2,1K подписчиков

🌺 Это несерьезно — добрые, смешные и очень необычные куклы из Москвы и Санкт-Петербурга.

Как водится, о самой интересной выставке — той, из-за которой изначально и совершалась вылазка в любимую Эрарту, - я рассказываю в самом конце цикла (с опозданием почти в три месяца).

«Это несерьезно» - выставка кукол, почти сразу ставшая исключительной по ряду причин. Во-первых, все представленные на выставке работы были сделаны художниками мужчинами. Во вторых, один из мастеров - Андрей Дроздов - знаменитый московский кукольник, а второй — Роман Шустров — представитель художественного мира Северной столицы.

Наконец, в-третьих, все их работы, которые можно было наблюдать на выставке, сложно назвать куклами в традиционном смысле этого слова, скорее это — некая форма скульптуры, возникшая на стыке нескольких направлений искусства и ремесла. В итоге получилось нечто совершенно особенное, интересное и по-своему красивое.

"Уставшая галера" Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Уставшая галера" Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Миры, созданные двумя мастерами, очень отличаются и по характеру, и по стилю, и по декоративности, и по тем чувствам и эмоциям, которые они вызывают у зрителя.

Так, «куклы» Андрея Дроздова это — фантасмагория, сюрреализм, сплетение странных образов, элементов стимпака, а еще — хулиганского юмора и тонкого сарказма.

Каждая его работа — веселая загадка. Например, что такое «Уставшая галера»? Из какой вселенной или какого сна возник «Любитель хрустального печенья», и что это вообще за мир, где едят «хрустальное» печенье?

А «Большой По» - кто это? Почему я никогда не слышала этой сказки или это своеобразная интерпретация образа Мистера По из произведений Лемони Сникета «33 несчастья»?

"Большой По", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Большой По", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Или вот еще: «Ловец тигрового лангустина» - кто это? Что здесь изображено? Какая мысль, идея?

"Ловец тигрового лангустина", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Ловец тигрового лангустина", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Несмотря на то, что разгадать эти и другие загадки не получается даже по прошествии нескольких месяцев после посещения выставки, особое очарование и своеобразная, в некотором роде «брутальная», эстетика этих произведений оставляет радостные и добрые ощущения.

"Охотник", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Охотник", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Изучать каждую работу хочется снова и снова: вдруг странный «Охотник», больше похожий на случайного гостя из вселенной Ханса Гигера, станет более понятным? Ведь этот лаконичный металлический инопланетянин так разительно отличается своей сдержанной строгостью и утонченностью от более «многослойных» товарищей, что больше похож на представителя инопланетной цивилизации, чем на куклу в стиле веселого стимпанка.

"Птицелов", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Птицелов", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

А вот аура последнего как раз незримо присутствует почти в каждой работе: жутковатый «Птицелов» или потрепанный рыцарь на игрушечной лошадке («На коне») одинаково обладают некими элементами этого специфического стиля. Вот только какими?

Характерные болты, гайки, шестеренки можно кое-где заметить, сложные механизмы отделанные соответствующими материалами (блестящая медь, полированное дерево и кожа) — наверное в некотором роде тоже. Ведь каждая работа Андрея Дроздова кажется подвижной и живой — как сложный механизм, созданный из отдельных, разрозненных кусочков мусора, потерянных кем-то шестеренок, покореженного старого металла...

"На коне", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"На коне", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Все бы ничего, вот только этого самого металла и дерева, равно как и каких-либо механизмов в произведениях Андрея Дроздова нет — все они сделаны из папье-маше с применением пластика и металлической проволоки...Магия исчезла, но странное веселое обаяние осталось.

О каждом произведении этого московского автора можно писать отдельную статью — настолько они харизматичны, интересны и уникальны. Применительно же к данной выставке мне особенно хочется отметить две, по моему мнению, самые веселые.

Первая - «Маленький Георгий»: слегка ошарашенный «рыцарь» с соской во рту в сопровождении очаровательного, умилительно ласкового дракончика. На что намекает столь странный образ, что он высмеивает?

