2,9K подписчиков

НЕОЖИДАННЫЕ АВТОРЫ ХИТОВ: кто написал русский хит Селин Дион и звук заставки Windows?

2K прочитали

Сегодня будет «вотэтоповоротный» выпуск. Это моя любимая категория выпусков, когда я рассказываю короткие истории с неожиданным твистом, а вы удивляетесь. Например, визитную карточку Рианны - песню Diamonds – написала Сиа. Один из первых синглов Rolling Stones в далёком 63м году написали Beatles. Автор музыки к припеву песни Вернисаж – Хулио Иглесиас, у которого Раймонд Паулз её аккуратно позаимствовал.

Итак, сегодня говорим о неожиданных создателях известных хитов. И это были лишь примеры для затравки, а мы с вами сфокусируемся на совсем уж неожиданных коллаборациях, когда залезаешь в кредитсы, видишь авторов и думаешь: «Чтоооо, это вообще как произошло?»

Вы точно знаете хит всех танцполов и утюгов 2016го года This Is What You Came For. По-моему, в этот год от него было не спрятаться никуда.

Авторами трека значились Кельвин Харрис, что логично, и некто Нильс Сьоберг, что тоже логично, потому что шведы, как известно, рулят в мире современной поп-музыки. Но, как завещал Дэвид Линч, шведы – не то, чем кажутся. Нильс Сьоберг оказался непростым парнем. Как выяснилось позднее, он не из Швеции, он не парень, и зовут его Тейлор Свифт.

С 15го по 16й год Свифт и Харрис были парой, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Тейлор написала для своего бойфренда потенциальный мега-супер хит. Она прислала ему демо, сыгранное на фортепиано, и они вместе даже записали студийную версию с вокалом Свифт, но в итоге решили, что не хотят смешивать работу и отношения, а потому трек ушёл к Рианне. Кстати, буквально полгода назад, в марте 23го, версию с вокалом Тейлор Свифт слили в сеть. Но и в оригинальной версии её вокал где-то далеко на заднем плане тоже присутствует.

Правильным ли было решение отдать песню Рианне во имя любви и отношений? Не мне судить, но пара Кельвина Харриса и Тейлор Свифт распалась в том же 2016м году, в то время как This Is What You Came For достигла первого места в чартах 12ти стран, стала самым коммерчески успешным синглом в карьере Харриса и получила аж 8-кратный платиновый статус в США.

Cейчас у нас с вами будет серьёзный разговор. Уже много лет мне не даёт покоя вопрос: почему все так удивляются, когда узнают что I Will Always Love You Уитни Хьюстон – это кавер, и написала его не Уитни, а Долли Партон восемнадцатью годами ранее?

Когда я делюсь этим с окружающими, мне обычно говорят: «Не занудствуй, откуда рядовой слушатель может знать, что песня Уитни – это не оригинал?». Да потому что это ключевой сюжетный момент фильма Телохранитель! Помните сцену, когда Уитни с Костнером танцуют в баре, и между ними впервые пробегает искра? Они танцуют как раз под кантри-версию I Will Always Love You, только в исполнении не Долли Партон, а Джона Доу, но картину это не меняет.

Сцена танца из фильма «Телохранитель», 1992
Сцена танца из фильма «Телохранитель», 1992

Герой Кевина Костнера с усмешкой говорит, что в таких песнях всегда кто-нибудь расстаётся. И вот в конце фильма они расстаются, а Хьюстон записывает символичный кавер на эту ковбойскую песню, под которую они впервые танцевали. Круг замкнулся. Почему для многих это оказывается большой новостью? Может я, конечно, и ошибаюсь, поэтому если вы знали про этот сюжетный момент, обязательно напишите об этом в комментариях. Мне правда будет интересно узнать, сколько нас таких, внимательно смотревших «Телохранителя».

