Найти тему
На стыке эпох

БАМ комсомольская стройка по капиталистическим принципам.

Первый раз, поехать на всесоюзную стройку комсомольцев нашего СМУ (из фильма "Операция Ы» мы помним, что СМУ, это строительно-монтажное управление) агитировал какой-то комсомольский шнырь. Молодой парторг в чистенькой стройотрядовской куртке с многочисленными нашивками долго затирал про пламенные комсомольские сердца, суровое море тайги, километры ж/д полотна, станции и мосты. Слушали его с полным равнодушием. Шла вторая половина 70-х и люди слабо велись на голословные партийные призывы, многие слушатели уже успели отслужить в армии и в гробу видели комсомол с его взносами и бесплатными трудовыми мероприятиями. Тем более, что строители при СССР относились к категории граждан с весьма неплохими доходами. Никто на пламенный призыв не откликнулся.

Советская пропаганда осуждала требования высокой оплаты за свою работу
Советская пропаганда осуждала требования высокой оплаты за свою работу

Вторая попытка агитации была более продуманной и грамотной. Никакой болтовни про прелести туманов и сдачу главного рабочего экзамена в жизни. В президиуме сидел товарищ отработавший на трассе БАМа несколько лет и рассказывал про реалии всесоюзной стройки. Слушали его очень внимательно и то, что он рассказывал нас очень заинтересовало.

-3

Прежде всего радовал оклад. Для всех БАМовцев от повара до сварщика вводили районный коэффициент 1.7, очень неплохо, выше было только у тех, кто вкалывал совсем уж экстремальных местах вроде островов ледовитого океана. Для сравнения, у товарищей, искавших «Тюменскую нефть» из одноименной песни Высоцкого, коэффициент был ниже. Но это еще не все. Для тех, у кого работа предполагала разъездной характер и отсутствие постоянного места пребывания, была надбавка 40%. Это было уже круче, чем у полярников. Плюс премии за перевыполнение и прочие приятные надбавки. Правда, коэффициенты распространялись только на доходы до 300 р. Если больше этой суммы, зарплаты шли 1 к 1. Поэтому, рассказы про легкие заработки по тысяче в месяц- сказки для наивных.

Как гласила переделка популярной песенки:

А я еду, а я еду за деньгами.

За туманом едут только дураки.

А ведь некоторые рассказывают, что про дефицит советские граждане узнали только при Горбачеве.
А ведь некоторые рассказывают, что про дефицит советские граждане узнали только при Горбачеве.

Дифсит. Ни у кого нет, у тебя ессь. (С)

Снабжался БАМ по высшей категории, да так, что Прибалтике с Москвой и не снилось. Товары на комсомольскую стройку везли не только со всего союза и дружественных держав, но даже из капстран. Чего там только не было. Куртки кожаные – Монгольские. Ткани- Японские. Колбаса минимум 10 сортов. Консервы. Сыры. Фрукты-овощи Болгарские в любой сезон. Джинсы, кроссовки «Адидас», обувь «Саламандер» …. В любых количествах, любого размера. У нас глаза разбегались от такого изобилия. Из Тынды-столицы БАМа, работники присылыли друзьям и родственникам объемные посылки набитые редкими товарами.

Завсклад идет - мы его не замечаем. Директор магазина - мы на него плюем! Товаровед обувного отдела - как простой инженер! Это хорошо? Это противно! (С) Аркадий Райкин. Монолог о дефиците. 1973 год.

Это был наш любимый номер, над которым все смеялись до упаду. То, что для обычных граждан СССР было несбыточной мечтой и сюрреализмом, для работников БАМа стало реальностью.

-5

И главный приз….автомобиль. (С)

С личным автотранспортом в советском союзе было очень плохо. В конце 80-х автомобилей было всего 47 шт. на 1000 человек. В 70-х, естественно, ситуация была еще хуже. Накопить на автомобиль было еще полбеды. Бедой было то, что в свободной продаже легковушек не было. Надо было доказывать на своем месте работы, что ты достоин владеть такой буржуазной роскошью, как личное авто. Стоять в очереди несколько лет. И в тоге получить возможность купить машину той марки, которую партийные товарищи тебе назначат. Нередко, рабочие с солидными зарплатами (шахтеры, токари 6-х разрядов и.т.п.), получали «Запорожцы» и радовались, что не пешком.

На БАМе все было все гораздо проще. Открываешь специальный целевой счет. Отчисляешь на него часть зарплаты. Через 3 года получаешь право на накопленные средства купить автомобиль любой марки. Хочешь «Жигуль» последней марки? Пожалуйста! Мечту дачника, ВАЗ-2102? Легко! Только работай.

ЖелДорбат  прокладывает пути БАМа
ЖелДорбат прокладывает пути БАМа

Но это изобилие давалось не просто так. Когда мы спросили у бывшего БАМовца про бытовые условия, он честно ответил: «Условия такие же, как описывали в книжках жизнь рабочих при царском режиме». Страна, успешно покорившая космос, так и не смогла наладить производство теплых бытовок и нормальных печек. Были случаи, когда люди жили в -40 в брезентовых палатках. Щитовые домики и огромные бочки-диогенки были немногим лучше. Нередко были случаи, когда человек просыпался, а в его бытовке стоял такой дубак, что волосы примерзали к подушке. И это не ложь написанная гнусными либералами во главе Солженицыным. Об этом открыто говорили. Для некоторых партийных горлопанов, это даже было поводом для гордости. Дескать, вот какая у нас молодежь героическая. Правда, сами строители БАМа так не думали и тяжелыми условиями не восхищалась. Я не видел ни одного водителя, который был бы готов отказаться от комфортного немецкого самосвала Magirus-Deutz 290 и пойти работать на лучшем в мире советском КрАЗе.

Послушав про это, люди взвесили все За и Против. Подумали, стоит ли оставлять на рельсах БАМа часть здоровья, в обмен на шмотки и автомобиль. И приняли решение, ехать или нет.

Кадр из советского фильма. "Лучшая дорога нашей жизни". Вот с такими лицами строили БАМ. Картина очень хорошая всем советую.
Кадр из советского фильма. "Лучшая дорога нашей жизни". Вот с такими лицами строили БАМ. Картина очень хорошая всем советую.

В итоге, БАМ был построен не молодыми комсомольцами с горящим взором. 99% таких романтиков быстро сбегали со стройки уже через месяц, нанюхавшись воздухом тайги, напополам с гнусом и мошкарой. Железную дорогу возвели суровые и расчетливые люди в обмен на материальные блага. И в этом нет ничего плохого, тяжелый героический труд должен вознаграждаться материальными ресурсами, а не вымпелом с изображением дедушки Ленина. Все бы хорошо, но были еще подневольные солдаты железнодорожных войск, строившие огромный железнодорожный участок БАМа. Этих людей никто не спрашивал про их желание участвовать в стройке века и материальное обеспечение у них было намного хуже.