5,5K подписчиков

Рассказываем о великом предке Михалкова и Кончаловского

2,6K прочитали

Личное и народное в биографии Василия Сурикова

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее

24 января исполняется 176 лет со дня рождения великого русского живописца Василия Сурикова. В Русском музее до 13 мая идёт юбилейная выставка художника, экспозицию такого масштаба не делали с 1937 года! За полтора месяца её успело посетить почти 100 тысяч человек, поделилась Министр культуры Ольга Любимова.

Суриков — это не только монументальные исторические полотна, но и тонкая работа с личными и семейными воспоминаниями. О чём мы подробнее и расскажем в наших карточках.

Я — Суриков, русский казак

Художник гордился своей родословной, его дед Александр Степанович был атаманом Енисейского казачьего полка. Сибирский дух, знакомство с преданиями и песнями о походе Ермака Тимофеевича, ощущение личной причастности к истории народа позволили Сурикову в интересом и любовью подходить к изображению монументальных событий.

В.И. Суриков «Автопортрет», 1902 год
В.И. Суриков «Автопортрет», 1902 год

Три города жизни Сурикова и его главные картины

Для Сурикова Красноярск, Санкт-Петербург и Москва были главными городами жизни. На протяжении разных моментов биографии он возвращался в родные края, писал этюды на берегу реки Обь, часто отдыхал и гостил в Хакасии у золотопромышленника Петра Кузнецова и привозил дочерей, а затем и внуков к брату Александру. В таймлайне мы обозначили в какие года появлялись главные полотна Сурикова и места, где жил, учился и работал художник.

Личное и народное в биографии Василия Сурикова 24 января исполняется 176 лет со дня рождения великого русского живописца Василия Сурикова.-3

Кто учил и поддерживал художника?

Пётр Кузнецов — Купец, золотопромышленник. Оплатил обучение Сурикова в Академии художеств, купил у него картину «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» и часто приглашал гостить к себе в Хакасию.

В.И. Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», 1870 год
В.И. Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», 1870 год

Павел Чистяков — Преподаватель Сурикова в Императорской Академии художеств. Научил работать с натурой, колоритом и доносить исторические темы, опираясь на сюжеты, а не только на сухие факты. Был сторонником продумывания образов, оттуда у Сурикова и пошла любовь к этюдам.

И.Е. Репин «Портрет художника П.П Чистякова», 1878 год
И.Е. Репин «Портрет художника П.П Чистякова», 1878 год

Илья Репин — Художник, друг Сурикова. Вместе с Василием Ивановичем являлись участниками Товарищества передвижных художественных выставок. Художник восхищался работами друга и следил за его успехами.

Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передвижники) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года
Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передвижники) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года

Суриков никогда не… писал картины на заказ

Он вообще делал только то, что хотел. Одно полотно мог писать до 5 лет, а затем продавал за хороший гонорар и жил на него пока работал над следующим. Единственное, что он мог — написать портрет или подарить картину в знак благодарности.

Исключение: Четыре полотна «Вселенского собора» для Храма Христа Спасителя

«Четвертый Вселенский Халкидонский Собор», 1874 год
«Четвертый Вселенский Халкидонский Собор», 1874 год

Суриков всегда… писал с натуры

Для каждого полотна он создавал десятки этюдов людей, местности, искал на ярмарках, базарах или из среди знакомых нужный типаж человека для выстраивания образа

Исключение: Петра I для картины «Утро стрелецкой казни» писал с заграничного гравированного портрета Петра Шенка и портрета царя Уильяма Файторна.

Суриков иногда… «пасхалками» вставлял изображения своих родственников

Этюды для Сурикова были репетицией главного полотна, поэтому к подбору героев для своих картин он подходил внимательно и даже находил среди своих близких людей нужные ему типажи. Например, в «Утро стрелецкой казни» маленькая напуганная девочка в красном платке — это прообраз его старшей дочери Ольги, которая через время, будучи постарше станет одной из героинь картины «Меншиков в Берёзове».

Родной брат художника Александр, стал частью картины «Взятие снежного городка». С правой стороны в толпе можно заметить мужчину с усами и меховой шапке — это именно он. В собрании Музея-усадьбы В. И. Сурикова сохранился этюд, на котором подробнее можно разглядеть весь образ в соболиной шубе.

Близкие родственники художника

Суриков  — семьянин, он женился по любви и воспитал двух дочерей. Был привязан к матери и благодарен за своё воспитание, его отца рано не стало и она одна воспитывала троих детей. Брат Александр всегда протягивал руку помощи в трудные моменты жизни, особенно, когда скончалась жена Василия — Елизавета.Василий Суриков с братом Александром и матерью Прасковьей Фёдоровной

Память, которая продолжает жить

Среди потомков Сурикова сплошь творческие личности, которые продолжают хранить о нём память, например, Наталья Кончаловская — внучка художника, посвятила ему книгу «Дар бесценный», в которой собрала воспоминания близких людей, рассказы о творчестве, письма самого художника и размышления об исторических событиях.

«Двадцать пять лет спустя, работая над картиной «Утро стрелецкой казни», Василий Иванович просил прислать ему из Сибири какую-то шапку для стрельца. В этом же письме он писал: «Сегодня утром стою и смотрю на ту сторону, где наша Сибирь и Красноярск. Так бы и полетел к вам. Ну, бог даст, увидимся… Вот что, мама: пришлите мне сушеной черемухи. Тут есть и апельсины, и ананасы, груши, сливы, а черемухи родной нету…»

Зятем Василия Сурикова был художник Пётр Кончаловский, он женился на его старшей дочери Ольге. Первая их встреча была внезапная, Пётр брал уроки у Василия Ивановича и увидел там юную четырнадцатилетнюю Олю, которая полностью была погружена в собственные занятия в гимназии. Их полноценное знакомство в итоге состоялось только через десять лет, их союз стал крепким, а Суриков любил видеться со своими внуками Мишей и Наташей.

Василий Суриков с дочерью Ольгой и зятем Петром Кончаловским, 1914 год
Василий Суриков с дочерью Ольгой и зятем Петром Кончаловским, 1914 год

Интересный факт, современные режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский — родные братья, они тоже являются потомками великого художника, а именно правнуками. Если посмотреть архивные кадры жизни братьев Суриковых, то в большей степени Никита Михалков будет напоминать Александра Сурикова, нежели своего кровного прадеда Василия Сурикова.

В.И. Суриков «Портрет брата художника А.И. Сурикова», 1894 год
В.И. Суриков «Портрет брата художника А.И. Сурикова», 1894 год