Не помню себя безграмотным. Уже в три года я знал все буквы и умел читать слова. А вот как меня учили нотам - не забыл. Как и связанный с этим обман. Учительница сказала, что нот всего 7. Пустяк! В сравнении с алфавитом, где целых 33 символа. Но очень быстро выяснилось, что в музыкальном правописании знаков намного больше.
Мне было 6 лет, когда мама привела меня в музыкальную школу. И первый же урок мой преподаватель, Ирина Сергеевна, посвятила нотной грамотности. Нарисовала на листочке пять линеек, а вторую - обвела маленьким кружочком.
- Рома, знаешь, что это за нота?
- Нет.
- И я - не знаю! Потому что это зависит от ключа. Вот как для входа в квартиру нужен ключ, так и для чтения музыки.
Это заинтриговало. Я ещё не понял, к чему она клонит, но опыт с латинскими буквами имел: когда привычная буква из русского алфавита может читаться совсем иначе.
- Вот это - скрипичный ключ.
Учительница изобразила замысловатый значок в самом начале линеек. Я видел такой на какой-то шоколадке. Красивая завитушка, чем-то похожая на символ футбольного клуба “Динамо”. “Динамо”, впрочем, я не любил - мне нравился ЦСКА.
- А ещё его называют ключ “соль”. И всё, что на нотном стане после него - отсчитывается от второй линейки, где располагается ключевая нота “соль”.
Затем Ирина Сергеевна представила меня остальным шести нотам - ля, си, до, ре и ми.
- Только пойми: ноту определяет ключ. А ключи могут быть разными. Есть басовый - при нём наша, “скрипичная” соль - на линеечку ниже, есть ещё теноровый и альтовый. Пока они тебе не понадобятся - просто знай, что нота на нотном стане - не кнопка. Не указатель, куда нажимать, чтобы получить нужный звук.
Дальше было что-то про азимут, координаты и маяки. География мне тоже нравилась, но не в такой степени. Вообще преподаватели в детских школах искусств склонны переоценивать уровень знаний своих подопечных. Но урок я усвоил - и с прочтением первого произведения, “Петушок” - проблем не возникло.
Забавно, что спустя 10 лет я поступил не в музыкальное училище, а как раз на географический факультет РГУ. Где познакомился с множеством молодых людей, одержимых рок-музыкой. Играть почти никто не умел, но энтузиазма было выше крыши. Учились друг у дружки, пока однажды мой друг Рустам вдруг не обнаружил в магазине ноты Стива Вая.
- Я не собираюсь по ним играть. Это же невозможно. Мне просто хочется посмотреть - как музыка Вая может в-принципе выглядеть на нотном стане! - сказал мне приятель.
Книжка стоила запредельные 50 тысяч рублей. Для понимания - булка хлеба тогда продавалась за 600, бутылка водка - за 2 тысячи. Импортная электрогитара - за миллион.
Тем не менее, книга была обретена. У Рустама развивались романтические отношения с будущей женой, и девушка самоотверженно потратила все свои сбережения на сногсшибательный подарок. В книге было прикольное предисловие и занятное описание использованного при записи оборудования, а потом - самое главное. Музыкальное содержание.
Надо уточнить, что не только я, но и друг мой окончил ДШИ по классу скрипки. То есть с нотами опыт имели более, чем. В издании на каждой странице были опубликованы партии всех инструментов. А под нотным станом гитары находился и ещё один, странный. Не пять, а шесть линеек. И вместо кружочков, традиционно обозначавших ноты - цифры. 2, 3, 5, 8 - и очень очень часто - 0. 00000000.
Потупив, мы всё-таки разобрались. Цифры обозначали порядковый номер лада на гитарном грифе, начиная от порожка. Предельно просто - написано “3” на пятой сверху линеечке - зажимай третий лад на струне “ля”. Написано “5” - берёшь пятый, и так далее. Честное слово - тогда мы подумали, что это для имбицилов, или для ребят с неторопливым развитием. Как сурдоперевод в выпусках новостей.
Однако по нотам Стиви Вая ни я, ни друг мой не заиграли. Уж больно мудрёно. Наш сосед, по имени Антон, любил подкалывать - возьмёт гитару, ткнёт в какой-нибудь 10-11-й лад на четвёртой струне - и спрашивает: что это за нота? А? Вы же в музыкалке учились!
Я не мог быстро ответить на его вопрос. И, конечно, смущался - потому что ткни вот так мне на любую точку скрипичного грифа - и я действительно знал любую ноту на любой струне. Стоит ли говорить о пианино? Там просто вопросов не возникает - каждая нота имеет свою характерную ориентацию, и спутать их невозможно.
Та книжка с нотами Вая была неким эксклюзивом, но очень быстро в продаже стали появляться брошюры с материалом по другим, более популярным рок-группам. Metallica, Nirvana, Guns’n Roses и иже с ними. В этих изданиях не заморачивались выписыванием партий всего ансамбля - только гитара и вокал. Но так же - под нотным станом шла табулатура. И это был прорыв.
Не знаю ни одного человека, который бы играл рокерскую гитару по нотам. Классику, “испанщину” - может быть. Но только не рок. И дело совсем не в невежестве, музыкальной безграмотности.
