Найти тему
130,8K подписчиков

Субъективный обзор на разные экранизации романа "Солярис"

178 прочитали

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было. На тот момент имя режиссера мне ничего не говорило. И зачем школьнику средних классов знать, что "Тарковский оказал значительное влияние на мировой кинематограф. Его фильмы "Андрей Рублёв" (1966), "Солярис" (1972), "Зеркало" (1974) и "Сталкер" (1979) периодически включаются в списки лучших кинопроизведений всех времён"? Тем более, что ни один из фильмов мне не нравился. Но что может понимать в "высоком кинематографе" школота? Это же "шедевры"!

Тогда я не читал еще Станислава Лема и сравнить книгу и фильм не мог. Фильм не понравился. Нудный, не интересный. Все просто списал на автора романа. Позже, прочитав сам роман (а это было уже в 10 классе), я понял, что Лем ни в чем не виноват. Просто кто-то не может снимать фантастику.

Теперь, в "пожилом возрасте" стоит снова взглянуть на этот (и другие) фильм, глазами "повидавшего жизнь". Может что-то поменяется?

Начну в том порядке, как я знакомился с этими экранизациями.

Итак, первым пойдет "под нож" "Солярис" Тарковского.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.

Ужас. Тихий ужас. Фильм совсем не про то, о чем писал Лем. Ощущения детства снова повторились. Если роман о разумном океане и о его попытках взаимодействовать с людьми (контакт?), то ВЕСЬ фильм о внутреннем копании главного героя в себе. О его мыслях и чувствах. Работа? Какая там работа! Некогда, занимаемся самокопанием. В итоге, главный герой, Крис Кельвин (Донатос Банионис)

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-2

выглядит абсолютным непрофессионалом. Если Станислав Лем сохранил баланс чувств и реальности в отношении к погибшей, но вновь воскресшей, Хари (Наталья Бондарчук),

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-3

то Тарковский напрочь этот баланс уничтожил. Нет тут научной фантастики! Вообще! Ну, допустим, что я преувеличиваю. Как там со съемками? Отвратительно. И дело не в том, что фильм 1972 года. Нет, тут более серьезные претензии. Как вы понимаете, в книге описывается далекое будущее, раз человечество долетело до других звезд. Но в фильме нам показывают с самого начала обычный пейзаж, характерный для того времени. Дома, внутреннее убранство.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-4

Даже одежда тех времен: вот все ходят в вязаных свитерах. Может на станции, на орбите Соляриса, будет по-другому? Не совсем. Одежда та же (за редким исключением). Убогие декорации "под космос" и опять обычное убранство, типичное для СССР 70-х годов... За кого держал зрителей Тарковский? Комбинированные съемки?

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-5

Пожалуйста: за океан Соляриса выдают обычное буйное море, пропущенное через светофильтр...

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-6

Может актеры играли хорошо? Может они БЫ ИГРАЛИ хорошо, но не в данном случае. Они просто спят на ходу.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-7

Эти длинные паузы в беседах, эти МЕДЛЕННЫЕ проводы камерой просто вымораживают, хоть спички в глаза вставляй. Фильм воспринимается намного длиннее, чем он есть на самом деле (а он и так длинный). В итоге, фильм досмотрел на морально-волевых. Что из фильма мне запомнилось с детства? Сиськи! Там есть момент, когда Хари выпивает жидкий кислород и замерзает.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-8

Но чуть позже, она оттаивает и вот тогда, через мокрую полупрозрачную рубашку все видно... А что вы хотите: тогда "тырнетов" не было...

Как я уже писал выше: позже, я прочитал сам роман и мысленно попросил прощения у Лема за то, что считал его бездарем.

Еще позже, примерно в 2002 году, я посмотрел и американскую экранизацию "Соляриса". Тут уже был режиссер Стивен Содерберг. Причем, свое вдохновение он искал не в романе Станислава Лема, а в работе Тарковского. И этот фильм я смотрел. И тогда он мне тоже не понравился.

Для статьи я его опять пересмотрел и снова не поменял своего мнения. Хлам, на сей раз американский. Да, тут куда качественнее съемки.

Да, события разворачиваются быстрее. Но опять, все сосредоточено на взаимоотношениях Криса (Джоржд Клуни)

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-10

и Хари (Наташа Макэлхоун).

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-11

В фильме есть и типично американские черты, но сути это не меняет: это не научная фантастика, а такое же самоковыряние в себе и своих тараканах. Баланс вновь нарушен...

Касательно игры актеров ничего хорошего сказать не могу. Джордж Клуни просто отбывал номер.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-12

Популярная на тот момент, Наташа Макэлхоун, вообще ни о чем. Остальные - отсвечивают на фоне.

Честно, при первом просмотре я ждал внедрение экшена, ведь Голливуд без этого не может. Достаточно вспомнить экранизацию рассказа Б.Б. Лонгиера, "Враг мой", который был неплохо так перелопачен в угоду экшена. Но суть все же сохранил. В "Солярисе" Содерберга экшен только в постельных сценах...

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-14

Да...

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-15

А теперь сделаю краткое отступление и расскажу, как вообще пришла мысль о написании этой статьи.

Захотелось посмотреть старую советскую фантастику. Очень старую: "Продавец воздуха", "Гиперболоид инженера Гарина" и тому подобные фильмы. Нравится такая фантастика. Эти фильмы есть на YouTube. Вот он мне и предложил еще одну экранизацию "Соляриса"...

Представьте: до конце 2023 года, я не знал, что в 1968 году вышел телеспектакль "Солярис"! Позор мне!

Вот этот пробел я решил восполнить, благо в описании к фильму указано, что это "Самая близкая к оригиналу экранизация". Такое заявление обязательно стоило проверить!

Режиссером данного телеспектакля (популярная тема в 60-70-х годах в СССР) был Борис Ниренбург. В роли Криса - Василий Лановой,

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-16

его жену, Хари, сыграла Антонина Пилюс.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-17

Роль Снаута досталась Владимиру Этушу.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-18

Уж представлять Ланового и Этуша более-менее взрослой аудитории не стоит. Легенды советского кино. И они отлично справились со своими ролями.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-19

Если для Ланового такие роли (но не в фантастике) не новы, то и для Этуша не впервой играть серьезного персонажа (но немного поехавшего умом). Ведь он, в основном, был актером театра, а не кино.

Понятно, что для телеспектакля тут все очень скромно по самим съемкам. Антураж станции может сойти и за просто отель в стиле "модерн" (по тем временам). Обычная техника изображает "таинственные механизмы будущего".

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-20

И вот это меня совершенно не волновало. Ведь сама экранизация действительно близка к книге! Да, тут также имеются терзания главного героя. Ведь он долгие годы винил себя в смерти своей жены. А тут, разумный океан снова ее воссоздает.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-21

Но фантастическая линия спектакля не уходит на второй план, как в двух других фильмах. Именно так было в книге, именно так сделал и режиссер телеспектакля. А актерский состав не подкачал в осуществлении задуманного.

Впервые, "Солярис" Тарковского я смотрел в детстве. Люблю фантастику вообще. Поэтому смотрел практически все советские фильмы. Да и их было не особо много. А хороших, считай, и не было.-22

И, если вы, как и я, были в неведении о существовании данной экранизации, то посмотрите ее. Думаю, что она вам понравится.