
ПОПРОБУЙТЕ: «Меня пугает, когда ты говоришь на повышенных тонах, я не готов продолжать разговор в таком тоне. Что у тебя произошло? Ты можешь поделиться со мной».
2. Критикуйте мнение автора, а не автора.
3. Берите за основу то, что хорошо.
4. Ищите в этом дополнительные преимущества.
5. Говоря о том, как не надо делать, скажите, как, по-вашему мнению, можно.
6. Критика – это личное ваше мнение. Поэтому не используйте в качестве весомого аргумента заведомо ложный факт – «так все думают».
НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК:
А вот если после критики вам хочется исчезнуть, провалиться, сгореть от стыда, вероятно, вы столкнулись с неконструктивной критикой, и я расскажу, как её останавливать, дальше.
Запомните, пожалуйста, одну умную вещь, что прочтёте сейчас. Сделайте скрин. Высеките в памяти. Это сложно применить к себе, когда вам больно, стыдно и неловко, но правда заключается в том, что человек, который удовлетворён собой, счастлив и благополучен, НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПЕРЕХОДИТЬ НА ЛИЧНОСТИ.
Человек, который живёт в парадигме Я – ОК, ТЫ – ОК, не станет оскорблять, принижать, высмеивать. И, если он это делает, очевидно, парадигма сломана и есть перекос либо в Я – ОК, ТЫ – НЕ ОК, либо в Я – НЕ ОК, ТЫ – НЕ ОК.
Каждый человек говорит преимущественно о себе. То есть, если на вас льётся поток деструктивной критики, вы стали свидетелем внутреннего диалога автора: это с ним так говорили когда-то, это он так говорит сам с собой. И сегодня вы не должны обслуживать хаос другого! Вот было бы так просто – «Я не обслуживаю твои детские травмы!». Но нет! И это так нормально, ведь вы проваливаетесь в свои детские чувства, когда то, что говорит критик, совпадает с тем, что вам уже когда-то говорили и вы не могли этому противостоять, потому что верили.
Перед тем, как я расскажу о том, как останавливать такую критику здесь и сейчас, предлагаю обнаружить вашего Внутреннего Критика – увидеть, чьим голосом он говорит с вами. Уделите 15 минут времени выполнению этого упражнения. Важно, чтобы вас никто не беспокоил. Попросите об этом ваших близких или уединитесь там, где ваши границы не будут нарушены. Переведите телефон в беззвучный режим.
Упражнение 1 – определите своего Внутреннего Критика.
1. Подумайте о том, какой критики вы опасаетесь? Критика от каких людей вас задевает/вы её опасаетесь?
2. Что именно вас задевает или может задеть: слова, интонации, взгляд.
3. Представьте, что такой человек критикует вас. Что он говорит? Что думает о вас?
4. Как вы себя при этом чувствуете?
5. Что самого страшного произойдёт с вами по вашей фантазии от такой критики (эмоционально, физически), с чем вас будет непросто справиться? Представьте в подробностях и опишите.
6. Зафиксируйте, что происходит в вашем теле, когда вы думаете об этом. Где вы сжимаетесь? Шея, плечи, спина, горло? Эти места можно разминать, когда вам предстоит волнительное событие, даже если кажется, что с ними сейчас всё в порядке.
7. Обратимся к прошлому опыту. Вспомните ситуации, когда вы чувствовали себя так же? Испытывали похожие ощущения в теле? Возможно, вы вспомните ситуацию из детства, когда вас критиковали. Критика была неконструктивной, вы не могли ей противостоять. Вам было стыдно, страшно, хотелось исчезнуть. Что происходило с вами тогда?
8. Не замирайте и продолжайте дышать. Важно прожить эту ситуацию из прошлого, чтобы оставить её там. И отделить от неё ваше настоящее – где вы можете постоять за себя и должны это сделать. Кроме вас это не сделает никто. Это ваша зона ответственности – заботиться и оберегать своего Внутреннего Ребёнка от нездоровой критики извне. У вас есть право делать этом.
9. Чего вам хотелось там, когда вас стыдили и обвиняли? Если это слова поддержки, то конкретизируйте их. Возможно, вам хотелось бы, чтобы кто-то встал между вами и критиком, сказал какие-то слова? Напишите на бумаге эти фразы.
10. Вернитесь в ситуацию прошлого. Перед вами стоит критик. А позади вас – вы – маленький. Дайте отпор критику – скажите прямо через рот о том, что нельзя с вами так говорить, что вы не принимаете его слов, скажите о том, что вы о нём думаете.