Вторая - «Броня и золотая рыбка»: глуповатый заяц поедает золотую рыбку, от которой остался лишь скелет. Отражает ли это идею о том, как глупость может уничтожить счастливый шанс, или это просто очередная веселая фантасмагория от знаменитого московского художника?

"Броня и золотая рыбка", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Броня и золотая рыбка", Андрей Дроздов, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

В сущности это, как и многие другие загадки, которые случайно или намеренно ставит перед нами мастер, не так уж и важно, если после его произведений на душе становится весело.

Мир кукол, созданный петербуржцем Романом Шустровым, кардинально отличается: он тоже веселый и по-своему обаятельный и уникальный, но как-то совершенно по-другому. Основной нитью всех работ является доброта — тихая, светлая, солнечная, с особым очарованием душевности и грусти...

Маленькие, улыбающиеся фигурки очень просты и лаконичны — в них нет многослойности, декоративной вычурности или сложных образов и «глубоких» философских идей. Но почему-то почти каждая из них вызывает какой-то едва ощутимый отклик в душе.

"Дуремар", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Дуремар", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Сутулый «Дуремар» столь же умилителен как и «Великий жрец», важность которого так весело пародирует его улыбчивая хвостатая спутница, как и все собаки, удивительно похожая на своего хозяина.

"Великий жрец", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Великий жрец", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

А «Великанша», которой вообще-то по рангу полагается быть грозной и страшной, выглядит такой очаровательно наивной, словно герой какой-то доброй детской сказки.

"Великанша", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Великанша", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Ощущение сплетения мира детских сказок, снов, радостных и светлых фантазий, кажется, обрело свое физическое воплощение в этих маленьких куколках. Разве может как-то иначе восприниматься «Собиратель утренней росы»? Только как житель некоего фантастического мира, из которого когда-то вышли не только наши самые светлые и добрые мысли, но сама душа, которая теперь так отчаянно цепляется за каждый светлый и радостный образ, каждую искорку добра.

"Собиратель утренней росы", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Собиратель утренней росы", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Роман Шустров стремился максимально наполнить свои произведения именно добром. Работая в технике папье-маше, он очень тщательно подходил к выбору «материала». Художник предпочитал использовать только те обрывки бумаги и газет, на которых было написано что-то доброе и радостное, например, хорошие новости.

Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Возможно, отчасти именно благодаря этому его работы дарят столько душевной теплоты, ведь на бумаге запечатлена вся сила человеческих мыслей — движения человеческой души, а мысли, как известно, материальны.

Не случайно, что с таким подходом Роман смог даже строгий и высокомерный облик Северной столицы воплотить в двух очень добрых образах: «Петербургский дождик» и ставший уже знаменитым «Петербургский ангел».

"Петербургский дождик", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Петербургский дождик", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

Почему именно так видел художник свой родной город? Что общего между холодным равнодушием, царской роскошью, угнетающей серостью грязных дворов-колодцев и этими ласковыми, трогательными и бесконечно добрыми фигурками? Возможно, именно так Роман представлял себе душу нашего любимого города, скрытую под броней роскошных фасадов, в холодных струях вечного дождя, очень редких солнечных лучах и столь же редких улыбках случайных прохожих...

"Петербургский ангел", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Петербургский ангел", Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

К сожалению, теперь нам остается только гадать о том, как художнику удалось воплотить в своих работах столько душевного тепла и увидеть ласковое обаяние доброты даже там, где ее, кажется, по определению быть не может: жизнь Романа Шустрова, как и многих других замечательных людей, оборвала эпидемия ковида.

"Петербургский ангел", фрагмент, Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"
"Петербургский ангел", фрагмент, Роман Шустров, из экспонатов выставки "Это несерьезно"

С его уходом мир потерял не просто замечательного художника, а целую вселенную... Его работы — последние искорки доброй и светлой души, которая пыталась показать нам лучшую сторону этого мира, увидеть красоту и обрести надежду в эпоху, когда сами эти понятия, кажется, уже потеряли всякий смысл...

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Еще больше статей о куклах можно увидеть в специальной подборке: