Когда неделю назад я писал про новый фильм Мартина Скорсезе, в котором он рассказывал о нелёгкой доле североамериканских индейцев, я вспомнил ещё один фильм на родственную тему, который смотрел ещё в детстве, в кинотеатре.
Этот фильм расхваливали в каком-то журнале типа «Советского экрана», я отлично помню кадры из фильма, которые были напечатаны в статье. Американский фильм про индейцев – разве можно было пропустить такое событие?!
Поход в кино состоялся, из кинозала все выходили, сжав зубы от ненависти к проклятым капиталистам, которые даже в наше время готовы убивать мальчишек только за то, что они - индейцы.
И вот, на прошлой неделе, я задался вопросом: ну, ладно, Скорсезе, улучил момент и протянул на экраны свою точку зрения. Но как в конце 80-х мог появиться настолько антиамериканский фильм?!
Естественно, я принял решение о том, что фильм необходимо пересмотреть!
И как же я удивился сегодня во время просмотра! Ведь в кинотеатрах нам показывали чуть-чуть другой фильм! Немножко волшебного монтажа, чик-чик ножницами и вот отморозки на советских экранах уже превращаются в ангелов! Чудны дела твои, Голливуд!
Чтобы поделиться своими наблюдениями, мне неизбежно придётся спойлерить, так что, если вы тоже хотите пересмотреть этот фильм (или посмотреть его впервые), лучше сперва организовать просмотр, а уж потом приступать к чтению!
Итак, сто лет назад состоялось грандиозное сражение между индейцами и ковбойцами на Молочной реке. У индейцев был энтузиазм, а у ковбойцев были ружья, что и определило исход товарищеского матча.
Теперь потомки недобитых индейцев обитают тут же в резервации. Глядя на быт индейцев, я сегодня задавался вопросом: почему мы раньше не обращали внимания, что благословенная Америка выглядела на экране натуральным бомжатником? Пусть это индейская резервация, но она же не перестала быть Америкой?
Главного героя зовут Сонни, он гордый индейский юноша лет 18-19-ти. А может, и того меньше, в фильме озвучивается, что ребята ещё учатся в школе. Актёры, конечно, на школьников не тянут, но я не знаю, до скольки лет проходит обучение в школах США.
Друга его зовут Скитти, и играет его младший брат популярного в 80-х годах актёра Мэтта Диллона Кевин. (Мне всегда казалось, что главных героев звали Сонни и Ронни, а имени Скитти я абсолютно не помню. Что это – последствия советского дубляжа или эффект Манделы?)
Так как индеец из Кевина Диллона, как из Зеленского пианист, я всегда считал, что Скитти – это белый парнишка, который любил тусоваться с индейцами. Этакий Витя Глушаков – друг апачей.
Сегодня же я с удивлением понял, что Кевин Диллон на серьёзных щах пытался играть индейца! Курносого, губастого, но индейца, запертого в теле белого человека! Да уж, выбор Кевина на эту роль ничего, кроме улыбки, вызвать не может.
И вот происходит конфликт, который породил все последующие события. Молодёжь вполне себе мирно играла на бильярде, пока один белый нетрезвый юноша с бакенбардами не проиграл сорок баксов. Он сильно расстроился, отказался отдавать выигрыш и перетянул победителя кием по хребту, на что его оппонент, молодой индеец, опрокинул его на бильярдный стол, запрыгнул сверху, выхватил нож и провёл им проигравшего по щеке, оставив неглубокий, но порез.
Игроков растащили по сторонам, но не кажется ли вам, что нервный краснокожий был не совсем прав, даже когда просто выхватил нож?
Местные власти решают в честь столетнего юбилея легендарной битвы устроить костюмированную реконструкцию и потешить местное население.
Накануне праздника Сонни и Скитти… выбивают окно в местном музее, проникают внутрь и крадут экспонаты: боевой томагавк индейского вождя и… пару револьверов. Вполне себе боевых.
Вам не кажется, что этот поступок тянет на несколько лет тюремного заключения?
Вот и утро праздника. Наши индейцы раскрасили свои лица, нацепляли на себя перья, и… долбят косячки?! Этой сцены точно в советском фильме не было! Обдолбавшись, они седлают коней и едут на «битву»!
