Найти тему

Книга ЦРУ -4

Капцов Анатолий 2006г

Занимательная экономика

Разумеется, Госкомстат не старается с помощью цифр очернить российскую действительность. И, в отличие от со­ветского времени, не приукрашивает ее. Он обрабатывает ту статистическую отчетность, которую в обязательном порядке получает по установленным каналам и даже, как мы видели, пы­тается оценивать "неформальную деятельность" и "скрытую оп­лату труда" - пока не очень удачно. Госкомстат участвует в программах международных сопоставлений ООН. Там, где речь идет о сравнении цен, т.е. величин, которые на виду, Гос­комстату можно доверять. Итак, из-за недоучета теневой эко­номики наш ВВП оказывается резко заниженным, кто бы его ни вычислял - Всемирный Банк, ООН, ЦРУ или Госкомстат. И все же оценка Госкомстата интересна тем, что позволяет понять, ка­кова в расчетах нашего статистического ведомства средневзве­шенная стоимость доллара. ВВП России в рыночных ценах, по данным Госкомстата, равнялся в 2001 году 9 триллионам 39 миллиардам рублей ("Россия в цифрах 2003", табл. 12.1), в сопоставимой же валюте, т.е. в долларах, эта величина оцене­на Госкомстатом в 1 триллион 54 миллиарда долларов (там же, табл. 25.5). Значит, усреднено в масштабах всего российско­го ВВП один доллар был равен в 2001 году 8 рублям 58 копей­кам, в три с половиной раза меньше, чем в уличных обменни­ках.

Экономисты говорят, что страны "догоняющего развития", в первую очередь Китай, привлекают инвестиции тем, что под­держивают у себя валютный курс доллара на уровне 20-40% от ППС (паритета покупательной способности), чтобы на 1 доллар США в этих странах можно было купить в 2,5-5 раз больше то­варов и услуг, чем в самих США. Это условие в России, выхо­дит, выдерживается, а вот инвестиций что-то не видно. Прав­да, и в Китай инвестиции пошли лишь где-то на 13-м году ре­форм, начатых в 1978-м. В упомянутой таблице 25.5 есть еще одна любопытная строка: "Сопоставимый уровень цен". В 2001 году он составлял в России, по данным международных сопос­тавлений, 29% от цен США на круг. В 1999 году этот показа­тель равнялся 22%, в 2000-м - 26%. Не скажешь, что наши цены подтягиваются к американским черепашьими шагами. Изменил ли бы эту скрытую стоимость доллара, и в какую сторону, учет теневой составляющей, это вопрос для "Занимательной экономи­ки". Небось, уже кем-нибудь написана книга, да разве усле­дишь в том вале новых книг, что обрушивают на наши головы свободные (наконец-то!) российские издатели? Аналитики меч­тают о такой книге. К примеру, стало ли вам яснее, на каком мы месте в мире? Нам не стало. 8300 долларов годового ВВП на одну российскую душу, это что? Каждый получает по 692 долла­ра в месяц? Нет. Это условная величина, выведенная ради сравнения с другими условными величинами. Ну, сравнили. Про­яснились ли какие-то загадки?

В России неприлично низкие пенсии, но при этом объем рублевых вкладов в Сбербанке вырос с 1999 года вчетверо, и главным образом, за счет пенсионеров, не удосуживающихся снимать поступающие деньги. На посткоммунистическом прост­ранстве есть страны, где, с точки зрения наших стариков, пенсии просто дивные, но сходный рост пенсионерских вкладов отсутствует, ибо эти пенсии полностью съедает квартплата, отопление, электричество, телефон. Так ведь и миллионы наших стариков говорят то же самое: от пенсии ничего не остается, жить не на что. Вообще страны надо сравнивать как-то иначе, например, по очкам. И это делается. Базирующаяся в Париже Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ежегодно публикует список стран по уровню их благосостояния и развития. Показатель уровня - количество очков (пунктов). Их подсчет ведется по сложной методике с учетом огромного числа показателей. Не можем привести пос­ледние данные, они доступны лишь за плату, и немалую. По итогам 1999 года, очень тяжелого для нас, Россия получила в списке ОЭСР 34 пункта, что ставило ее сразу за Польшей (35 пунктов). После России шла Эстония (33 пункта). У Литвы было 29 пунктов, у Белоруссии 26, у Латвии 25 (как у Болгарии). Казахстан (22 очка) опережал Украину (17 пунктов), чей пока­затель был ровно вдвое ниже российского. Туркмения и Грузия имели по 15, Киргизия и Молдавия - по 11, Азербайджан, Арме­ния и Узбекистан - по 10, Таджикистан - 5 пунктов. После 1999 года дела в России сильно улучшились, но и другие не стояли на месте, так что порядок стран если и изменился, то скорее во второй половине приведенного списка, чем в первой.

