Капцов Анатолий 2006г
Занимательная экономика
Разумеется, Госкомстат не старается с помощью цифр очернить российскую действительность. И, в отличие от советского времени, не приукрашивает ее. Он обрабатывает ту статистическую отчетность, которую в обязательном порядке получает по установленным каналам и даже, как мы видели, пытается оценивать "неформальную деятельность" и "скрытую оплату труда" - пока не очень удачно. Госкомстат участвует в программах международных сопоставлений ООН. Там, где речь идет о сравнении цен, т.е. величин, которые на виду, Госкомстату можно доверять. Итак, из-за недоучета теневой экономики наш ВВП оказывается резко заниженным, кто бы его ни вычислял - Всемирный Банк, ООН, ЦРУ или Госкомстат. И все же оценка Госкомстата интересна тем, что позволяет понять, какова в расчетах нашего статистического ведомства средневзвешенная стоимость доллара. ВВП России в рыночных ценах, по данным Госкомстата, равнялся в 2001 году 9 триллионам 39 миллиардам рублей ("Россия в цифрах 2003", табл. 12.1), в сопоставимой же валюте, т.е. в долларах, эта величина оценена Госкомстатом в 1 триллион 54 миллиарда долларов (там же, табл. 25.5). Значит, усреднено в масштабах всего российского ВВП один доллар был равен в 2001 году 8 рублям 58 копейкам, в три с половиной раза меньше, чем в уличных обменниках.
Экономисты говорят, что страны "догоняющего развития", в первую очередь Китай, привлекают инвестиции тем, что поддерживают у себя валютный курс доллара на уровне 20-40% от ППС (паритета покупательной способности), чтобы на 1 доллар США в этих странах можно было купить в 2,5-5 раз больше товаров и услуг, чем в самих США. Это условие в России, выходит, выдерживается, а вот инвестиций что-то не видно. Правда, и в Китай инвестиции пошли лишь где-то на 13-м году реформ, начатых в 1978-м. В упомянутой таблице 25.5 есть еще одна любопытная строка: "Сопоставимый уровень цен". В 2001 году он составлял в России, по данным международных сопоставлений, 29% от цен США на круг. В 1999 году этот показатель равнялся 22%, в 2000-м - 26%. Не скажешь, что наши цены подтягиваются к американским черепашьими шагами. Изменил ли бы эту скрытую стоимость доллара, и в какую сторону, учет теневой составляющей, это вопрос для "Занимательной экономики". Небось, уже кем-нибудь написана книга, да разве уследишь в том вале новых книг, что обрушивают на наши головы свободные (наконец-то!) российские издатели? Аналитики мечтают о такой книге. К примеру, стало ли вам яснее, на каком мы месте в мире? Нам не стало. 8300 долларов годового ВВП на одну российскую душу, это что? Каждый получает по 692 доллара в месяц? Нет. Это условная величина, выведенная ради сравнения с другими условными величинами. Ну, сравнили. Прояснились ли какие-то загадки?
В России неприлично низкие пенсии, но при этом объем рублевых вкладов в Сбербанке вырос с 1999 года вчетверо, и главным образом, за счет пенсионеров, не удосуживающихся снимать поступающие деньги. На посткоммунистическом пространстве есть страны, где, с точки зрения наших стариков, пенсии просто дивные, но сходный рост пенсионерских вкладов отсутствует, ибо эти пенсии полностью съедает квартплата, отопление, электричество, телефон. Так ведь и миллионы наших стариков говорят то же самое: от пенсии ничего не остается, жить не на что. Вообще страны надо сравнивать как-то иначе, например, по очкам. И это делается. Базирующаяся в Париже Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ежегодно публикует список стран по уровню их благосостояния и развития. Показатель уровня - количество очков (пунктов). Их подсчет ведется по сложной методике с учетом огромного числа показателей. Не можем привести последние данные, они доступны лишь за плату, и немалую. По итогам 1999 года, очень тяжелого для нас, Россия получила в списке ОЭСР 34 пункта, что ставило ее сразу за Польшей (35 пунктов). После России шла Эстония (33 пункта). У Литвы было 29 пунктов, у Белоруссии 26, у Латвии 25 (как у Болгарии). Казахстан (22 очка) опережал Украину (17 пунктов), чей показатель был ровно вдвое ниже российского. Туркмения и Грузия имели по 15, Киргизия и Молдавия - по 11, Азербайджан, Армения и Узбекистан - по 10, Таджикистан - 5 пунктов. После 1999 года дела в России сильно улучшились, но и другие не стояли на месте, так что порядок стран если и изменился, то скорее во второй половине приведенного списка, чем в первой.
Какая страна лучше?
Какие же изо всего этого следуют выводы? Россия прошла нижнюю точку своей кризисной эпохи (преобразования такого размаха всегда имеют кризисный характер), модернизационные процессы в ней уже неостановимы, ее возвращение в лигу основных промышленных стран не за горами. Исключения есть, но в целом можно сказать: Россия производит сегодня то, что продается, а не пытается продать то, что производится. Время летит быстро, скептики и недруги не успеют опомниться, как наша страна станет передовой не только по количеству, но и по качеству производимого. Россия обладает солидной промышленной базой, интеллектуальным потенциалом, все еще недорогой рабочей силой, мощными запасами энергетических ресурсов и иного сырья, включая уникальные. Она является великой энергетической державой, в том числе среди стран "большой восьмерки", занимая уникальное положение в мировом энергетическом хозяйстве. В России высокие, мало где еще достижимые нормы прибыли. Бесспорно, многих иностранных инвесторов останавливает несовершенство законов и взяточничество чиновников (в странах с переходной экономикой других чиновников не бывает). А также "черный пиар" - нагнетание, сознательное или нет (боюсь, сознательное), ужасов о России.
Еще один вывод. С учетом того факта, что продукция страны явно много выше, чем принято считать, все более диким выглядит размер оплаты труда бюджетников, все менее извинительными - мизерные затраты на науку и образование. Уже нельзя больше ссылаться на бедность страны, нельзя уверять, что черпать неоткуда. Есть откуда. И самый важный (с нашей точки зрения) вывод. Исчисление ВВП - дело замысловатое даже в условиях прозрачной экономики, повального законопослушания и всеобщей налоговой дисциплины. Оно, по большому счету, невозможно даже в таких странах ЕС, как Италия и Греция, не говоря уже о новых членах этой организации, оно невозможно в латиноамериканских странах, как и вообще в большинстве стран мира. Данные о ВВП нужны всемирному братству статистиков, но не нужны нам. Это видимость информации, мешающая видеть страны мира такими, какие они есть.
Никакой ОЭСР не учтет в расчете своих "пунктов" тот факт, что у нас, как оказалось, самые красивые женщины в мире. Это радостное открытие совершили миллионы наших мужчин в 90-е одновременно с открытием заграницы. А какие индексы и коэффициенты отразят напряжение культурной жизни сегодняшней России? Ее аналог в Европе кажется достаточно чахлым.
Аналитическая работа
Выше мы писали о статистике как о функции государственного аппарата, но накануне проведения в России административной реформы необходимо напомнить, что не менее важную функцию выполняет аналитическая работа.
В президентском Послании Федеральному Собранию на 2ООЗ год была отмечена недостаточная подготовка государственного аппарата к выработке и реализации решений, удовлетворяющих современным потребностям страны. Осуществляемая административная реформа призвана устранить имеющиеся недостатки и улучшить работу всех звеньев управленческой системы. Результаты реформы должны проявиться в качественном выполнении аппаратом функций по обеспечению полномочий Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочий, предоставленных государственным органам.
В ходе начатых административных преобразований относительно широко обсуждаются вопросы, связанные с выполнением государством правоустанавливающей и правоприменительной функций, а также функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг. Отмеченные функции, безусловно, очень важны. Вместе с тем формируемый перечень основных функций, выполняемых государственными органами, следовало бы дополнить аналитической функцией и необходимостью коренного улучшения статистической работы.
В рамках концепции административной реформы аналитической функции в самостоятельном виде, к сожалению, не предполагается, поскольку она как бы поглощается правоустанавливающей. Конечно, взаимосвязь между обеими функциями существует. Так, хозяйственное законодательство должно точно отражать зависимость и взаимообусловленность экономических процессов, своевременно изменяться и дополняться сообразно происходящим внутрироссийским и мировым финансовым, социально-политическим, научно-техническим и другим тенденциям, а для этого и необходимо проведение анализа результатов (возможных последствий) законотворчества. Опыт проведения реформ, накопленный в нашей стране, свидетельствует о том, что без комплексной и скоординированной аналитической работы многих государственных органов весьма затрудняется законодательное обеспечение преобразований, например, в налогово-бюджетной, денежно-кредитной и внешнеэкономической сферах.
Вместе с тем едва ли можно согласиться с полным растворением аналитической функции в составе правоустанавливающей. И не только потому, что правоприменение, управление государственной собственностью и оказание государственных услуг также предполагают использование аналитических методов.
На практике аналитическая деятельность не ограничивается работами, выполняемыми в рамках вышеуказанных функций. Справедливость данного суждения подтверждается, в первую очередь, подготовкой ряда важнейших документов, включая прогнозы, концепции и программы, реализация которых, в свою очередь, предусматривает принятие правовых актов различной юридической силы. Таким образом, аналитика имеет собственные специфифичecкие формы воплощения, отражающие ее главные цели.
К числу главных целей экономической аналитической работы относятся: выделение сущности происходящих хозяйственных процессов через познание отдельных тенденций и фактов, предвосхищение каких-либо крупных событий и подготовка предложений, усиливающих (устраняющих) позитивное (негативное) влияние на развитие экономики тех или иных факторов. В связи с изложенным большой интерес, например, представляет изучение качества экономического роста, в том числе определение благоприятных росту условий, выявление приоритетных перспективных направлений ("точек роста"), формирование надежных и действенных механизмов его обеспечения.
Известно, что стабильный экономический рост очень зависим от состояния производственной базы, постоянная модернизация которой должна осуществляться при самом активном использовании результатов научных исследований. При этом необходимо отметить, что наука уже превратилась в ведущую производительную силу и, преодолев барьеры относительной изолированности, постепенно становится ведущим социальным институтом.
Следовательно, именно на базе аналитической работы государственному аппарату совместно с научным сообществом предстоит сформировать и реализовать новую экономическую модель, которая предполагает: создание максимально благоприятного инвестиционного климата и условий для программного проведения структурных преобразований, активное осуществление изобретательской и внедренческой деятельности, увеличение роли высокотехнологичных отраслей в производстве валового внутреннего продукта, обеспечение устойчивой конкурентоспособности отечественных товаров (услуг) на внутренних и внешних рынках, т.е. фактически переход к новому инновационно-информационному экономическому укладу.
Однако движение к новому хозяйственному укладу способно привести к серьезным негативным общественным последствиям в том случае, если главные участники научно-технического прогресса будут не в ладах с моральными и нравственными нормами. Причем с течением времени данное требование становится все более актуальным, а его аналитическое обеспечение - все более значимым.
Представляется необходимым отметить, что в процессе выполнения аналитической функции государственный аппарат, вероятно, получит дополнительные знания в области управления социально-экономическими процессами, включая знания, способствующие уточнению прав и обязанностей государственных органов и, в конечном итоге, уточнению форм и границ государственного участия в хозяйственной жизни страны.
Роль исследовательской компоненты в деятельности государственных органов в дальнейшем будет только возрастать, что еще раз подчеркивает целесообразность их самого тесного взаимодействия с отечественной наукой. Особого внимания при этом заслуживает изучение влияния процесса накопления научных знаний непосредственно на работу государственного аппарата.
Таким образом, без постоянного проведения углубленной аналитической работы в структурных подразделениях органов государственной власти формирование и реализация научно обоснованной стратегии развития Российской Федерации будут весьма затруднены. Учитывая изложенное, аналитическую функцию следует выделить из состава правоустанавливающей функции при соответствующем организационном оформлении.
Для успешного выполнения государственным аппаратом аналитической функции помимо организационно-структурного оформления требуется информационное, правовое и кадровое обеспечение. Наличие достаточной по объемам, объективной и разносторонней информации о происходящих в экономике процессах является необходимым условием качественного проведения аналитической работы. В свою очередь, для обеспечения данного условия должно быть улучшено информационное взаимодействие opгa- нoв государственного управления и субъектов экономики.
