Так случилось, что за Сергеем Безруковым закрепилось реноме если не всеядного актёра, то всевоплощающего.
Чего только стоят его работы над образами Пушкина и Высоцкого.
Неожиданным известием стало его участие в сериале «Плевако».
Фёдор Никифорович Плевако́ — русский адвокат и юрист, судебный оратор, действительный статский советник.
Так как прототип был сыном крепостной калмычки и поляка, внешность он имел в маму. Приземистый, склонный к полноте, глаз раскосый. Но ПлевакО, не Пушкин или Высоцкий, его внешность не является мемом, поэтому Безрукова не стали гримировать.
Нечто сближает образ защитника обиженных и угнетённых с образом Спасителя. Дело в том, что Фёдор Никифорович был, можно сказать, профессиональным изгоем.
Существует семейная легенда по которой его мать выронили из богатой калмыцкой повозки. Русские мещане города Троицк Оренбургской губернии подобрали и приютили её, но воспитывали на попечении и в помещениях дворни.
Отец — надворный советник Василий Иванович Плевак, мать — Екатерина Степанова. Родители, отчасти из сословных и светских соображений, не состояли в официальном церковном браке, поэтому двое их детей — Фёдор и Дормидонт — считались незаконнорождёнными. Отчество Никифорович взято по имени Никифора — крёстного отца его старшего брата, и также в метрике была указана его фамилия — Николаев. В университет Фёдор поступал с отцовской фамилией «Плевак», а по окончании университета добавил к ней букву «о», причём называл себя с ударением на этой букве: «Плевако́».
До конца жизни адвокат опасался за положение изгойства своих детей поэтому выхлопотал себе и им потомственное дворянство.
Вот и говорю, что острое чувство сословной и прочей несправедливости помогло ещё юному адвокату составить себе имя. В начале карьеры был случай, как молодой адвокат мысленно выпал из процесса, а затем обрушился на своих проворовавшихся подзащитных.
Вскоре стал известен как один из лучших адвокатов Москвы, часто не только помогавший бедным бесплатно, но порой и оплачивавший непредвиденные расходы своих нищих клиентов.
Однажды защищал бабушку укравшую чайник.
Прокурор, желая заранее парализовать эффект защитительной речи Плевако, сам высказал все возможное в пользу обвиняемой (она бедная, кража пустяковая, жалко старушку), но подчеркнул, что собственность священна, нельзя посягать на нее, ибо ею держится все благоустройство страны, «и если позволить людям не считаться с ней, страна погибнет».
Поднялся Плевако:
«Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла жестяной чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет».
Согласно легенде, старушку оправдали. Впрочем, в первоисточнике об оправдании ничего не сказано.
Некоторые из его выступлений обросли легендами. Так, в ходе защиты проворовавшегося священника, отрешённого за это от сана, Плевако промолчал всё судебное следствие и не задал ни одного вопроса свидетелям, заключил со своим приятелем пари о том, что его защитительная речь будет длиться ровно одну минуту, после чего священника оправдают. Когда наступило его время, он обратился к присяжным и сказал:
«Господа присяжные заседатели, подзащитный мой больше двадцати лет отпускал вам ваши грехи. Отпустите их и вы ему разок, люди русские».
Согласно легенде, священник был оправдан.
В своих судебных речах он избегал эксцессов, полемизировал с тактом, требуя и от противников «равноправия в борьбе и битве на равном оружии». Будучи оратором-импровизатором, полагаясь на силу вдохновения, Плевако произносил наряду с великолепными речами и относительно слабые. Иногда в одном и том же процессе одна речь его была сильна, другая — слаба.
В названии статьи сделал предположение, что Безрукова тянут в киноадвокатуру. На чём оно основывается?
На статистике и фактах.
До 1916 года Сергей не играл юристов, если судить по перечислению ролей. Исключение — следователь Шаманов в «Прошлым летом в Чулимске».
В марте 2016 года женился на сценаристе и режиссёре Анне Матисон.
С 2016 года, он — генеральный продюсер «Кинокомпании Сергея Безрукова».
В январе 2017 года вступил в юридическую психосферу как пламенный истец.
Внимание прессы привлекло открытое обращение Безрукова к Председателю Верховного Суда РФ, опубликованное на сайте суда, в котором артист просит провести проверку ряда судей Савёловского суда Москвы. Ранее Безруков, ссылаясь на Конституцию РФ и Закон РФ «О средствах массовой информации», неоднократно обращался в суд с исками о защите права на неприкосновенность частной жизни. В исках жаловался на то, что СМИ и журналисты распространяют о нём и его семье слухи и сплетни, «шпионят», незаконно ведут фото- и видеосъёмку, нарушают покой близких, а собранная личная информация без его согласия затем публикуется в прессе для всеобщего сведения.
Судьи Удов и Гостюжева, рассматривая иски Безрукова, неоднократно отказывали в их удовлетворении.
В феврале 2019 года Конституционный Суд РФ вынес Определение об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Безрукова.
Ближе к концу года, в ноябре творческий тандем Безруков-Матисон в рамках своей киностудии стали брать на абордаж министра культуры Мединского.
Мол, дайте денег, мы хотим снимать фильм «Кровавый навет» о «деле Бейлиса».
Скажу пару слов о «деле». Это самое скандальное за столетие дело в российском судопроизводстве за сто лет, а может за тристо. Юного киевского семинариста убили путём обескровливания с нанесением множественных колотых ран.
Обвинили Менахема Менделя Бейлиса, а в его лице иудейское народонаселение как кровопийц.
Громоздкое, растянутое дело, с явными ошибками и подлогами следствия стало несмываемым клеймом российского судопроизводства.
Кстати, Безруков должен был играть адвоката. Но которого?
В деле выделялись адвокаты Карабчевский и Маклаков.
Карабчевскому было за 60 на момент «дела». Вот его портрет.
А Маклакову сорок с хвостиком. То есть что и Безрукову на момент проекта.
Как известно, министры в штанах не носят деньги на проекты.
Поэтому Мединский провёл ряд согласований, в том числе с еврейской диаспорой в изгнании, то есть с олигархом Гусинским.
Гусинский включил свой пиар-тандем состоящий из собственного агентства «ньюс.ру» и дружественной или подконтрольной «Русской идеи».
Были опубликованы материалы под общей шапкой:
«Готовится новая кинофальсификация Дела Бейлиса»
И Безруковым денег не дали.
В 2023 году вышел бесславный фильм «Нюрнберг», о чём мы писали мнение. Там Безруков номинирован был на роль гособвинителя от СССР Романа Андреевича Руденко, однако продюсеры жутко порезали роль, оставив около минуты экранного времени для увековечивания выдающегося советского ритора и юриста.
И вот теперь Анна Матисон снимает десятисерийный фильм о Плевако.
Есть тенденция в творчестве семейной пары или я наговариваю?
На самом деле, надеюсь на союзничество Анны Матисон в деле продвижения судебной драмы в российском культурном сообществе.
Буду рад хорошим ролям и фильмам в этом жанре!