14,7K подписчиков

Она была Терпсихорой в гимнастёрке, но вернулась в большой балет: путь Нонны Ястребовой

Её ждала блестящая карьера, но первому театральному сезону не суждено было начаться. Балетная профессия, требующая особых условий и регулярных нагрузок, не терпит перерывов... Но балерина Нонна Ястребова вернулась на большую сцену вопреки.

В 2023 году Мариинский театр отметил 100-летие со дня рождения балерины Нонны Ястребовой балетом «Дон Кихот»: именно партия Китри стала для артистки коронной. Но это было уже после всех испытаний, выпавших её на долю в годы войны.
Выставка к 100-летию со дня рождения балерины, Заслуженной артистки РСФСР Нонны Ястребовой, Белое фойе Мариинского театра
Выставка к 100-летию со дня рождения балерины, Заслуженной артистки РСФСР Нонны Ястребовой, Белое фойе Мариинского театра

Нонну Ястребову, как одну из лучших учениц Вагановой, ждала счастливая творческая судьба. Выпускницу приняли в труппу Кировского театра и выбрали исполнительницей заглавной партии на выпускном спектакле. Это был балет «Бэла» по роману М. Ю. Лермонтова на музыку В. М. Дешевова, поставленный выпускником балетмейстерского отделения Борисом Фенстером.

Вот что писали о подготовке к выпускному спектаклю в газете «Смена» (от 21 мая 1941 г.): «…С увлечением рассказывают девушки о новом балете, который создается сейчас здесь, в этих учебных танцевальных залах. Десятиклассники полны сейчас большого творческого нетерпения, они ждут выпуска, ждут начала своей жизни в искусстве».

В этой же статье есть упоминание об одной способной ученице: «В самом большом зале – репетиционном - ведёт занятия народная артистка РСФСР А. Я. Ваганова. Перед Вагановой стоит выпускница Нонна Ястребова».

Пути педагога и ученицы разошлись, чтобы снова привести обеих в тот самый репетиционный зал. Выпускной спектакль был анонсирован за день до начала Великой Отечественной войны в газете «Ленинградская правда». Там же были упомянуты Валентина Румянцева и Нонна Ястребова как отличницы, «проявившие незаурядные способности в области классического танца». Всё складывалось как нельзя лучше.

«Моему первому театральному сезону не суждено было начаться»

Мечты о сцене Кировского театра скоро должны были стать реальностью. Спустя много лет Нонна Ястребова восстановила события тех дней в интервью Валентине Прохоровой, которое разошлось на цитаты. Балерина вспоминала: «22 июня 1941 года обещал стать самым счастливым днем в моей жизни. …В тот летний солнечный день во мне всё пело и ликовало». Но 22 июня, во время генеральной репетиции выпускного спектакля, пришли вести о начале войны. Репетиция всё же состоялась, как и два запланированных на конец июня спектакля училища. Это были последние отголоски мирной жизни – город начинал подготовку к обороне. «Сбылась моя самая заветная мечта, но моему первому театральному сезону не суждено было начаться», – рассказывала Ястребова.

«Мы понимали – нам нельзя уставать, раскисать, жаловаться»

Кировский театр частично был эвакуирован в Молотов. Нонна Ястребова осталась в Ленинграде с семьей. В первую блокадную зиму в Ленинграде балетом руководила Ольга Иордан. Но вскоре немногочисленные спектакли, которые там давались, прекратились; артистов, оставшихся в городе, распределяли по концертным бригадам. Нонна Ястребова оказалась в частях Двадцать третьей дивизии в Юкках, под Ленинградом – ей было всего 18 лет. Как самую молодую и хрупкую, товарищи оберегали ее и старались «откормить», насколько это было возможно на фронте. Артисты ансамбля, помимо своих выступлений, выполняли бытовую работу, например, дежурили на кухне: «…мы старались, чем могли, помочь воинам, оборонявшим наш замечательный героический город», – вспоминала балерина.

27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден, и уже летом Кировский театр вернулся в город. Присоединилась к труппе и Нонна Ястребова.

Выставка к 100-летию Заслуженной артистки РСФСР Нонны Ястребовой в Белом фойе Мариинского театра, сентябрь 2023
Выставка к 100-летию Заслуженной артистки РСФСР Нонны Ястребовой в Белом фойе Мариинского театра, сентябрь 2023

«Чувствовала себя гадким утёнком»

Спустя почти три года Нонна Ястребова оказалась в балетном классе на уроке своего педагога Агриппины Вагановой. На фоне прибывших из Молотова балерин, которые не прекращали работу над собой, Ястребова сильно проигрывала. Дело в том, что артисты прифронтового ансамбля танцевали в основном народные танцы, близкие и понятные простым солдатам. Разумеется, там было не до классических экзерсисов, который жизненно необходимы артистам балета... «Я чувствовала себя здесь гадким утёнком, окружённым прекрасными лебедями. Стоя у станка, обливаясь потом и слезами, я тщетно пыталась вернуть утраченное», – признавалась Ястребова. Но класс совершенствования Вагановой и выучка помогли артистке наверстать упущенное.

В 1947 году вышел фильм «Солистка балета» режиссера Александра Ивановского, где Нонна Ястребова сыграла одну из главных ролей – бойкую юную балерину Ольгу Верейскую.

Критики о творчестве балерины

Тем временем Ястребова набирала репертуар в театре. В этом же 1947 году состоялась премьера балета Александра Крейна «Татьяна». В прессе особенно отмечали образ Наташи – сестры Татьяны, созданный Ястребовой: «Увлекают юношеская стремительность и брызжущий лукавством и непосредственностью юмор танцовщицы Н. Ястребовой. Ястребова полностью отдаётся стихии танца…». И пусть роль Наташи была второстепенной, рецензенты заметили особую энергию балерины на сцене и ее способность создать наивный девичий образ.

Вскоре балерина подготовила партию, которая стала коронной в её репертуаре – Китри в балете «Дон Кихот». Вот что писал А. Белинский о дуэте Ястребовой-Брегвадзе в газете «Смена» (от 24 декабря 1947 года): «Весёлая, кокетливая, задорная Китри-Ястребова танцует прежде всего с бесконечной жизнерадостностью, от неё веет молодостью… Ястребова играет Китри с подлинным юмором». При этом критик будто намекал, что далеко не всё в исполнении балерины идеально: «Несомненно, что на следующих представлениях техническая сторона исполнения будет неуклонно расти».

Довольно прохладно оценивала Ястребову в балете «Раймонда» Вера Красовская: «Роли двух подруг Раймонды исполняют талантливые молодые артистки И. Израилева и Н. Ястребова. Они обе отлично танцуют, но им предстоит еще большая и строгая школа, прежде чем они достигнут совершенства». Спустя десять лет непрерывной службы в театре Нонна Ястребова была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР (1957).

Балерина подчёркивала, что именно фронтовая закалка позволила ей вернуть профессию. Особенно важным было отношение их поколения к мирной жизни, которой оно лишилось в начале своего пути. Немногие из одноклассников Нонны Борисовны вернулись с фронта, сама молодая артистка чудом уцелела на передовой. «Наше опаленное войной поколение познало дорогую цену мирного труда и относилось к своему искусству, к своей профессии с огромной любовью и уважением», – вспоминала Ястребова.