Как водится, о самой интересной выставке — той, из-за которой изначально и совершалась вылазка в любимую Эрарту, - я рассказываю в самом конце цикла (с опозданием почти в три месяца).
«Это несерьезно» - выставка кукол, почти сразу ставшая исключительной по ряду причин. Во-первых, все представленные на выставке работы были сделаны художниками мужчинами. Во вторых, один из мастеров - Андрей Дроздов - знаменитый московский кукольник, а второй — Роман Шустров — представитель художественного мира Северной столицы.
Наконец, в-третьих, все их работы, которые можно было наблюдать на выставке, сложно назвать куклами в традиционном смысле этого слова, скорее это — некая форма скульптуры, возникшая на стыке нескольких направлений искусства и ремесла. В итоге получилось нечто совершенно особенное, интересное и по-своему красивое.
Миры, созданные двумя мастерами, очень отличаются и по характеру, и по стилю, и по декоративности, и по тем чувствам и эмоциям, которые они вызывают у зрителя.
Так, «куклы» Андрея Дроздова это — фантасмагория, сюрреализм, сплетение странных образов, элементов стимпака, а еще — хулиганского юмора и тонкого сарказма.
Каждая его работа — веселая загадка. Например, что такое «Уставшая галера»? Из какой вселенной или какого сна возник «Любитель хрустального печенья», и что это вообще за мир, где едят «хрустальное» печенье?
А «Большой По» - кто это? Почему я никогда не слышала этой сказки или это своеобразная интерпретация образа Мистера По из произведений Лемони Сникета «33 несчастья»?
Или вот еще: «Ловец тигрового лангустина» - кто это? Что здесь изображено? Какая мысль, идея?
Несмотря на то, что разгадать эти и другие загадки не получается даже по прошествии нескольких месяцев после посещения выставки, особое очарование и своеобразная, в некотором роде «брутальная», эстетика этих произведений оставляет радостные и добрые ощущения.
Изучать каждую работу хочется снова и снова: вдруг странный «Охотник», больше похожий на случайного гостя из вселенной Ханса Гигера, станет более понятным? Ведь этот лаконичный металлический инопланетянин так разительно отличается своей сдержанной строгостью и утонченностью от более «многослойных» товарищей, что больше похож на представителя инопланетной цивилизации, чем на куклу в стиле веселого стимпанка.
А вот аура последнего как раз незримо присутствует почти в каждой работе: жутковатый «Птицелов» или потрепанный рыцарь на игрушечной лошадке («На коне») одинаково обладают некими элементами этого специфического стиля. Вот только какими?
Характерные болты, гайки, шестеренки можно кое-где заметить, сложные механизмы отделанные соответствующими материалами (блестящая медь, полированное дерево и кожа) — наверное в некотором роде тоже. Ведь каждая работа Андрея Дроздова кажется подвижной и живой — как сложный механизм, созданный из отдельных, разрозненных кусочков мусора, потерянных кем-то шестеренок, покореженного старого металла...
Все бы ничего, вот только этого самого металла и дерева, равно как и каких-либо механизмов в произведениях Андрея Дроздова нет — все они сделаны из папье-маше с применением пластика и металлической проволоки...Магия исчезла, но странное веселое обаяние осталось.
О каждом произведении этого московского автора можно писать отдельную статью — настолько они харизматичны, интересны и уникальны. Применительно же к данной выставке мне особенно хочется отметить две, по моему мнению, самые веселые.
Первая - «Маленький Георгий»: слегка ошарашенный «рыцарь» с соской во рту в сопровождении очаровательного, умилительно ласкового дракончика. На что намекает столь странный образ, что он высмеивает?
Вторая - «Броня и золотая рыбка»: глуповатый заяц поедает золотую рыбку, от которой остался лишь скелет. Отражает ли это идею о том, как глупость может уничтожить счастливый шанс, или это просто очередная веселая фантасмагория от знаменитого московского художника?
В сущности это, как и многие другие загадки, которые случайно или намеренно ставит перед нами мастер, не так уж и важно, если после его произведений на душе становится весело.
Мир кукол, созданный петербуржцем Романом Шустровым, кардинально отличается: он тоже веселый и по-своему обаятельный и уникальный, но как-то совершенно по-другому. Основной нитью всех работ является доброта — тихая, светлая, солнечная, с особым очарованием душевности и грусти...
Маленькие, улыбающиеся фигурки очень просты и лаконичны — в них нет многослойности, декоративной вычурности или сложных образов и «глубоких» философских идей. Но почему-то почти каждая из них вызывает какой-то едва ощутимый отклик в душе.
Сутулый «Дуремар» столь же умилителен как и «Великий жрец», важность которого так весело пародирует его улыбчивая хвостатая спутница, как и все собаки, удивительно похожая на своего хозяина.
А «Великанша», которой вообще-то по рангу полагается быть грозной и страшной, выглядит такой очаровательно наивной, словно герой какой-то доброй детской сказки.
Ощущение сплетения мира детских сказок, снов, радостных и светлых фантазий, кажется, обрело свое физическое воплощение в этих маленьких куколках. Разве может как-то иначе восприниматься «Собиратель утренней росы»? Только как житель некоего фантастического мира, из которого когда-то вышли не только наши самые светлые и добрые мысли, но сама душа, которая теперь так отчаянно цепляется за каждый светлый и радостный образ, каждую искорку добра.
Роман Шустров стремился максимально наполнить свои произведения именно добром. Работая в технике папье-маше, он очень тщательно подходил к выбору «материала». Художник предпочитал использовать только те обрывки бумаги и газет, на которых было написано что-то доброе и радостное, например, хорошие новости.
Возможно, отчасти именно благодаря этому его работы дарят столько душевной теплоты, ведь на бумаге запечатлена вся сила человеческих мыслей — движения человеческой души, а мысли, как известно, материальны.
Не случайно, что с таким подходом Роман смог даже строгий и высокомерный облик Северной столицы воплотить в двух очень добрых образах: «Петербургский дождик» и ставший уже знаменитым «Петербургский ангел».
Почему именно так видел художник свой родной город? Что общего между холодным равнодушием, царской роскошью, угнетающей серостью грязных дворов-колодцев и этими ласковыми, трогательными и бесконечно добрыми фигурками? Возможно, именно так Роман представлял себе душу нашего любимого города, скрытую под броней роскошных фасадов, в холодных струях вечного дождя, очень редких солнечных лучах и столь же редких улыбках случайных прохожих...
К сожалению, теперь нам остается только гадать о том, как художнику удалось воплотить в своих работах столько душевного тепла и увидеть ласковое обаяние доброты даже там, где ее, кажется, по определению быть не может: жизнь Романа Шустрова, как и многих других замечательных людей, оборвала эпидемия ковида.
С его уходом мир потерял не просто замечательного художника, а целую вселенную... Его работы — последние искорки доброй и светлой души, которая пыталась показать нам лучшую сторону этого мира, увидеть красоту и обрести надежду в эпоху, когда сами эти понятия, кажется, уже потеряли всякий смысл...
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Еще больше статей о куклах можно увидеть в специальной подборке: