Сегодня день памяти святителя Никита Новгородского. Он сначала был монахом, но возжелал больших подвигов, и само по себе это желание хорошее, но оно было смешано с гордыней. А страсти отравляют и извращают даже лучшие побуждения.
И вот он решил отшельничать, хотя его не благословил на это игумен, и как раз в этом самочинии видна гордость, которая привела впоследствии к падению. Будущий святой Никита впал в прелесть, ему явился бес под видом ангела, и он принял его как ангела и стал доверять ему. У святых отцов есть описание другого случая, когда бес в виде ангела явился одному монаху, а тот отвернулся со словами: я не достоин видеть ангела в этой жизни, и тогда бес отстал от него. А инок Никита гордо считал себя достойным увидеть ангела, и поэтому поверил.
И вот что стал ему этот псевдоангел говорить: молитва отнимает у тебя много времени, которое ты мог бы потратить для пользы ближних - давай я за тебя буду молиться, а ты читай больше Священное Писание и духовные книги, чтобы через них приносить пользу людям. Так он и стал делать, думая, что ангел за него молится.
И вот первый урок, который мы из этой истории получаем – всякий помысел, даже самый благовидный, которые удаляет нас от молитвы, происходит не от Бога, а от дьявола. Оторвать нас от молитвы, от церковной службы – это цель дьявола.
Что же дальше? Стал монах Никита читать, особенно он читал писание Ветхого Завета, и даже наизусть его выучил. Множество людей стало приходить к нему за советом, и открылся у него дар прозорливости. На самом деле для беса нет ничего сложного в том, что имитировать прозорливость, о чем также писали святые отцы. И Никита даже какие-то предсказания делал, которые сбывались. Но братья пришли, обличили его и помогли выйти из прелести.
Это, конечно, и чудо, и милость Божия, а также объяснение, почему все-таки Никита стал святым. Потому что обычно если человек впадает в такую прелесть, его уже невозможно вывести, гордыня не позволяет. Но, видимо, у инока Никиты все-таки в сердце оставалось осознание, что «я могу ошибаться». И когда он понял, что на самом деле был в заблуждении, отрекся от этой лжи, перестал общаться с так называемым ангелом, покаялся во всем, то, как сказано, после этого он совершенно забыл и Священное Писание, и все, что прочитал.
Здесь есть еще два урока для нас. Во-первых, что для того, чтобы прельстить людей, бесы могут позволить прельщенному подвижнику говорить и делать что-то полезное, впечатляющее других. Поэтому не стоит думать, что если нечто, кажущееся нам полезным, происходит, значит, тот человек точно не в прелести. Вполне может быть в прелести.
Второй урок: Бог не принимает то, что было сделано в прелести, включая даже как бы хорошее. Ведь это же хорошо – знать Священное Писание, мы к этому призваны. Но Никита выучил его в послушание бесу, и Бог этого не принял. И когда инок покаялся, Бог его от этого избавил, чтобы не осталось ничего того, за что он мог бы сказать: «Вот, какая-то польза от этой прелести все-таки произошла». Никакой пользы от прелести не может произойти для человека, который ей предается.
Нужно полностью отвергнуть ее и все, что она дала, признать свою немощь смириться. И он действительно смирился, и впоследствии стал даже епископом Новгорода и святым, имел подлинные дарования – уже не бесовские, но от Бога.
Важно, чтобы наши труды для Бога были чисты от всякой страсти, от всякого примешавшегося зла и хотя бы отдаленного служения бесам. Очень важно хранить себя в смирении.
Может возникнуть вопрос: если даже святые могли впасть в прелесть, что мы видим на примере святителя Никиты, то как нам сохранить себя от нее? Через доверие другим, через советование с духовным отцом, через готовность выслушать критику, обличение, задаться вопросом: «А может быть тот, кто меня критикует, прав?» Если мы имеем такое смирение и открытость к советованию, через это Господь предохранит нас от впадения в прелесть. А если даже и впадем, через это сможем из нее выйти, как вышел в свое время и святой Никита.