Каждый слышал о Великом шёлковом пути – древнем караванном маршруте, по которому ценный китайский шелк вывозили из Поднебесной в Европу и на Ближний Восток. Но были в древности и другие важнейшие дороги, связывавшие разные страны и поддерживавшие мировую экономику. Отправимся и мы на прогулку по наиболее значимым торговым путям прошлого.
1. Via Regia, или Царская дорога
Этот маршрут считается одним из древнейших в истории. Via Regia начиналась в египетском городе Гелиополисе и сначала вела на восток, через Синайский полуостров. За ним она поворачивала на север и шла через Петру и Дамаск до Месопотамии и Персии. Конечной точкой маршрута был город Эр-Ракка на севере современной Сирии.
По Царской дороге доставляли наиболее важные для жизни товары: зерно, медь, лен, шерсть, рыбу и железо. По ней в Ханаан прошел библейский патриарх Авраам. В Ветхом Завете Via Regia упоминается в связи с Моисеем: он просил царя Эдомского пройти по ней вместе со своим народом.
Римский император Траян приказал вымостить дорогу, и с тех пор она звалась «Новая Траянова дорога». Тогда же была построена и система наблюдения за маршрутом в виде маленьких крепостей, башен и сигнальных огней.
2. Дорога специй
Специи и пряности издавна были одним из важнейших элементов внешней торговли. Для их транспортировки существовала особая система маршрутов – сухопутных и морских.
Дорога специй начиналась в портах Красного и Аравийского морей. Затем караваны шли через Петру к портам Средиземного моря. По дороге везли не только пряности (корица, перец, имбирь), но также слоновую кость и ценные породы дерева.
Маршрут использовали еще в Древнем Египте: в частности, царица Хатшепсут и некоторые другие фараоны даже пытались прорыть канал, который связал бы Красное и Средиземное моря. Однако такой канал, ныне известный как Суэцкий, появился лишь в 1869 году.
В Средние века контроль над Дорогой специй оказался в руках мусульман, затруднивших торговлю. Именно это привело к поиску морских путей на Восток и в дальнейшем – к эпохе Великих географических открытий.
3. Путь благовоний (Ладанный путь)
Не меньшим спросом, чем специи, в древности пользовались благовония – ладан, мирра, смирна и другие. Для их транспортировки тоже существовал отдельный маршрут. Он начинался на юге Аравийского полуострова (современные Оман и Йемен) или в Зимбабве и Эфиопии. Затем маршрут вел на север, к Средиземному морю, в палестинский город Газа.
Путь благовоний известен со II тыс. до н. э. и был караванным, сухопутным. Караваны состояли порой из трех тысяч верблюдов и растягивались на добрых 30 км. Доставка осуществлялась один или два раза в год, а дорога занимала более двух месяцев.
4. Великий янтарный путь
Красивый минералоид янтарь, солнечный камень, тоже был популярным товаром в древней торговле. Одно из крупнейших в мире его месторождений – Балтийское море, в районе Калининградской области. В эпоху античности в Греции и Риме янтарь пользовался огромным спросом. И для переправки его из Балтии был проложен Великий янтарный путь. А подробнее об этом маршруте можно почитать в нашей отдельной статье.
5. Путь «из варяг в греки», или Восточный путь
Этот торговый маршрут был полностью водный и считался одним из важнейших в Европе вплоть до XII века. Под греками в названии понимались в основном византийцы, а что касается варягов, то так раньше собирательно называли на Руси всех скандинавов. Основной маршрут начинался в современной Швеции, шел через Ладожское озеро, Новгород, затем по Днепру на юг до Чёрного моря и дальше – до Константинополя.
Чего только не везли на продажу варяги! Минералы, амбра, кожи, оружие, ювелирные и художественные изделия, дорогие ткани, серебряная утварь – вот далеко не полный перечень товаров – в основном, все награбленное в европейских странах.
Из Византии они везли иконы, книги, вина и пряности, из Прибалтики – уже упомянутый янтарь, из Новгорода – меха пушных животных, лен, мед, древесину, кованую утварь, кожи. Был в «ассортименте» викингов и живой товар: дети и молодые люди, похищенные на покоренных землях. Их надлежало переправить на рынки рабов в Константинополе. Словом, значение маршрута «из варяг в греки» было действительно огромным для европейской экономики.
6. Путь «из немец в хазары»
А вот насчет этого пути не все ясно: возможно, он и вовсе не существовал. Но упомянуть его все же важно. Гипотетический маршрут использовался в IX–XI веках и соединял Хазарский каганат (низовья реки Волги) с крупными европейскими державами, к примеру Восточной Франкией. То есть он шел как бы перпендикулярно пути «из варяг в греки». Учитывая большую протяженности русских земель не только с севера на юг, но и с востока на запад, наличие такого перекрестного маршрута было бы вполне логично.
7. Великий чайный путь
Этот торговый маршрут сравнительно молодой и оформился лишь в XVIII веке, заняв восточный участок Сибирского тракта. По нему из Китая через Монголию в Россию везли весьма ценный продукт: китайский чай.
Караванный маршрут начинался в городе Ухань и шел аж через 150 населенных пунктов. Китайские и монгольские города называть не будем, а вот российская часть Чайного пути проходила через Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск и Енисейск. Протяженность пути составляла около 10 000 км.
Затем чай попадал на крупные российские ярмарки – Ирбитскую и Нижегородскую. Там его скупали российские купцы и переправляли в Москву и Санкт-Петербург, а оттуда – и в страны Европы.
________________________
Спасибо за внимание! :) Также читайте: Иордан: география, предания и значение священной реки