Убеждать, не заставлять! Часть 2

В этой статье я расскажу о следующих семи правилах убеждения. Скажу вам, что эти правила отличные, но все-таки для большего понимая такой сложной темы как убеждение, только их - не достаточно. По этому, снова посоветую прочесть книгу В. П. Шейнова "Искусство убеждать". Итак, приступим.

Правило 8

"Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним".

На уроке очень часто можно услышать от ученика, что дома он играл так хорошо, что сам себе завидовал. Однако получил двойку. Потому что не смог связать двух нот. Если сразу акцентировать внимание на ужасном исполнении, то наш трудяга закроется. Возможно у него была веская причина, которая не дала ему подготовиться к уроку. А возможно нет. Но в любом случае не стоит сразу набрасываться. Укажите на какой-нибудь положительный момент. А еще важно учитывать мнение ребенка, что, да, возможно у него не было времени, но при этом предложить ему по-другому распределить свои дела и найти время хотя бы повторить пройденное на уроке.

Правило 9

"Проявите эмпатию к собеседнику".

Эмпатия - способность понять эмоциональное состояние другого человека. Или еще можно сказать, что это сопереживание.

Эмпатия помогает лучше понять человека. Если педагог проявляет эмпатию к ученику, значит может поставить себя на его место, может быть ближе к ребенку, а не смотреть всегда с высоты своего авторитета. Я считаю, что это правило самое главное.

Правило 10

"Будьте хорошим слушателем".

Если 8 правило выполнить не удалось и спор все таки возник, то лучше всего выслушать аргументацию ученика. Ведь часто бывает так, что мы спорим о разных вещах. Ученик нам пытается объяснить почему он не занимался, а мы его пытаемся в этом убедить. "Мы слышим то, что хотим услышать, а не то, что нам говорят".

Правило 11

"Избегайте употребления конфликтогенов".

Конфликтогены - слова, которые могут привести к конфликтной ситуации.

Ими являются проявления грубости, агрессии, а также насмешки, хвастовство.

Правило 12

"Проверяйте, правильно ли вы с собеседником понимаете друг друга".

Очень часто спорящие по разному понимают разговор. Отсюда и высказывание: "Один - про Фому, другой - про Ерему".

Лучше переспросить ученика. "Правильно ли я тебя понял..." чем испортить настроение на весь урок, а может быть и день.

Правило 13

"Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника".

Это правило не простое. Есть, конечно, всеми знакомые позы закрытости, но и их нужно рассматривать в совокупности с другими нюансами.

Если заинтересовались темой эмоций, то могу посоветовать книги А. Пиза "Язык телодвижений" и П. Экмана "Психология лжи". Но предупреждаю! Вы поймете, что все люди врут)

Правило 14

"Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-либо из потребностей собеседника".

Нужно понять, что интересно ребенку и постараться объединить игру на инструменте с его увлечением. Может быть ему нравится быть в центре внимания? Тогда нужно показать, что игра на инструменте поможет в этом.

В заключение скажу, что слепо действовать по какому-то одному правилу - не верно. Нужно использовать как можно больше вариантов, чтобы убедить собеседника, а в особенности ребенка, в ваших словах.