Рецензия на книгу Михаила Кузищева «Панк-рок. Предыстория. Прогулки по дикой стороне. От Боба Дилана до Капитана Бифхарта»

Долгожданная книга от Михаила Кузищева - блестящий рассказ об американских предшественниках панк-рока. Впрочем, почему только панк-рока?

Долгожданная книга от Михаила Кузищева - блестящий рассказ об американских предшественниках панк-рока. Впрочем, почему только панк-рока? И Боб Дилан, совершивший персональную революцию - всего лишь взяв в руки электро-гитару, и The Velvet Underground - оказали огромное влияние на последующих творцов как в музыкальной, так и визуальной сфере. Помимо всем известных Дилана и The Velvet Underground отдельных глав удостоены The Fugs, The Gogz (не путать с The Gods), The Moden Lovers, Captain Beefheart and his Magic Band, The Shaggs. Конечно, имя Капитана Бифхарта и его знаменитые образы в пальто и шляпе, в маске окуня - довольно известны, но столь подробного и увлекательного рассказа о его неконвенциональной музыке и истории его группы на русском языке ранее не встречалось. The Shaggs получили свою порцию известности в интернете как одна из самых ужасных и непрофессиональных групп всех времён и народов, но Михаил и для этого коллектива нашёл тёплые слова и показал пути чтобы наконец суметь понять их творчество.

Собственно панк-рока то в книге почти и нет - просто потому что события, изложенные в книге проходят в 60-х годах и лишь немного заходят в 70-е, хотя конечно (в том числе - благодаря любезным отсылкам на настоящих панков) начинаешь понимать, из каких глубин тянутся на поверхность корни самых разных цветов и колючек музыкальной культуры.

Основой, базисом и вероятно - движущей силой - для книги послужил цикл музыкальных радиопередач, которые Михаил Кузищев - Дядя Миша - создавал долгие годы. Очень приятно, что он поместил в этот том рассказ о своём 50-серийном марафоне и привёл хронологический перечень всех передач этого цикла и примыкающих к нем, спасибо - было очень приятно их вспомнить. Явным плюсом книга является прямо-таки звучащий через буквы голос Дяди Миши - верный признак того что литературный редактор редактор выполнил свою часть работы тактично и качественно.

Многие изложенные в книге истории в общем довольно известны, но впервые изложенные в едином повествовании, помещённые в исторический и культурный контекст, снабжённые меткими комментариями, пояснениями, переводами - обретают новую глубину и яркость образов.

Огромное достижение автора, что он сумел найти нужные слова, убедившие издательство не выносить главу о The Velvet Underground в отдельный том - ссылки на VU есть почти по всему тексту книги и выносить рассказ о The Velvet Underground в отдельное издание - это как выдернуть несущие конструкции из многоэтажного здания. Конечно, в судьбах персонажей книги много и отсылок на Фрэнка Заппу и The Stooges, но всё-таки их и меньше и сами творческие биографии Фрэнка Заппы и Игги Поппа едва ли можно внятно и компактно изложить.

Очень здорово, что в книге проводятся параллели с академической музыкой, даются отсылки к Стравинскому, Кейджу, Штокхаузену и другим признанным классикам.

Дядя Миша не делал секрета из своей работы над книгой, рассказывал о ходе работы в своём блоге. Очень приятно, что после выхода книги он нашёл время и пришёл ко мне на эфир и мы очень душевно поговорили о музыке The Velvet Underground:

Книга хорошо издана, прекрасный переплёт, вставки с ч/б и цветными иллюстрациями - редкими фотографиями героев книга. В варианте электронной книги на обложке почему-то исчезла фотография Капитана Бифхарта, но это только добавляет общего ощущения протопанковости.

Есть ли к книге замечания? Удивительно, но для столь объёмного издания промахов очень мало и они совершенно незначительны:
- стр. 148 - здесь и ранее в основном тексте имя Энгуса МакЛиза пишется через "Э", но в подстрочном примечании он же дважды упомянут как "Ангус".
- стр. 345 - в названии коллектива Captain Beefheart and his Magic Band местоимение "his" почему-то напечатано как "His". Возможно, именно в этом написании именно на этой странице есть какой-то смыл, но уловить его мне не удалось.
- избранная библиография, возможно, ничего бы не потеряла, но стала бы на несколько страниц компактнее, если бы вместо последовательного повторения одного и того же источника было использован термин "Ibid." или "Там же" или их эквиваленты.

В общем и целом - прекрасная книга, замечательное издание! Ждём официальную презентацию и надеемся на продолжение!