Какая страна лучше?

Какие же изо всего этого следуют выводы? Россия прошла нижнюю точку своей кризисной эпохи (преобразования такого размаха всегда имеют кризисный характер), модернизационные процессы в ней уже неостановимы, ее возвращение в лигу ос­новных промышленных стран не за горами. Исключения есть, но в целом можно сказать: Россия производит сегодня то, что продается, а не пытается продать то, что производится. Время летит быстро, скептики и недруги не успеют опомниться, как наша страна станет передовой не только по количеству, но и по качеству производимого. Россия обладает солидной промыш­ленной базой, интеллектуальным потенциалом, все еще недоро­гой рабочей силой, мощными запасами энергетических ресурсов и иного сырья, включая уникальные. Она является великой энергетической державой, в том числе среди стран "большой восьмерки", занимая уникальное положение в мировом энергети­ческом хозяйстве. В России высокие, мало где еще достижимые нормы прибыли. Бесспорно, многих иностранных инвесторов оста­навливает несовершенство законов и взяточничество чиновников (в странах с переходной экономикой других чиновников не бы­вает). А также "черный пиар" - нагнетание, сознательное или нет (боюсь, сознательное), ужасов о России.

Еще один вывод. С учетом того факта, что продукция страны явно много выше, чем принято считать, все более диким выглядит размер оплаты труда бюджетников, все менее извини­тельными - мизерные затраты на науку и образование. Уже нельзя больше ссылаться на бедность страны, нельзя уверять, что черпать неоткуда. Есть откуда. И самый важный (с нашей точки зрения) вывод. Исчисление ВВП - дело замысловатое даже в условиях прозрачной экономики, повального законопослушания и всеобщей налоговой дисциплины. Оно, по большому счету, не­возможно даже в таких странах ЕС, как Италия и Греция, не говоря уже о новых членах этой организации, оно невозможно в латиноамериканских странах, как и вообще в большинстве стран мира. Данные о ВВП нужны всемирному братству статистиков, но не нужны нам. Это видимость информации, мешающая видеть страны мира такими, какие они есть.

Никакой ОЭСР не учтет в расчете своих "пунктов" тот факт, что у нас, как оказалось, самые красивые женщины в ми­ре. Это радостное открытие совершили миллионы наших мужчин в 90-е одновременно с открытием заграницы. А какие индексы и коэффициенты отразят напряжение культурной жизни сегодняшней России? Ее аналог в Европе кажется достаточно чахлым.

Аналитическая работа

Выше мы писали о статистике как о функции государствен­ного аппарата, но накануне проведения в России администра­тивной реформы необходимо напомнить, что не менее важную функцию выполняет аналитическая работа.

В президентском Послании Федеральному Собранию на 2ООЗ год была отмечена недостаточная подготовка государственного аппарата к выработке и реализации решений, удовлетворяющих современным потребностям страны. Осуществляемая администра­тивная реформа призвана устранить имеющиеся недостатки и улучшить работу всех звеньев управленческой системы. Резуль­таты реформы должны проявиться в качественном выполнении ап­паратом функций по обеспечению полномочий Российской Федера­ции и ее субъектов, а также полномочий, предоставленных го­сударственным органам.

В ходе начатых административных преобразований относи­тельно широко обсуждаются вопросы, связанные с выполнением государством правоустанавливающей и правоприменительной функций, а также функций по управлению государственным иму­ществом и оказанию государственных услуг. Отмеченные функ­ции, безусловно, очень важны. Вместе с тем формируемый пере­чень основных функций, выполняемых государственными органа­ми, следовало бы дополнить аналитической функцией и необхо­димостью коренного улучшения статистической работы.

В рамках концепции административной реформы аналитичес­кой функции в самостоятельном виде, к сожалению, не предпо­лагается, поскольку она как бы поглощается правоустанавлива­ющей. Конечно, взаимосвязь между обеими функциями существу­ет. Так, хозяйственное законодательство должно точно отра­жать зависимость и взаимообусловленность экономических про­цессов, своевременно изменяться и дополняться сообразно про­исходящим внутрироссийским и мировым финансовым, социаль­но-политическим, научно-техническим и другим тенденциям, а для этого и необходимо проведение анализа результатов (воз­можных последствий) законотворчества. Опыт проведения реформ, накопленный в нашей стране, свидетельствует о том, что без комплексной и скоординирован­ной аналитической работы многих государственных органов весьма затрудняется законодательное обеспечение преобразова­ний, например, в налогово-бюджетной, денежно-кредитной и внешнеэкономической сферах.