Ты можешь знать R Kelly в двух итерациях: как певца, исполнившего I Believe I Can Fly и как абсолютно отъехавшего преступника, которого в 2021м году суд приговорил к 30-ти годам лишения свободы по целой куче обвинений, включая сексуальное насилие и распространение детской порнографии.

Если в 2000-х ты носил широкие штаны, натягивал трусы на пупок и мечтал попасть на концерт группы «Банда», то, возможно, ты ещё знаешь R Kelly по песне Ignition. Но нас в контексте выпуска интересует I Believe I Сan Fly, пожалуй, самый известный его хит.

Эту песню R Kelly написал в 96м году как саундтрек к фильму Space Jam, и она заслуженно принесла ему три Грэмми и мировую славу. Годом ранее, в 95м, он написал очень стилистически похожую песню, и собирался ее выпустить в качестве сингла, но тут ему подвернулось удачное знакомство – с ним выразил желание поработать сам Майкл Джексон. Майкл попросил Ар Келли прислать какие-нибудь крутые демо-записи, чтобы потом соорудить из них хит, и Келли не долго думая послал Джексону запись с заголовком Here with you. Буквально за несколько недель совместной студийной работы Here With You превратилась в хорошо нам всем известную You Are Not Alone.

И давайте будем честными, схожесть You Are Not Alone и I Believe I Can Fly прослеживается довольно сильно. Но всё-таки песня для Джексона была хронлогически первой и до сих пор она остаётся одним из самых коммерчески успешны синглов поп-короля. А ещё она занесена в книгу рекордов Гиннесса как первая в истории песня, дебютировавшая на вершине чарта Billboard: в день релиза она сразу попала на первое место.

All By Myself Селин Дион, как мне кажется, изначально задумывалась, чтобы плакать под неё сидя на полу в душе. Но задумывалась она не Селин Дион, а американским певцом Эриком Карменом (не путать с Эриком Картманом) в 75м году. Ты, наверное, сейчас, думаешь: «Мммм, оказывается All By Myself – это кавер на песню Эрика Кармена... Но кто это такой и почему это должно быть интересным фактом?»

Это более многослойная история, чем кажется на первый взгляд. Эрик Кармен написал слова к All By Myself, а вот музыку позаимствовал у другого композитора. И в итоге вся эта череда заимствований приводит нас к основному композитору песни All By Myself – Сергею Рахманинову.

При этом никакого плагиата там не было, и Кармен никогда не скрывал, что свой первый сольный сингл он выстроил вокруг Второго фортепианного концерта Рахманинова. Композиторами песни официально так и значится тандем Кармен - Рахманинов. Отсюда в композиции все эти нетипичные для поп-музыки усложнённые гармонии и изменения темпа в переходах от куплетов к припевам.

Кстати, Кармен оказался весьма предприимчивым персонажем (в отличие от Тейлор Свифт) и повторно разыграл эту Кармен-Рахманиновскую карту практически сразу же. Его следующий сингл Never Gonna Fall in Love Again был основан на Второй симфонии Рахманинова. И угадайте что? В чартах он был ещё успешнее, чем All By Myself.

Селин Дион
Селин Дион

Факт, которым я порядочно достал своих друзей и знакомых, потому что люблю делиться им при каждом удобном случае. Теперь настала ваша очередь. Итак, знаете ли вы, что главный хит Александра Иванова «Боже какой пустяк» написал Трофим, он же Сергей Трофимов? Более того, Трофимов написал весь дебютный сольный альбом Александра Иванова, песни с которого вы много раз слышали, даже если далеки от творчества хриплого блондина.

С одной стороны, это вызывает удивление, потому что Трофим прочно ассоциируется с эстетикой русского шансона и «коньячком под шашлычок», что не очень вяжется с философско-религиозным подтекстом дебютного альбома Иванова. С другой, если копнуть чуть глубже, то всё оказывается вполне логичным. Трофимов начинал как автор песен, и в качестве гоустрайтера писал для Лещенко, Долиной, Носкова и даже для Вахтанга Кикабидзе. А в 91м году, в возрасте 25-ти лет, он принял крещение и в течение нескольких лет служил певчим в церковном хоре.

