3K подписчиков

ПЕСНИ, ЗАПИСАННЫЕ ПРИ УЧАСТИИ ЖИВОТНЫХ: Pink Floyd, The Beatles и другие

С вами канал «Спасибо, послушаю» и сегодня мы поговорим о песнях с животными. Только речь пойдёт не об упоминании животных в тексте, а о случаях, когда мохнато-пернатые друзья принимают непосредственное участие в записи треков.

Парни явно собрались записывать рэп-альбом
Парни явно собрались записывать рэп-альбом

Чаще всего это реализуется с помощью заранее записанных семплов. Например, знаменитая Always On My Mind у Pet Shop Boys начинается с львиного рычания, песня Beach Boys - Caroline, No заканчивается собачьим лаем, а в Work It Мисси Эллиот вообще использует трубный зов слона, чтобы замаскировать слово *вырезано цензурой*.

Но есть и особые случаи, такие как, например, живое вокальное выступление русской борзой с одной очень-очень известной английской группой. Блюз-пёсели, рэп-котики и даже электро-дэнс-птицы – всё это будет в сегодняшнем выпуске.

1. В 1967м году Битлз записали песню Good Morning, Good Morning для своего легендарного альбома Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band.

Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band, 1967
Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band, 1967

Песня посвящена однообразной, скучной и рутинной жизни среднестатистического жителя небольшого городка. Причём Леннон написал её под влиянием рекламы хлопьев Kellogs, а, как мы знаем, в рекламе продуктов часто эксплуатируется образ идеальной семьи, живущей идеальной жизнью с вечными пластиковыми улыбками на лицах. И, видимо, Леннон захотел поэтическими средствами исследовать обратную сторону такой псевдоидеальной жизни. Но это тема для отдельного разговора, возвращаемся к животным.

Реклама Kellogs, начало 1960-х
Реклама Kellogs, начало 1960-х

В конце Good Morning, Good Morning в течение 30 секунд мы слышим звуки различных животных. При первом прослушивании кажется, что это звуки фермы, но когда появляется рычание льва, вариант с фермой отпадает. Тогда возникает версия, что Битлы просто замешали разные звуки животных, потому во время записи Sgt.Peppers Lonely Hearts Club Band они, в принципе, много чего замешивали.

На самом же деле это всё одно большое философское высказывание Джона Леннона, и звуки животных добавлены сюда совсем не в хаотичном порядке. Леннон дал указание звукоинженеру подобрать и объединить семплы животных в строгом порядке, чтобы каждое следующее животное представляло опасность или потенциальную угрозу для предыдущего. В итоге мы последовательно слышим птицу, кошку, собаку, крупных сельскохозяйственных животных (корову, овцу и лошадь), льва, слона и заканчивается это всё звуками охоты: слышны горн, топот копыт и лай собак. Таким образом 30-секундный набор из мяуканья, мычания и рычания – это напоминание Джона Леннона о том, что человек – самое опасное существо в животном мире.

2. Дуэт Run The Jewels заслуженно причисляют к самым выдающимся хип-хоп группам современности. Большой черный рэпер из Атланты Killer Mike и белый продюсер из Бруклина El-P к своим 45 годам уже успели построить успешную музыкальную карьеру, и в 2013м году ради развлечения организовали супер-группу Run The Jewels.

Run The Jewels
Run The Jewels

На сегодняшний день на их счету 4 альбома, к неймингу которых парни подошли с большой долей креатива: они называются Run The Jewels 1,2,3 и 4. Почему же публика и критики так обожают этот хип-хоп дуэт? Во-первых, в основе этого проекта – творчество, а не коммерция. Все свои альбомы Run The Jewels выкладывают в сеть для свободного скачивания в день релиза. Во-вторых, Killer Mike и El-P, не гонятся за трендами, в музыкальном плане делают то, что им нравится, и от этого получается очень интересное звучание. Наконец, третья причина – это большая доля самоиронии во всём, что делает группа.

Именно благодаря самоиронии Run The Jewels попали в сегодняшний выпуск. В 2014м выходит их второй альбом - Run the Jewels 2 - и на официальном сайте группы появляется сообщение примерно такого содержания: «Мы как всегда выкладываем альбом для бесплатного скачивания, но если вдруг вы захотите финансово поддержать проект, то для вас доступны уникальные версии альбома».

Альбомы Run The Jewels 1,2,3 и 4
Альбомы Run The Jewels 1,2,3 и 4

Стоимость таких версий варьировалась от 40 тысяч долларов до 10 миллионов. Например, за 75 тысяч группа предлагала версию под названием «Я в списке, г***юк!», которая включала проход в бэкстейдж зону на 10 концертов. При этом сами музыканты обещали притворяться, что вы им нравитесь и всем представлять вас как своего друга. За 100 тысяч можно было приобрести версию «Месть быку». Группа готова была приехать в ваш город, лично подарить новый альбом и навалять любому вашему обидчику по вашей же наводке, а также «навсегда покрыть позором его имя, имя его детей и всего рода». Наконец, за $10 000 000 Run The Jewels готовы были навсегда уйти из музыки, и лишь раз в год выпускать один трек персонально для вас. Самое дешевое эксклюзивное издание стоило 40 тысяч долларов и называлось Meow The Jewels. За эти деньги RTJ готовы были полностью перезаписать альбом, используя вместо инструментов звуки котов. И вы уже понимаете, к чему идёт дело?...

Альбом ремиксов Meow the Jewels, 2015
Альбом ремиксов Meow the Jewels, 2015

Буквально через несколько дней в интернете была развернута краудфандинговая кампания по сбору $40 000 для записи Meow The Jewels, и в итоге было собрано больше 60 тысяч. Надо отдать должное Run The Jewels, они не стали съезжать с темы, перевели эти $60 000 на благотворительность, и сказали, мол, мы пацаны чёткие и за базар ответим. В результате в сентябре 2015го состоялся релиз альбома кошачьих ремиксов Meow The Jewels, в создании которого приняли участие Мassive Attack, The Achemist, Zola Jesus, Just Blaze и плеяда других известных продюсеров. Также на альбоме на фитах засветились Снуп Дог и Лил Баб - знаменитая интернет-кошечка.

Музыкальный портал Pitchfork написал подробный обзор на альбом, поставив ему вот такую оценку: 😻

Таким образом, благодаря магии интернета небольшая шутка переросла в занимательный, ироничный и по-своему добрый музыкальный проект, аналогов которому в музыкальной индустрии не было и нет до сих пор нет.

Killer Mike со своим напарником по альбому Meow the Jewels
Killer Mike со своим напарником по альбому Meow the Jewels

3. В 2014 году редакция уже упомянутого сегодня музыкального портала Pitchfork сильно скучала. Иначе сложно объяснить тот факт, что они выпустили целое журналистское расследование, посвящённое одному единственному звуку, вот этому:

Авторы Pitchfork обратили внимание на то, что в современной танцевальной и поп музыке часто встречается этот семпл (например, в видео ниже на 10й секунде), и решили узнать, откуда взялся такой странный музыкальный приём.

Вот, что им удалось выяснить. Этот звук – это крик гагары, довольно распространённой по миру водоплавающие птицы. В 1989м году были выпущены два танцевальных трека - Sueno Latino и Pacific State. Первый обрёл популярность на дискотеках Ибицы, второй – на рейвах Великобритании.

В обоих был использован семпл гагары, и именно эти два трека стали родоначальниками использования этого звука в музыке. И, наконец, главный вопрос – как создателям эти двух исходных треков пришла в голову идея засемплировать гагару? Давайте будем честными, желание засемплировать гагару звучит как нечто не очень психически здоровое. Но всё оказалось куда проще. Для создания обоих треков использовался цифровой семплер Emulator II.

Тот самый семплер Emulator II
Тот самый семплер Emulator II

Если говорить простыми словами, то это устройство, позволяющее превратить любой звук в полноценный музыкальный инструмент, и именно Emulautor II оказал огромное влияние на саунд-дизайн поп-музыки 80-х . К данному семплеру прилагалась обширная библиотека уже готовых звуков, куда как раз и входил крик гагары. И по сей день диджеи и саунд-продюсеры активно используют этот приём как некую дань музыкальным традициям. По крайней мере, к такому выводу пришли авторы статьи на Pitchfork. Не знаю, что вам теперь делать с этой информацией, но если вы вдруг в какой-то песне услышите крик гагары, то можете сразу делать очень умное лицо, как будто вы знаете секрет, но никому не расскажете.

