742 подписчика

Духовные события в феврале 2024 года

Нитьянанда-трайодаши - один из важных вайшнавских праздников в честь самого милостивого воплощения Бога
Нитьянанда-трайодаши - один из важных вайшнавских праздников в честь самого милостивого воплощения Бога

ВЕДАПОЛИС представляет главные даты основных религий в феврале 2023 года

Православные

5 февраля — Сретение Господне. Славянское слово «сретение» означает «встреча». Торжество установлено в память о встрече, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. Тогда Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Христа в Иерусалимский храм, чтобы совершить благодарственную жертву Богу. И в тот же день сюда пришел старец Симеон.

Сретение Господне, икона
Сретение Господне, икона

В Иерусалиме праведник Симеон переводил Священные тексты с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит Мессию. Старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием встречи с Мессией.

27 февраля православные вспоминают равноапостольного Кирилла, создавшего вместе со своим братом Мефодием русский алфавит и славянскую письменность. Кирилл получил образование в Константинополе. Заведовал патриаршей библиотекой, затем преподавал философию в византийской столице.

В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии Ростислава, просившего прислать ему христианских учителей. Византийский император решил отправить туда Кирилла и Мефодия. Именно с этим событием связывают создание Кириллом первой азбуки — глаголицы.

Почти сразу после кончины братья были причислены к лику святых. Сегодня их имена почитают в России, Украине, Белоруссии, Болгарии, Сербии и других стран. В Русской Православной Церкви их память чествуют с XI века.

Католики

2 февраля — Сретение Господне. Согласно традиции, в этот день полагается обойти дом с горящей свечой, чтобы очистить пространство, накормить бездомных, приютить животное и вообще творить добро. В то же самое время нельзя чрезмерно изнурять себя тяжелой работой, устраивать шумные застолья, а также венчаться и свататься.

Мусульмане

С 7 по 8 февраля — Ночь Мирадж. Именно в эту ночь пророк Мухаммед познал сразу два чуда. Поэтому праздник имеет два именования — аль-Исра и аль-Мирадж.

Ночь Мирадж
Ночь Мирадж

Первое чудо произошло во время путешествия пророка из Мекки в Иерусалим. Другое название праздника связано с чудом вознесения Мухаммеда. Сразу после молитвы к пророку спустился ангел и предложил на выбор вино или молоко. Мухаммед предпочел испить молока, за это ангел вознес его на небеса. Именно Ночь Мирадж считается зарождением многих исламских традиций. Мусульмане проводят праздник в молитвах. Важно забыть прошлые обиды и научиться прощать.

Буддисты

15 февраля — День Паринирваны. Это день перехода Будды из телесной оболочку в духовную, а также днем смерти его тела, когда он постиг нирвану. В этот день верующие читают выдержки из книги Нирвана Сутра, вспоминая о заключительных днях жизни великого Будды, медитируют, а также посещают храмы и монастыри. Но этот день также считается хорошей возможностью и для переосмысления своих отношений с родными и близкими.

24 февраля — Макха-пуджа. Например, если вы попали в это время в Таиланд, то непременно увидите торжества по случаю этого очень красочного праздника. Легенда гласит, что 25 веков назад в одном и том же месте, не сговариваясь друг с другом, собрались 1250 буддийских монахов — чтобы услышать проповедь Будды.

ВЕДАПОЛИС представляет главные даты основных религий в феврале 2023 года Православные 5 февраля — Сретение Господне. Славянское слово «сретение» означает «встреча».-4

Праздник Макха Пуджа отмечает вся страна, поэтому в этот день все получают выходной, чтобы воздать почести Будде. Весь день тайцы проводят в молитвах и обязательно должны совершать какие-нибудь добрые дела. Например, в храмах и монастырях между молитвами монахи выпускают на волю рыбок из аквариумов и птиц из клеток. А вечером и ночью проходят шествия монахов с зажженными свечами, благовониями и цветами лотоса в честь Будды, буддийской сангхи и учения дхармы.

Вайшнавы (кришнаиты)

14 февраля — Васанта-панчами, или Праздник Весны. В этот день почитают Шри Сарасвати, богиню учености, красноречия и изящных искусств, прародительницу санскрита.

«В месяце Магха (январь-февраль) есть три главных праздника, которые соблюдают все, — говорится в знаменитом богословском произведении „Харибхактивиласа“ Шри Санатаны Госвами. — Это Васантапанчами, экадаши Бхаими и Варахадвадаши. Человек должен поклоняться Господу Хари́ (одно из имен Кришны) с пышностью, предлагая Ему свежие листья, цветы и смешанный с водою порошок сандалового дерева на пятый день прибывающей Луны в месяц Магха. Человек должен совершать поклонение Божеству с великой преданностью и служить вайшнавам в соответствии со своими способностями. В такой день нужно петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах различным образом.
Отмечая этот праздник, предлагая особое поклонение Господу Кешаве (одно из имен Кришны) в благоприятный день Васантапанчами, человек, несомненно, становится очень дорогим сердцу Господа, наслаждающемуся Своими играми во Вриндаване — подобно тому, как Ему дорога и весенняя пора».

День Сарасвати-пуджи благоприятен для начала обучения каким-либо наукам. Но, на самом деле, Сарасвати — это проявление изначальной духовной энергии знания Всевышнего Господа. Имя «Сарасвати» переводят как «наша внутренняя сущность». Благодаря поклонению ей обретается высшая мудрость — знание о Боге и наших вечных взаимоотношениях с Ним.

Другой смысл имени Сарасвати — «вместилище всех вкусов». Тем самым она подтверждает заключение Вед о том, что сущность души заключается в преданном служении Господу Кришне в полном знании о Нем, поскольку оно дает душе абсолютное знание о Господе и обладает несравненным нектарным вкусом.

В этот же день почитают многих святых вайшнавов: супругу Господа Кришна-Чайтаньи Шримати Вишнуприю, а также Шрилу Вишнатха Тхакура, Шри Пундарику Видьянидхи, Шри Рагхунандану Тхакура и Шри Рахгунатху даса Госвами. Они были спутниками Шри Чайтаньи и играют роль посредников между духовным миром и современным обществом.

15 февраля — Явление Шри Адвайта Ачарьи. Он известен тем, что своими молитвами призвал на Землю Господа Кришну в образе Шри Чайтаньи. В Ведах говорится, что Адвайта Ачарья — воплощение Маха-Вишну. Его всегда занимают мысли о том, как освободить обусловленные души и поднять их до трансцендентного положения. В силу Своего сострадания Он горячо молит Кришну снизойти сюда, чтобы противостоять порокам нынешней эпохи.

20 февраля — Вараха-двадаши, Явление Господа Варахадева. Как гласят Священные Веды, Господь однажды принял образ чудесного Вепря, чтобы спасти планету Земля от гибели, упавшую по вине демонов-материалистов в низшие слои Творения. Варахадев поднял и вернул Землю на место и показательно расправился с демоном Хираньякшей.

Господь Варахадев
Господь Варахадев

История с Варахадевом свидетельствует о том, что Бог на самом деле не ограничен ничем. Он может явиться когда угодно, к кому угодно и в каком угодно облике. Варахадев — один из таких «загадочных» аватар. В любом случае Бог всегда остается Богом. Играет ли Он роль человека, полубога или даже Вепря — мудрецы и преданные Ему души узнают Его по красоте и величию Его деяний.

22 февраля — Нитьянанда-трайодаши, Явление Шри Нитьянанды Прабху. Шри Нитьянанду (1473—1541?) считают аватарой Господа Баларамы, старшего брата Господа Кришны. Имя Нитьянанды означает «наслаждающийся вечностью». Нитьянанда олицетворяет Собою изначального духовного наставника, или посредника, по милости которого можно увидеть Всевышнего и стать Его слугой.

Нитьянанда был неразлучным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху. Он начал массовую проповедь в Бенгалии учения Чайтаньи о совместном воспевании святого имени Господа Кришны. И по сей день Нитьянанда остается для бенгальцев самым любимым героем, спасителем падших душ.

В этот день вайшнавы слушают рассказы о Нитьянанде из таких произведений, как «Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья-мангала» и «Чайтанья-бхагавата», воспевают славу Нитьянанде и готовят медовый эликсир варуни, который очень любит Баларама.

24 февраля — Явление Шрилы Нароттама даса Тхакура. Hароттам дас Тхакур явился в этом мире в 1534 г. (в год ухода Шри Чайтаньи), как это предсказал, и именно ему Шри Чайтанья према-бхакти, любовь к Богу. Нароттам («лучший из людей», санкр.) явился в Восточной Бенгалии (ныне Бангладеш), в семье могущественного царя Кришнананды Датты. С рождения он проявил все признаки махапуруши (возвышенной божественной личности). С годами Hароттам стал примерным учеником, сведущим во всех академических дисциплинах, а также в священных шастрах. В школе он был шрути-дхарой (способным сразу и навсегда запомнить все, что услышит). Хотя он быстро освоил санскрит и Веды, он стремился только к одному — служить Кришне. Он всю жизнь оставался брахмачари.

Очень скоро Нароттам стал самым известным гуру во всей Бенгалии. Его изысканная поэзия, в которой нашла отражение вся философия Гаудия-вайшнавизма, в сочетании с его прекрасным голосом, влекли к нему учеников со всей Индии.

Главными его трудами считаются «Прартхана», сборник из тридцати трех песен на бенгали, и «Према-бхакти-чандрика», поэма, в сжатой форме передающая всю глубину философии Гаудия-вайшнавской традиции. Кроме того, он перевел в стихотворной форме на бенгали санскритское произведение «Смарана-мангала», в 11 строфах которого описываются игры Радхи и Кришны в течение восьми периодов времени суток.