В настоящее время приняты и находятся в стадии подготовки правовые акты, призванные повысить степень информационной прозрачности деятельности государственных органов. Причем расширение доступности для общества их информационных ресурсов рассматривается как постоянный процесс, а не как единовременная кампания. В результате у предприятий и организаций окажется в распоряжении больше информации, способствующей принятию эффективных хозяйственных решений.
Вместе с тем для успешного преодоления существующих недостатков информационного обмена этого будет мало. Предпринимательское сообщество, со своей стороны, также должно максимально ответственно отнестись к формированию информационных потоков.
Нельзя не отметить, что значительная часть предпринимателей осознает важность данной формы собственного участия в управлении государством. Ведь пренебрегая информационным взаимодействием с государственными органами, несправедливо было бы в последствии пенять на невысокую эффективность принимаемых федеральных законов, нормативных и ведомственных правовых актов, на "их оторванность от жизни". Качество законодательства есть производная от качества первичной информации, предоставленной хозяйствующими субъектами.
В годы реформ одним из постоянно обсуждаемых на различных уровнях управления, научными и общественными организациями экономических вопросов является формирование условий, благоприятных для роста инвестиций. В то же время повысить активность российских и иностранных инвесторов до желаемого уровня вряд ли удастся без достаточного и всестороннего раскрытия информации о потенциальных объектах привлечения инвестиций, включая финансовые аспекты их деятельности.
Законодательную базу аналитической деятельности государственных органов составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", а также Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Последний из упомянутых законодательных актов имеет большое прикладное значение, поскольку непосредственно затрагивает многие вопросы, связанные с выполнением государственными органами аналитической функции.
Федеральный закон "0 государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" определяет, в том числе, состав и общее содержание системы государственных прогнозов, устанавливает временные горизонты долгосрочного и среднесрочного прогнозов, очерчивает взаимосвязь долгосрочного и среднесрочного прогнозирования с подготовкой среднесрочной программы социально-экономического развития России, содержит общие требования к среднесрочной программе и др. Вместе с тем за восьмилетний период, прошедший со времени вступления закона в силу (июль 1995 г.), в разработке и реализации комплексных программных и прогнозных документов накоплен значительный опыт. Кроме того, правоприменительная практика выявила ряд содержательных недостатков данного законодательного акта.
Учитывая полученный опыт, представляется целесообразной разработка новой редакции Федерального закона "0 государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" либо подготовка иного законопроекта, устанавливающего правовые основы соответствующей деятельности органов государственной власти. При этом в процессе подготовки правового акта следовало бы урегулировать ряд важных вопросов, например:
расширить состав применяемого понятийного аппарата и уточнить формулировки ранее включенных понятий;
усилить взаимосвязь между концептуальными долгосрочными и среднесрочными социально-экономическими документами;
определить минимальный обязательный состав количественных показателей и качественных характеристик прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
сформировать механизм контроля по выполнению обязательств, принятых государством согласно концепциям и программам;
предусмотреть участие российской науки и представителей предпринимательских кругов в подготовке и обсуждении комплексных стратегических документов;
увеличить в законе число норм прямого действия при сокращении норм отсылочного характера и т. д.
К сожалению, у значительной части общества и некоторой части специалистов сложилось неверное представление о программных и концептуальных документах, как о своего рода аппаратной экономической беллетристике. Подобное заблуждение является далеко небезвредным.
Качественная научно обоснованная программа (концепция, прогноз), возможно, единственный надежный навигационный инструмент в путешествии по весьма неспокойному и изменчивому океану коренных социально-экономических преобразований. Снижение государственным аппаратом уровня требований при его изготовлении может в дальнейшем (при исключении аналитической функции из числа основных управленческих функций) привести к преобладанию неупорядоченных и недостаточно просчитанных действий и позволит ощутить под ногами твердую экономическую почву лишь в случае большой удачи.
Завершая рассмотрение возможных подходов к развитию и совершенствованию правовой базы, обратим внимание на целесообразность полноценного учета аналитической функции в проекте закона по вопросам прохождения гражданской государственной службы. Проблема кадрового обеспечения гражданской государственной службы достаточно хорошо известна и активно обсуждается на государственном уровне, общественностью и в средствах массовой информации.