4. Вряд ли вы когда-нибудь слышали имя Берни Краузе. Честно признаюсь, я тоже его не слышал до момента подготовки этой статьи, но когда подробнее изучил его биографию, понял, что этого человека нельзя не упомянуть в контексте использования животных звуков в музыке.

Бернард Краузе, 1980-е
Бернард Краузе, 1980-е

Бернард Краузе – музыкант, саунд-продюсер и один из основоположников электронной музыки. В 60-х годах прошлого века он внёс значительный вклад в популяризацию коммерческих синтезаторов, а в 1967м году выпустил новаторский альбом в жанре электронной музыки, который сыграл большую роль в становлении этого направления. Но начиная с конца 70х годов, Краузе меняет вектор своих интересов и с головой погружается в изучение звукового ландшафта. Это уникальное направление на стыке акустики, биологии и экологии, которое исследует звуки живой природы и их роль в формировании окружающей среды. Причём Краузе занимался именно практическими исследованиями: он ездил по миру, записывал звуки живой природы и сохранял их в единый архив, который и по сей день имеет огромную научную и культурную ценность.

Краузе в процессе полевой работы
Краузе в процессе полевой работы

Звуки из его архива используются в кино, на телевидении, в музыке, в различных направлениях аудио-дизайна, например, в зоопарках и музеях, не говоря уже о том, что архивы Берни Краузе являются важным объектом изучения зоологов и экологов по всему миру. Фактически человек посвятил всю жизнь экспедициям в разные уголки мира, в ходе которых он записывал и архивировал звуки животных в их естественной среде обитания. Но при этом Краузе оставался также и композитором, поэтому периодически превращал свои архивы со звуками животных в музыкальные записи. Одним из его наиболее известных музыкальных альбомов является запись Gorillas in the Mix 88го года – бодрый инструментальный синтипоп, наполненный звуками живых джунглей.

Надо сказать, звучит это всё крайне интересно, а тот факт, что это не просто наборы семплов, найденные на просторах интернета, а лично записанные и собранные человеком в ходе многочисленных путешествий звуки обезьян, птиц и даже рыб, придаёт этому музыкальному творению какую-то особую магию.

К слову, Берни Краузе всё ещё жив, ему 85 лет, и он до сих пор продолжает воплощать в жизнь уникальные музыкально-животные проекты. В частности, в 2014м году он представил публике оркестровую симфонию со звуками живой природы, а в 2015м написал партию для балета, естественно, также с использованием своих уникальных архивов.

Берни Краузе в наши дни, на премьере своей животной оркестровой симфонии
Берни Краузе в наши дни, на премьере своей животной оркестровой симфонии

5. В 1971м году у Дэвида Гилмора из группы Pink Floyd временно жил бордер-колли по имени Seamus. Его хозяин Стив Марриот, солист британской группы Small Faces, уехал на гастроли и попросил своего друга Гилмора присмотреть за Симусом. Участники Пинк Флойд заметили, что Симус был очень музыкальным товарищем, и начинал подвывать (в его понимании – подпевать), когда кто-то пел или играл на музыкальном инструменте.

И тогда британская четверка написала блюзовую песню, так и назвав её – Seamus, которую на пару исполнили Дэвид Гилмор и, собственно, сам мохнатый любитель подвываний. К слову, я наткнулся на описание небольшого любительского исследования, в котором фанат Pink Floyd с цифровым тюнером измерял точность попадания Симуса в ноты. И оказалось, что точность крайне высокая и что Симус очень аккуратно повторяет все сложные блюзовые гармонии Гилмора.

Но известность получило также и другое прочтение этой песни. В 1972м году, во время записи фильма-концерта Pink Floyd в амфитеатре города Помпеи, участники группы исполнили лайв-версию этой композиции с рядом отличий. Во-первых, в сет-листе песня называлась не Seamus, а Mademoiselle Nobs, потому что вместо Симуса исполнителем стала русская борзая по имени Мадемуазель Нобс. Во-вторых, это было уже ее сольное выступление, Гилмор и все остальные участники группы ей только аккомпанировали.

Не удивлюсь, если где-то на просторах интернета найдётся фанатское исследование на тему вокальных различий Симуса и Мадмезуаль Нобс авторства всё того же человека с собачьим тюнером.

Если вы знаете удачные примеры семплирования животных в музыке - обязательно делитесь в комментариях. А на этом на сегодня всё, друзья, увидимся через неделю.