Объективно: нотная запись - недружелюбна для струнных априори. У клавишных - пианино, рояля - указанная в нотах нота может быть исполнена только одним способом, и больше - никак. А на гитаре, скрипке, виолончели etc. - совершенно по-разному. Например, “ля” второй октавы на скрипке можно взять третьим пальцем в первой позиции на самой тонкой струне “ми”, или первым пальцем в третьей позиции на струне “ля”. Можно и на струне “ре” - в очень высокой позиции, но - можно. Что же до гитары - там случаются ноты, которые извлекаются на всех шести струнах!
По поводу позиций - вопрос, признаю, дискуссионный. Например, Tony Iommy прям вот очень злится, когда рифф из песни Paranoid играют не на шестой струне, а на пятой. Крёстный отце блэк-метала уверен, что это нивелирует тяжелое звучание. Ну, не знаю. Есть подобный пример из Pantera - рифф из Cowboys From Hell тоже Даймбэг играл в высоких позициях, но на мой взгляд - и на пятой-четвёртой раскачивает уматно! А нисходящий рифф “Металлики” из Master of Puppets?
Но возвратимся к главной теме. Табы и ноты - что круче? Практически во всех самоучителях и прочих учебных пособиях по гитаре есть посыл - “Ребята, не играйте по табам! Табы - отстой. Чтобы стать музыкантом, надо играть только по нотам. Ладно, играть можете по табам, но думать учитесь по нотам”.
Аргументы следующие: табулатура не имеет отношения к конкретной тональности, это просто порядковый номер лада, никакой привязки к ступеням гаммы и т.д. Типа, играя по табам, вы бездумно будете “нажимать на кнопки”, извлекая звуки, похожие на нужные, но абсолютно не понимая, что играете.
Моё мнение: это полная ерунда. Во-первых, ноты - такая же абстракция, как и табы. Это система координат, но не более - точка отсчёта может быть какой угодно. То есть и нота - не абсолют, который задаёт звучание некой точной частоты, типа ля 440 герц. Фортепиано, трубы и барабаны настраиваются по-разному. Да и в принципе все инструменты можно настроить по вкусу - это не помешает играть на них по нотам. Просто нота будет в абсолютном, физическом значении звучания, далеко не константой.
Далее. Совершенно убого убеждение, что человек, играющий по табулатуре, не понимает музыкальный смысл мелодии и аккордов. Соотношение ступеней гаммы и т.д. Друзья мои, это сила привычки - даже не так, момент адаптации к шрифту! Настоящему музыканту, который умеет играть, достаточно нескольких минут, чтобы разобраться с табулатурной системой записи. Глядя в эти цифры - приобретя навык - исполнитель точно так же, как с нотами, интерпретирует эту информацию во взятые аккорды и мелодии.
Что касается темпа, длительностей, вспомогательных знаков - вроде крещендо-диминуэндо, forte-piano - вся эта редакция безболезненно размещается на табулатурном стане.
А теперь о преимуществах табов. Поднимите руки, кто из вас басист. Кто-то наверняка занимался по школе Тони Оппенхейма (Не Оппенгеймера)) “Учитесь играть бас”. Школа замечательная, по содержанию. Но воплощение - чудовищно. Ну как, скажите, как - определять ноты с 7-8-ю добавочными линейками?! Что вверху, что внизу? Базара нет - диапазон бас-гитары очень широк.
Кто-то из вас научился схватывать это? Ну, рад за вас. Но. Но! Это - неправильно. Возвратимся к классике. В нотах для скрипки - когда дело касалось высоких позиций - нотная линия изображалась так, как если бы это было сыграно у порожка, а высота обозначалась сверху - буквальной надписью “играть на октаву (или 2 октавы, 3 октавы) выше). Понятное дело, аппликатура не указывалась - но и без того сервис выше крыши.
Стоит ли пояснять, что редкий рокер - гитарист, басист - обращается за теоретическими знаниями уже ПОСЛЕ того, как играет в группе. И представление об октавах, позициях у него уже есть. Так вот скажите мне - что начинающему музыканту больше поможет - ноты, которые пересчитывать надо, оглядываясь на ключ и размер, или табулатура - где чётко указано, где играть?
В завершении скажу - опыт понимания, как тот или иной пронумерованный лад соотносится с тоникой, аккордом и т.д. - обретается очень быстро. В том же темпе, что патриархи джаза предлагают осваивать студентам пяти- и шестиэтажные секст-аккорды без тонального центра.
И вообще. Ноты в нынешнем воплощении полностью созданы под клавишные инструменты. Где до диез энгармонично ре бемолю. А ведь это - не так. С другой стороны, табы бесполезны для скрипки, виолончели и контрабаса - потому что на них нет ладов, на них в принципе играют на слух. А как быть электронным инструменталистам? Которые играют апперджиаторами, вокалоидорами и питч-шифтерами?
И вот тут табулатура бессильна. А ноты - с их помощью можно хоть как-то запечатлеть шедевр. Без разницы - на каком инструменте сыгранном. В этом сила нот.
Разумеется, настоящему, талантливому музыканту совершенно без разницы, как его произведения запечатлеют навеки. Но ведь общепринятый факт - компакт-диски живут максимум 50 лет, жесткие - 100, прочие цифровые носители - ну, максимум 300.
Лучший способ консервации данных на века - камень. In Rock. То, что сделали Deep Purple - просто обложка. Что же запечатлеет рок-музыку на века? Не знаю. Пишите в комментариях!