В соответствии с принятыми Президентом и Правительством Российской Федерации решениями уполномоченные государственные органы проведут в 2003-2005 гг. работу, которая призвана повысить качество кадрового состава государственных служащих и результаты их деятельности.
Вместе с тем при кадровом обеспечении столь сложной и ответственной функции, как аналитическая, необходимо принимать во внимание повышенный уровень требований, предъявляемых к квалификации государственных служащих, занятых ее выполнением, и особенно в отношении служащих, выполняющих сводные аналитические работы, характеризующиеся комплексным подходом к существующим социально-экономическим проблемам и их углубленной проработкой.
В настоящее время специализированная подготовка служащих по данному направлению нередко производится уже после их приема на государственную службу и осуществляется в основном без отрыва от производства. В подобном режиме для получения приемлемого уровня подготовки работника требуется несколько лет.
Учитывая изложенное, для государственных служащих, полностью или преимущественно занятых аналитикой, имеет смысл разработать и внедрить на практике особую систему мер по поддержанию и повышению квалификационного уровня (в том числе, предусматривающую режим более частой дополнителъной подготовки), привлекая для этого не только государственные, но и негосударственные учебные учреждения. Данная задача не представляется очень масштабной, поскольку основную аналитическую нагрузку несет незначительная часть штатной численности служащих.
В заключение представляется целесообразным отметить достаточно тесную взаимосвязь между выполнением государственными органами аналитической функции и обеспечением экономической безопасности Российской Федерации.
Своевременное и точное определение состава и содержания угроз стабильному развитию государства, пороговых значений тех или иных экономических и социальных индикаторов (показателей), превышение или снижение относительно которых свидетельствует о наличии каких-либо негативных факторов или тенденций, подготовка предложений по устранению угроз экономическому суверенитету нашей страны и многое другое служат, по сути, примерами разнообразия направлений и результатов аналитической работы.
Экономическую безопасность иногда рассматривают как преимущественно мониторинг социально-экономических процессов на основе ряда параметров. Данный подход представляется узким и пассивным. Целесообразно принимать во внимание, что обеспечение экономической безопасности предусматривает реализацию совокупности профилактических мер, предотвращающих вхождение экономики страны в режим функционирования, при котором потенциальные угрозы утраты (полной, частичной) экономического суверенитета становятся реальными. Отмеченные профилактические меры во многом базируются на аналитических разработках. Более того, упоминавшиеся программные и концептуальные документы по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации следует разрабатывать именно с учетом качественных критериев и количественных пороговых значений, отвечающих требованиям экономической безопасности. Таким образом, недооценка значимости выполнения государственным аппаратом аналитической функции может иметь нежелательные среднесрочные и долгосрочные последствия.
Аналитическая составляющая пронизывает всю работу государственного аппарата. С аналитики начинается и ею заканчивается каждый рабочий цикл в деятельности органов государственной власти по выполнению тех или иных управленческих задач. При этом представляется необходимым особо подчеркнуть, что без надлежащего аналитического сопровождения будет весьма затруднительно обеспечить, имеющий ключевое значение, переход к новому прогрессивному инновационно-информационному хозяйственному укладу. В свою очередь, завершение указанного перехода будет свидетельствовать о создании надежной экономической базы для решения многих других вопросов, связанных с государственным строительством.
Давайте попробуем понять, что такое книга фактов ЦРУ, откуда она взялась и что пытаются достичь стоящие за этой книгой силы, люди. Откуда взялась не понятно пока для меня. Единственное что стало ясным, это так называемое появление двадцатки в кризис. Именно ЦРУ, МВФ. и Всемирный банк как бы отметили и выделили двадцатку экономик Мира, играющих ведущую роль в экономической Жизни Земли, ещё до начала кризиса, и уже в разгар кризиса, ведущая роль, как бы плавно перетекла от восьмёрки к двадцатке, но под эгидой тех же США, виновников нынешней катастрофы. Естественно расширение роли стран процесс естественный, но нужен ли нам такой контроль со стороны США???.