11. А теперь повернитесь к ребёнку. И скажите ему слова, которые вы написали в пункте 9.
12. Каким голосом говорит Внутренний Критик сегодня? Похож ли он на того, кого вы представили в пункте 7?
Сегодня у вас есть выбор. И вы точно не должны подставляться под гнев другого человека. Если это начальник, родственник, который всё время чем-то недоволен и считает, что весь мир ему должен, если это взрослый ребёнок, который манипулирует чувством вины, если это партнёр, который убеждён, что вы ответственны за всё, что происходит в ваших отношениях. Вы и только вы можете поддержать Ребёнка внутри вас.
КАК ОСТАНОВИТЬ КРИТИКУ?
· Используйте супер-компьютер – ваш мозг – и учитывайте особенности его работы. Зрение, слух, осязание постоянно регистрируют, что происходит вокруг, а мозг обрабатывает эту информацию и выдаёт вердикт. Для двух людей один и тот же взгляд третьего будет осуждающим или нейтральным. Безоценочность – полезный и непростой в освоении навык.
· Анализируйте, КАКИЕ сигналы, КАК и ПОЧЕМУ вы воспринимаете так или иначе.
· Соотносите с реальностью то, что происходит. Если надо – уточняйте и проясняйте с окружающими:
«Я правильно поняла, что…»
«Уточни, пожалуйста, что ты имеешь ввиду, когда говоришь…»
· Останавливайте. Если вам говорят, что и вы, и корова ваша – дуры, если критика это обобщение и в ней нет конкретики, если оппонент убеждает вас в том, что всё в вас не так и это якобы мнение объективно и всеобщее, вы и только вы можете это прекратить:
«Я не буду продолжать разговор в таком тоне»
«Твоя критика неконструктивна. Ты обобщаешь и обесцениваешь меня. Давай сделаем паузу и вернемся к разговору позднее»
ФАКТ: человек говорит плохо о других, когда не может сказать ничего хорошего о себе.
· Фильтруйте. Мы пьём фильтрованную воду и почему-то не фильтруем входящую информацию от окружающих. Хотя люди могут быть опаснее бактерий. Изучите информацию о личностных границах, запишитесь на консультацию к психологу с конкретным запросом о границах. Ваша задача – понять и научиться говорить о том, как с вами можно и нельзя.
Завершу эту статью ещё одним упражнением – «Идеальный Союзник». Также прошу вас уделить себе 15 минут времени и обеспечить тишину и уединение.
❗️Важно: сделайте сначала первую часть упражнения и только после приступайте К ПРОЧТЕНИЮ условий выполнения второй части.
1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
· Представьте ситуацию, которую вам предстоит разрешить. С ней связано волнение, вы сомневаетесь в своих силах для её решения. ⠀
· Перенеситесь в неё мысленно. Что вы чувствуете? Гнев, страх, стыд, обиду, зависть…?
· Возьмите ручку и лист бумаги. Напишите и закончите три фразы
1. Они…(она - ситуация)
2. Я…
3. Жизнь – это…
2. ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Напоминаю, что дальше вы читаете только после того, как выполнили первую часть.
· То, что вы написали на бумаге в первой части - то самое решение о том, как жить. Идея сценария, которую вы приняли когда-то.
· Теперь вы будете по-новому переживать ту ситуацию, чтобы выйти из неё победителем.
❗️Задача - вы меняете свою роль и не меняете других людей.
❗️Причиной многих неудач кроется в неверном посыле: мы ждём, что кто-то другой изменится. Хотим, чтобы ТОГДА все себя вели по-другому. Это невозможно. Вести себя по-другому сегодня можете и будете вы!
· Представьте своего Идеального Союзника, на которого вы сможете полностью положиться. Это может быть кто УГОДНО: ваш кумир или любой человек, который вдохновляет.
· Возьмите его с собой в ту самую ситуацию. Пусть он, ваш Идеальный Союзник, поможет вам победить. Что бы он сказал в такой ситуации? Что сделал бы? Разыграйте максимально реалистично, представьте в деталях, произнесите про себя слова каждого участника.
· Когда у вас получилось победить, наступает завершающий этап.
· Проанализируйте слова вашего Союзника, движения. Какими качествами вы наделили Союзника? Теперь присвойте эти качества себе. Если это пока сложно, просто возьмите их взаймы у Союзника.
· Теперь вернитесь в ситуацию уже без Союзника, но с его качествами, которые он вам передал. Проиграйте историю по-новому – окажитесь в ней победителем.
❗️Когда вы завершите упражнение, бумагу с фразами из первой части торжественно сожгите. И напишите новую по той же схеме с учётом вашей победы.