Вместе с тем едва ли можно согласиться с полным раство­рением аналитической функции в составе правоустанавливающей. И не только потому, что правоприменение, управление госу­дарственной собственностью и оказание государственных услуг также предполагают использование аналитических методов.

На практике аналитическая деятельность не ограничивает­ся работами, выполняемыми в рамках вышеуказанных функций. Справедливость данного суждения подтверждается, в первую очередь, подготовкой ряда важнейших документов, включая прогнозы, концепции и программы, реализация которых, в свою очередь, предусматривает принятие правовых актов различной юридической силы. Таким образом, аналитика имеет собственные специфифичecкие формы воплощения, отражающие ее главные це­ли.

К числу главных целей экономической аналитической рабо­ты относятся: выделение сущности происходящих хозяйственных процессов через познание отдельных тенденций и фактов, пред­восхищение каких-либо крупных событий и подготовка предложе­ний, усиливающих (устраняющих) позитивное (негативное) влия­ние на развитие экономики тех или иных факторов. В связи с изложенным большой интерес, например, предс­тавляет изучение качества экономического роста, в том числе определение благоприятных росту условий, выявление приори­тетных перспективных направлений ("точек роста"), формирова­ние надежных и действенных механизмов его обеспечения.

Известно, что стабильный экономический рост очень зави­сим от состояния производственной базы, постоянная модерни­зация которой должна осуществляться при самом активном ис­пользовании результатов научных исследований. При этом необ­ходимо отметить, что наука уже превратилась в ведущую произ­водительную силу и, преодолев барьеры относительной изолиро­ванности, постепенно становится ведущим социальным институ­том.

Следовательно, именно на базе аналитической работы государственному аппарату совместно с научным сообществом предстоит сформировать и реализовать новую экономическую мо­дель, которая предполагает: создание максимально благоприят­ного инвестиционного климата и условий для программного про­ведения структурных преобразований, активное осуществление изобретательской и внедренческой деятельности, увеличение роли высокотехнологичных отраслей в производстве валового внутреннего продукта, обеспечение устойчивой конкурентоспо­собности отечественных товаров (услуг) на внутренних и внеш­них рынках, т.е. фактически переход к новому инновацион­но-информационному экономическому укладу.

Однако движение к новому хозяйственному укладу способно привести к серьезным негативным общественным последствиям в том случае, если главные участники научно-технического прог­ресса будут не в ладах с моральными и нравственными нормами. Причем с течением времени данное требование становится все более актуальным, а его аналитическое обеспечение - все бо­лее значимым.

Представляется необходимым отметить, что в процессе вы­полнения аналитической функции государственный аппарат, ве­роятно, получит дополнительные знания в области управления социально-экономическими процессами, включая знания, спо­собствующие уточнению прав и обязанностей государственных органов и, в конечном итоге, уточнению форм и границ госу­дарственного участия в хозяйственной жизни страны.

Роль исследовательской компоненты в деятельности госу­дарственных органов в дальнейшем будет только возрастать, что еще раз подчеркивает целесообразность их самого тесного взаимодействия с отечественной наукой. Особого внимания при этом заслуживает изучение влияния процесса накопления науч­ных знаний непосредственно на работу государственного аппа­рата.

Таким образом, без постоянного проведения углубленной аналитической работы в структурных подразделениях органов государственной власти формирование и реализация научно обоснованной стратегии развития Российской Федерации будут весьма затруднены. Учитывая изложенное, аналитическую функ­цию следует выделить из состава правоустанавливающей функции при соответствующем организационном оформлении.

Для успешного выполнения государственным аппаратом ана­литической функции помимо организационно-структурного оформ­ления требуется информационное, правовое и кадровое обеспе­чение. Наличие достаточной по объемам, объективной и разносто­ронней информации о происходящих в экономике процессах явля­ется необходимым условием качественного проведения аналити­ческой работы. В свою очередь, для обеспечения данного усло­вия должно быть улучшено информационное взаимодействие opгa- нoв государственного управления и субъектов экономики.