А обиженный «ковбоец» со шрамом на щеке засосал пузырь «Джека Дэниелса», зарядил револьвер боевыми патронами и тоже отправился на «битву».
Сперва всё было мирно: все туда-сюда гарцевали на лошадях, а потом, улыбаясь, сошлись в «схватке». Оппоненты обозначали удары пластмассовыми саблями, зрители были довольны.
И тут пьяненький «ковбоец» со шрамом на щеке разглядел в толпе реконструкторов своего обидчика, подъехал поближе и прострелил ему голову. Сонни, который всё видел, догнал мерзавца и воткнул ему в тыкву боевой томагавк. Счёт 1:1.
Увидев такое развитие событий, участники массовки почему-то превратили игру в побоище вместо того, чтобы всем остановиться. Вот уже кому-то в живот воткнулась стрела…
Сонни, Скитти и ещё трое индейцев успели ускакать как раз из-под самого носа у полиции, которая кинулась блокировать все входы и выходы.
По пятам за беглецами выдвинулась толпа энтузиастов-линчевателей человек эдак в тридцать.
Один из них, счастливый обладатель частного самолёта, летал над скачущими индейцами и стрелял в них из винтовки. И даже сумел подстрелить одного из второстепенных индейцев.
Мне вот интересно: а кто ему сказал, что так можно было? Мне думается, чувак присел бы, если бы меткий Сонни не прострелил горло пилоту стрелой из лука и самолёт не гробанулся бы в поля.
Раненого пришлось оставить, а одного из второстепенных индейцев решено было отправить на переговоры к администрации. Но парламентёра перехватили линчеватели, убили и срезали с него скальп.
Местная полиция не хотела поднимать шума, но пронырливая репортёрша сфотографировала труп со срезанным скальпом и опубликовала фото на первой полосе «Трибьюн».
Линчевателей переловили, и ничто в фильме не говорит о том, что они как-то избегут наказания лишь потому, что они убили индейца. Сядут все!
Затем власти обратились к охотникам за головами, которым помогал индеец-следопыт Мёртвый Ворон. Охотников индейцы напугали, а Мёртвому Ворону выстрелили в глаз.
После стычки с охотниками за головами индейцы потеряли ещё одного компаньона, и в живых остались только Сонни и Скитти.
В дело пошла тяжёлая артиллерия: к поимке беглецов привлекли военных. Что я помню после посещения советского кинотеатра? Что Сонни и Скитти скачут на лошадях по направлению к военным, а те вдруг немотивированно открывают по ним пальбу из всех стволов. Не помню, показали ли, как их изрешетили пулями, или фильм закончился стоп-кадром скачущих парней и звуками пальбы по ним. Почему-то мне вспоминается именно стоп-кадр, но память – коварная штука, вполне может подвести, перепутав этот фильм с каким-нибудь другим.
В общем, нам, пионерам, показали гибель практически невиновных Рафиков.
А что же я увидел сегодня? Военные, заблокировав пацанов, предлагали их накормить и уверяли, что сроки они получат небольшие, так как у них есть смягчающие обстоятельства. Врали, конечно, но пытались уговорить юных отморозков (а пацаны ими и были, по факту) сложить оружие. Пацаны потребовали встречи с каким-то индейским старейшиной. Старейшина покамлал, спел индейскую песню и сказал: «Не сдавайтесь, закончите свой боевой путь!»
И после этого пацаны и поскакали на военных. Да не просто поскакали, а Скитти вскинул винтовку и открыл по военным прицельную стрельбу! Этого ТОЧНО не было в советском прокате!
Кстати, пока весь штат гонялся за юными отморозками, индейцы-партизаны заложили бомбу в здание городской администрации и устроили теракт. Как минимум, погибла секретарша, которую мы там видели перед самым взрывом.
Я бы сказал, что никакой «проблемы индейцев» фильм не поднимает от слова совсем. Главная идея фильма: самосуд – это плохо! Плохо для всех!
Почему такая разительная разница в восприятии этого фильма мной тогда и сейчас, остаётся только догадываться. То ли я был в то время глуп и наивен, то ли, действительно, виноват волшебный советский монтаж…
Поддержи индейцев - ставь "палец вверх"!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «На тропе войны» (1988).