Найти тему
1,1K подписчиков

Пенсионные деньги в Казахстане: как работают?

Автор Сергей Солодовник  Центробанк Казахстана опубликовал примечательную новость. Часть денег пенсионного фонда вложена в облигации двух строительных компаний РК.

Автор Сергей Солодовник

Центробанк Казахстана опубликовал примечательную новость. Часть денег пенсионного фонда вложена в облигации двух строительных компаний РК.

В таком решении есть свои плюсы и минусы. Сначала — объективные данные.

Вложено: 173 млрд тенге = 384 млн долларов.

Доходность: 13%, при том, что годовая инфляция в РК составила в 2024 году 9,8%, коммунальные платежи росли опережающими темпами.

Срок: 15 лет с возможностью досрочного погашения.

Положительные стороны

Надёжность компаний, в оценке ЦБ, — достаточно высокая.

Пенсионные деньги во всём мире крайне полезны именно для долгосрочных вложений.

Компании занимаются строительством инфраструктуры, а эти вложения двигают макроэкономику страны вперёд.

Часть средств планируют потратить на софинансирование проектов трёх теплоэлектроцентралей, которые Россия построит в Казахстане. Проекты с Россией —дополнительная надёжность, учитывая принцип софинансирования.

Во время визита Путина Казахстан и Россия подписали меморандум о строительстве ТЭЦ в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. Вице-премьер Роман Скляр тогда уточнил, что Россия построит станции под ключ. Технология — надёжная.

Введение ТЭЦ в строй — социальная стабильность в стране. Поскольку коммунальное хозяйство находится в запущенном состоянии, как и на большей части Центральной Азии, да и в России.

Недостатки

А что не так с размещением части средств Пенсионного фонда Казахстана? Перечислим очевидные минусы.

  • доходность облигаций заявлена в 13%. Если инфляция в РК сохранится на уровне 10%, без учёта издержек обращения, и если погашение пойдёт по плану, то реальная доходность составит всего ТРИ процента. Это — неэффективно для управления чужими, пенсионными деньгами;
  • программа на 10 лет рассчитывается только в тенге. Это — по меньшей мере безответственно к пенсионерам и к ныне занятым. Каждый из которых, если имеет возможность, лично диверсифицирует свои накопления: в доллары, рубли, юани и евро как минимум. Или — на паях — в недвижимость. Почему вложения не номинированы в мильтивалютные инструменты — загадка. Или безответственность ЦБ РК;
  • по сути самих проектов очевидно, что их финансирует государственный бюджет. Но ведь потребовались прокладки из компаний! Это АО «НУХ «Байтерек» и АО «ФНБ «Самрук-Қазына». Почему бы государству не выпустить облигации суверенного займа, и пенсионные деньги вложить в эти государственные бумаги напрямую?

Размещение облигаций этих двух структур происходило на Казахстанской фондовой бирже, и на рыночных условиях. Выяснилось, что эти долговые обязательства не пользовались спросом именно на рыночных условиях. Как честно указывает ЦБ РК, на один доллар частных покупок пришлось 10 долларов пенсионных средств. Если точно — частники прикупили только на 17 млрд тенге, а пенсионный фонд — на 173. Рынок просто кричит: да, надёжно, но не выгодно!

Мнение главы миссии МВФ по Казахстану Николя Бланше: «Мы считаем, что инфраструктурные проекты лучше всего финансировать за счёт бюджета. И не считаем, что наилучший способ поддержать — за счёт пенсионного фонда».