В настоящее время приняты и находятся в стадии подго­товки правовые акты, призванные повысить степень информаци­онной прозрачности деятельности государственных органов. Причем расширение доступности для общества их информационных ресурсов рассматривается как постоянный процесс, а не как единовременная кампания. В результате у предприятий и орга­низаций окажется в распоряжении больше информации, способс­твующей принятию эффективных хозяйственных решений.

Вместе с тем для успешного преодоления существующих не­достатков информационного обмена этого будет мало. Предпри­нимательское сообщество, со своей стороны, также должно мак­симально ответственно отнестись к формированию информацион­ных потоков.

Нельзя не отметить, что значительная часть предпринима­телей осознает важность данной формы собственного участия в управлении государством. Ведь пренебрегая информационным взаимодействием с государственными органами, несправедливо было бы в последствии пенять на невысокую эффективность при­нимаемых федеральных законов, нормативных и ведомственных правовых актов, на "их оторванность от жизни". Качество за­конодательства есть производная от качества первичной инфор­мации, предоставленной хозяйствующими субъектами.

В годы реформ одним из постоянно обсуждаемых на различ­ных уровнях управления, научными и общественными организация­ми экономических вопросов является формирование условий, благоприятных для роста инвестиций. В то же время повысить активность российских и иностранных инвесторов до желаемого уровня вряд ли удастся без достаточного и всестороннего раскрытия информации о потенциальных объектах привлечения инвестиций, включая финансовые аспекты их деятельности.

Законодательную базу аналитической деятельности госу­дарственных органов составляют Конституция Российской Феде­рации, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", а также Федеральный закон "О госу­дарственном прогнозировании и программах социально-экономи­ческого развития Российской Федерации". Последний из упомя­нутых законодательных актов имеет большое прикладное значе­ние, поскольку непосредственно затрагивает многие вопросы, связанные с выполнением государственными органами аналитиче­ской функции.

Федеральный закон "0 государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Фе­дерации" определяет, в том числе, состав и общее содержание системы государственных прогнозов, устанавливает временные горизонты долгосрочного и среднесрочного прогнозов, очерчи­вает взаимосвязь долгосрочного и среднесрочного прогнозиро­вания с подготовкой среднесрочной программы социально-эконо­мического развития России, содержит общие требования к сред­несрочной программе и др. Вместе с тем за восьмилетний период, прошедший со вре­мени вступления закона в силу (июль 1995 г.), в разработке и реализации комплексных программных и прогнозных документов накоплен значительный опыт. Кроме того, правоприменительная практика выявила ряд содержательных недостатков данного за­конодательного акта.

Учитывая полученный опыт, представляется целесообразной разработка новой редакции Федерального закона "0 государс­твенном прогнозировании и программах социально-экономическо­го развития Российской Федерации" либо подготовка иного за­конопроекта, устанавливающего правовые основы соответствующей деятельности органов государственной власти. При этом в про­цессе подготовки правового акта следовало бы урегулировать ряд важных вопросов, например:

расширить состав применяемого понятийного аппарата и уточнить формулировки ранее включенных понятий;

усилить взаимосвязь между концептуальными долгосрочными и среднесрочными социально-экономическими документами;

определить минимальный обязательный состав количествен­ных показателей и качественных характеристик прогнозов соци­ально-экономического развития Российской Федерации;

сформировать механизм контроля по выполнению обязатель­ств, принятых государством согласно концепциям и программам;

предусмотреть участие российской науки и представителей предпринимательских кругов в подготовке и обсуждении комп­лексных стратегических документов;

увеличить в законе число норм прямого действия при сок­ращении норм отсылочного характера и т. д.

К сожалению, у значительной части общества и некоторой части специалистов сложилось неверное представление о прог­раммных и концептуальных документах, как о своего рода аппа­ратной экономической беллетристике. Подобное заблуждение яв­ляется далеко небезвредным.

Качественная научно обоснованная программа (концепция, прогноз), возможно, единственный надежный навигационный инс­трумент в путешествии по весьма неспокойному и изменчивому океану коренных социально-экономических преобразований. Сни­жение государственным аппаратом уровня требований при его изготовлении может в дальнейшем (при исключении аналитичес­кой функции из числа основных управленческих функций) при­вести к преобладанию неупорядоченных и недостаточно просчи­танных действий и позволит ощутить под ногами твердую эконо­мическую почву лишь в случае большой удачи.