Именно в этот период были написаны песни для альбома Александра Иванова, и этим объясняются многочисленные отсылки к грешной душе, небу на головой и Богу-страннику. А что касается шансоновой направленности Трофима, то это параметр достаточно субъективный и определяется он не столько творческой составляющей, сколько форматом радиостанций и составом сборных концертов, в которых участвует исполнитель. Лично мне эстетика русского шансона совсем не близка, но если не брать совсем уж откровенный блатняк, то шансон – это, по сути, разновидность жанра авторской песни, к которому я бы и причислил Сергея Трофимова.

В 2001м году Бритни Уанмортаймовна Спирс была ещё вполне адекватной, а общественность с гораздо большей охотой обсуждала ее творчество, а не личную жизнь. В этот год выходит одноименный альбом Britney и сингл I’m Not a Girl Not Yet a Woman.

Продакшеном этого трека, как и всех остальных ранних работ Бритни, занимался один из ключевых продюсеров в современной поп-музыке Макс Мартин. И вот, основной музыкально-лирический каркас трека был выстроен, но паззл не складывался, песне чего-то не хватало, и Макс Мартин никак не мог её завершить. Тогда Мартин принимает неожиданное решение: он звонит Dido и просит её доработать композицию. При том, что они с Dido никогда до этого не работали и даже не были лично знакомы. Dido поначалу сама оторопела от происходящего, но охотно согласилась и основательно доработала текст и аранжировку.

Почему именно Dido? Тут можно только строить теории. Всё-таки песня про взросление, и Мартину хотелось лирически и музыкально отдалиться от привычного для Бритни тин-попа, проиллюстрировав тем самым часть про I’m Not a Girl. А Dido как раз была олицетворением более взрослой и зрелой поп-музыки. Так или иначе, сингл показал хорошие продажи, а Dido вместе с Максом Мартином с тех официально значится автором этого хита.

Для того, чтобы оценить всю прелесть следующего факта, нужно понимать, кто такой Брайн Ино. Его часто называют одним из самых выдающихся музыкантов современности и самой влиятельной фигурой в индустрии. Он считается основоположником жанра эмбиэнт и одним из первопроходцев электронной музыки в целом. За свою 50-летнюю карьеру он записал 29 преимущественно инструментальных сольных альбомов, а также отвечал за продакшн у Дэвида Боуи, Talking Heads, U2, Coldplay, Дэймона Албарна и ещё нескольких десятков звёзд первой величины. Одним словом, гуру современной музыки и продюсирования.

Брайан Ино
Брайан Ино

И вот, в 94м году Брайну Ино поступает, пожалуй, самое неожиданное предложение за всю его карьеру. Крупный коммерческий заказчик просит его написать музыкальное произведение с очень строгими критериями. Оно должно звучать оптимистично, вдохновляюще, футуристично, эмоционально, универсально, но главный критерий – это хронометраж. Произведение должно длиться ровно 3 секунды и 25 миллисекунд. Коммерческим заказчиком была компания Microsoft, а произведением – заставка к операционной системе Windows 95. Ино написал аж 84 варианта, из которых в итоге был выбран один, канонический. Вишенкой на торте стал тот факт, что Ино писал заставку для Windows, используя Макинтош – в этом он сам признался в интервью 2009го года.

Но знаете, что самое крутое в этой истории? В 2011м году кто-то опубликовал заставку к Windows 95, замедленную 23 раза. И каким-то магическим образом это звучит как первоклассный эмбиент трек работы Брайна Ино.

На сегодня на этом всё, друзья. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки пишите комментарии - всё это помогает каналу расти и развиваться. До встречи в следующих выпусках!