Нароттам дас Тхакур стал автором многих песен, проникнутых преданностью духовному учителю, преданным Богу душам, собственно преданному служению, Шестерым Госвами Вриндавана, Гаура-Нитьянанде и Радха-Кришне. Несмотря на то, что эти песни-молитвы составлены на простом бенгальском языке, они подтверждают сиддханту шастр и каноны бхакти. Бхактиведанта Свами Прабхупада часто пел его бхаджаны, считая их неотличимыми от ведических шастр. Он часто цитировал их на своих лекциях по «Бхагаватам». «Прартхана» и «Према-бхакти-чандрика» Нароттамы были его любимыми работами. Он часто использовал следующую цитату из «Према-бхакти-чандрики»: «Радха и Кришна — цель моей жизни и смерти. Они — повелители моего дыхания. Совершая свой бхаджан только для Них, я поднимаюсь и погружаюсь в волны океана премы. Я молю, чтобы всегда оставаться способным поддерживать в своем сердце эту убежденность как высший идеал».

29 февраля — Явление Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (150-летие). Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур явился в Шри Кшетра-дхаме (Джаганнатха Пури) в семье Шри Бхактивинода Тхакура. В детстве Бимал Прасад (такое имя ему дали его родители) с непостижимой легкостью изучил Веды, наизусть запомнил всю «Бхагавад-гиту» и наслаждался изучением философских работ своего отца. А за неистощимый запас знаний его даже прозвали «ходячей энциклопедией».

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур решительно выступал против кастового мышления и философских отклонений в гаудия-вайшнавизме. Он стремился объединить четыре вайшнава-сампрадайи, опубликовав самые известные философские произведения их представителей. За свое бесстрашие и бескомпромиссную проповедь вайшнавского учения его стали называть Нрисимха-гуру (лев-гуру). Маявади (сторонники учения имперсонализма), едва завидев «льва-гуру», тут же переходили на другую сторону улицы. Будучи вдохновенным проповедником, Сарасвати Тхакур был наделен и множеством удивительных божественных качеств и исполнен восторженной любви к Богу. Он основал 64 храма (Гаудия-матха) по всей Индии, а также в Бирме, Англии и Германии.

Шрила Сарасвати Тхакур провел раскопки на месте явления Господа Чайтаньи в Йогапитхе (Маяпур, Зап. Бенгалия), несмотря на препятствия, чинимые кастовыми госвами. В этом месте он построил великолепный храм Гаудия-матха.

Три его издательства, которые он называл Брихат-мридангами (букв. «великими барабанами») и которые располагались в Мадрасе (ныне Чхеннаи), Калькутте и Кришна-нагаре, печатали книги, журналы и газеты, с помощью которых Сарасвати Тхакур распространял послание Шри Гауранги Махапрабху.

Когда Шрилу Сарасвати Тхакура спросили, зачем нужно печатать ежедневную духовную газету «Надия Пракаш», тот ответил: «Если какой-то мелкий городишко может позволить себе выпуск пяти ежедневных газет, почему мы не можем ежесекундно издавать газету о том, что происходит в вечном, неувядающем мире трансцендентных деяний Верховной Личности Бога на Его безграничных духовных планетах, на Голоке Вриндавана?»

Помимо работ своего отца, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур опубликовал множество книг-комментариев на «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-бхагавату», «Чайтанья-мангалу», «Према-бхакти-чандрику» и свою любимую «Шри Чайтанья-чаритамриту». Он предсказал, что люди Запада будут изучать бенгали специально для того, чтобы наслаждаться нектаром, оставленным Шрилой Кришнадасом Кавираджем в его «Чайтанья-чаритамрите».

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур  и Бхактиведанта Свами Прабхупада
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Бхактиведанта Свами Прабхупада

Для того чтобы расширить сферу своей проповеди, он привнес в эту практику множество нововведений. По всей Индии он установил бесплатные теистические выставки и диорамы с изображением лил (развлечений и деяний) Шри Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху. Воспользовавшись последними достижениями технологии своего времени, он даже создал самодвижущиеся куклы. Чтобы увековечить память о посещении Господом Чайтаньей некоторых святых мест, он установил там мраморные оттиски лотосоподобных стоп Господа. Игнорируя «каноны» и «традиции», он позволил своим ученикам-санньяси носить рубашки-курты и пальто (пошитые руками портных!), ездить в автомобилях и на моторных лодках, а также отправил некоторых из них в Европу с тем, чтобы те распространяли там послание Махапрабху.

Революционные проповеднические идеи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати брали свое начало в принципе юкта-вайрагьи (использование всего вокруг в служении Богу, но с правильными мотивами) установленном Шри Рупой Госвами. Будучи вечно освобожденной душой, Шрила Сарасвати Тхакур знал, каким образом задействовать майю (иллюзорную энергию) в служении Господу Кришне.

***

6 и 20 февраля — ведические посты на экадаши, соответственно за Шат-тила-экадаши и Бхаими-экадаши. «Экадаши» означает «11-й день растущей или убывающей Луны». В такие дни принято поститься на пищу из злаковых и зернобобовых растений. Каждый такой экадаши имеет собственное название и свою славную историю. Экадаши считаются особо могущественными и благоприятными событиями для духовной жизни человека.

Подготовил Юрий Плешаков