Завершая рассмотрение возможных подходов к развитию и совершенствованию правовой базы, обратим внимание на целесообразность полноценного учета аналитической функции в проек­те закона по вопросам прохождения гражданской государствен­ной службы. Проблема кадрового обеспечения гражданской государственной службы достаточно хорошо известна и активно обсуждается на государственном уровне, общественностью и в средствах массовой информации.

В соответствии с принятыми Президентом и Правительством Российской Федерации решениями уполномоченные государствен­ные органы проведут в 2003-2005 гг. работу, которая призвана повысить качество кадрового состава государственных служащих и результаты их деятельности.

Вместе с тем при кадровом обеспечении столь сложной и ответственной функции, как аналитическая, необходимо прини­мать во внимание повышенный уровень требований, предъявляе­мых к квалификации государственных служащих, занятых ее вы­полнением, и особенно в отношении служащих, выполняющих сводные аналитические работы, характеризующиеся комплексным подходом к существующим социально-экономическим проблемам и их углубленной проработкой.

В настоящее время специализированная подготовка служа­щих по данному направлению нередко производится уже после их приема на государственную службу и осуществляется в основном без отрыва от производства. В подобном режиме для получения приемлемого уровня подготовки работника требуется несколько лет.

Учитывая изложенное, для государственных служащих, пол­ностью или преимущественно занятых аналитикой, имеет смысл разработать и внедрить на практике особую систему мер по поддержанию и повышению квалификационного уровня (в том чис­ле, предусматривающую режим более частой дополнителъной под­готовки), привлекая для этого не только государственные, но и негосударственные учебные учреждения. Данная задача не представляется очень масштабной, поскольку основную аналити­ческую нагрузку несет незначительная часть штатной числен­ности служащих.

В заключение представляется целесообразным отметить достаточно тесную взаимосвязь между выполнением государс­твенными органами аналитической функции и обеспечением эко­номической безопасности Российской Федерации.

Своевременное и точное определение состава и содержания угроз стабильному развитию государства, пороговых значений тех или иных экономических и социальных индикаторов (показа­телей), превышение или снижение относительно которых свиде­тельствует о наличии каких-либо негативных факторов или тен­денций, подготовка предложений по устранению угроз экономи­ческому суверенитету нашей страны и многое другое служат, по сути, примерами разнообразия направлений и результатов ана­литической работы.

Экономическую безопасность иногда рассматривают как преимущественно мониторинг социально-экономических процессов на основе ряда параметров. Данный подход представляется уз­ким и пассивным. Целесообразно принимать во внима­ние, что обеспечение экономической безопасности предусматри­вает реализацию совокупности профилактических мер, предотв­ращающих вхождение экономики страны в режим функционирова­ния, при котором потенциальные угрозы утраты (полной, час­тичной) экономического суверенитета становятся реальными. Отмеченные профилактические меры во многом базируются на аналитических разработках. Более того, упоминавшиеся программные и концептуальные документы по вопросам социально-экономического развития Рос­сийской Федерации следует разрабатывать именно с учетом ка­чественных критериев и количественных пороговых значений, отвечающих требованиям экономической безопасности. Таким об­разом, недооценка значимости выполнения государственным ап­паратом аналитической функции может иметь нежелательные среднесрочные и долгосрочные последствия.

Аналитическая составляющая пронизывает всю работу госу­дарственного аппарата. С аналитики начинается и ею заканчи­вается каждый рабочий цикл в деятельности органов государс­твенной власти по выполнению тех или иных управленческих за­дач. При этом представляется необходимым особо подчеркнуть, что без надлежащего аналитического сопровождения будет весь­ма затруднительно обеспечить, имеющий ключевое значение, пе­реход к новому прогрессивному инновационно-информационному хозяйственному укладу. В свою очередь, завершение указанного перехода будет свидетельствовать о создании надежной эконо­мической базы для решения многих других вопросов, связанных с государственным строительством.

Давайте попробуем понять, что такое книга фактов ЦРУ, откуда она взялась и что пытаются достичь стоящие за этой книгой силы, люди. Откуда взялась не понятно пока для меня. Единственное что стало ясным, это так называемое появление двадцатки в кризис. Именно ЦРУ, МВФ. и Всемирный банк как бы отметили и выделили двадцатку экономик Мира, играющих ведущую роль в экономической Жизни Земли, ещё до начала кризиса, и уже в разгар кризиса, ведущая роль, как бы плавно перетекла от восьмёрки к двадцатке, но под эгидой тех же США, виновников нынешней катастрофы. Естественно расширение роли стран процесс естественный, но нужен ли нам такой контроль со стороны США???.