Найти тему
Алексей Курдюмов

Брат

Переключаю каналы на ТВ. Часто переключаю, ненавидя себя за это. Маюсь, знаете ли от безделья.Все копаюсь в поисках интересной программы или киношки, чтоб расслабиться, забыться, задуматься, может быть. И практически всегда, когда натыкаюсь на Балабановского "Брата" (часто бывает не по одному каналу за раз крутят этот боевик крутых 90х),и всё: не могу ничего над собой поделать: досматриваю до конца. Почему? Ну почему? Сколько раз задавал себе этот вопрос, почему не могу преодолеть желание просмотреть этот боевик в тысячу первый раз!

Фильмы бывают великими, и хочется их пересматривать еще и еще. Вот с удовольствием смотрю "Остров" Лунгина и постигаю его смысл, и плачу вместе с Мамоновым. Или "Спасти рядового Райана" с потрясающим Томом Хэнксом. Сильно впечатлил и наш «14+» о первой любви (Кстати, главный герой 14-летний Леша как раз поклонник Данилы, и в конце фильма он надевает связанный матерью свитер любимого персонажа!) Дилогия о Даниле Багрове для меня почему-то выше оценки "великий", да и не подходит этот эпитет этому кино! Я б сказал даже вечный фильм, фильм на все времена, родной какой-то он мне, что ли? Попробую все же постигнуть его глубже, ибо Алексей Балабанов великий художник! Что он создал? Шедевр? Громко ли сказано? или все ж дешевый боевик? Разберемся.

Главный герой. Откуда он взялся? Что за образ эдакого современного Робина Гуда? Имя Даниил говорит само за себя: суд Божий, Бог мне судья! И не испытывает герой каких-либо угрызений совести, верша правосудие!

 Былинно-литературные истоки образа Данилы Багрова. Ну, во-первых, имя Данила. Не Данил, не Даниил! А Данила! Помните «И сказал ему отец: Ты, Данила, молодец». Это ершовский неотесанный брат Иванушки из «Конька-Горбунка». Эта неотесанность есть и в нашем Даниле! Ну взять бы, например, эпизод, когда Кэт называет Свету мамой: наш герой выглядит глуповато, не понимая шутки. Или в самом начале, когда он нелепо влезает в кадр снимающегося клипа. Данила –мастер. Это уже бажовский герой из «Малахитовой шкатулки». Мастер Данила, создатель. Наш, из «Брата» мастерит себе обрез. Четко, без эмоций, зная свое дело. Согласитесь, и снято красиво!

Данила -Богатырь, избавляющий народ от всякого рода нечести: грабят ли бездомного немца рэкетиры, или унижают бедолагу трамвайного контролера Тугарин змеи с Кавказа! У Данилы закипает кровь, когда он видит несправедливость: а взгляд его вы замечали, когда он обращается к нечисти? О, от этого взгляда кровь в жилах стынет!

 Некрасовский заступник народный! В образе Данилы проступают черты Савелия русского Богатыря, что немца в колодец заживо закопал. (перечитайте – вспомните главу «Крестьянка» из «Кому на Руси жить хорошо?») Наш Данила с двух стволов укокошивает Круглого, как взмахом богатырского меча! А Ермила Гирин, честный, любящий правду? «В правде вся сила» - вторит ему наш Данила! А Гриша Добросклонов, с юных лет полюбивший родину и народ, понявший ради чего надо жить

Иди к униженным,

Иди к обиженным —

  И будь им друг!

??? Наш Данила, идущий на 101 этаж и читающий стишок про Родину

Всех люблю на свете я!

Но более четкую параллель я увидел в идее, воспетой тем же Некрасовым в песне об атамане Кудеяре! А идея такова: атаман Кудеяр, раскаявшись во множествах убийствах, которые он совершил, должен ножиком, которым он совершал эти убийства, срезать многовековый дуб дабы обрести прощение Господа! И много лет он точит этот дуб, пока не встречается ему еще более лютый разбойник пан Глуховский! В разговоре с Кудеяром, он хвастает тем, что он хладнокровен и не испытывает никаких угрызений совести:

              Жить надо, старче, по-моему:

              Сколько холопов гублю,

              Мучу, пытаю и вешаю,

              А поглядел бы, как сплю!" -

И ножичком-то этим Кудеяр убивает пана – и:

              Только что пан окровавленный

              Пал головой на седло,

              Рухнуло древо громадное,

              Эхо весь лес потрясло.

Идея в том, что там, на небесах, не считается грехом убийство врага, истязавшего, мучавшего простой люд, народ! Как на войне, святые отцы шли в бой, Святой бой за землю родную, за свой народ! И Данила Багров из их плеяды! Он Заступник, Богатырь, Воин, прошедший войну и пришедший объявить ее силам лжи и несправедливости! Алексей Балабанов, собрав в Даниле Багрове черты народных заступников, подхватил эту идею и донес ее нам своим бессмертным фильмом!

Город.

«Город страшная сила». Петербург Балабанова - Петербург Достоевского. Тут явная параллель, не правда ли??? Все то же, что и 120-140 лет назад: серые здания, толпы разночинных горожан всех мастей: проститутки, алкаши, нищие, кучеры, городовые, студенты, кустари, грязь, облупленная штукатурка, каналы, Исакий! И сильные мира сего, наживающиеся за счет беды других: старуха процентщица, братки, рэкетиры, бандиты. Но в Петербурге Достоевского, в коморке рождается идея Родиона Раскольникова, который хочет быть сильным, Наполеоном и убивает ради теории своей, и оказывается слабым. Он не заступник, он убивает за другую идею. В Петербурге Балабанова Данила ищет Правду, убивает ради справедливости и не раскаивается в содеянном! Данила – другой, носящий под пальто не топор, а обрез! Он не студент, (не особо и образован, чтоб додуматься до идеи сверхчеловека), он лишь там, в Америке, прикрывается: Студент, доктор! И, действительно, он доктор, хирург, вырезающий опухоль из организма, обнажающий Правду, спасающий человеческие жизни!