Найти в Дзене
Матрёшка и Неваляшка

«У нас не было шампуня, а люди мыли голову мылом»: как люди преувеличивают советский дефицит

Иногда нужно не доводить до крайностей. Некоторые любят говорить, писать, что в Советском Союзе совсем не было средств для душа. Поздравляем, соврамши!

Всё было, вопрос только в качестве.

Мыло начало появляться магазинах 50-х годов. С тех пор в магазинах стали свободно продавать мыло: "Банное", "Семейное", "Хвойное" и т.д. Эти названия и сейчас можно увидеть на прилавках магазинов.

Шампунь не был дефицитом в городах с начала 70-х годов. Не исключаю, что сельские жители могли не видать в продаже подобных средств гигиены.

Однако качество шампуня было посредственным, и это мягко сказано. Почти все его разновидности не давали пены, дико сушили кожу и жутко щипали глаза: "Лесной", "Ивушка", "Березка", "Аленушка".

Больше похоже на пиво
Больше похоже на пиво

Советское руководство не нашли ничего лучше, чем выпускать их в стеклянных бутылочках, как тройной одеколон.

Выглядит страшно и убого. Но что вы хотели? Нужно план в пятилетку выполнять, какие там шампуни!
Выглядит страшно и убого. Но что вы хотели? Нужно план в пятилетку выполнять, какие там шампуни!

Так себе забота, но хоть что-то. Такое в принципе с любыми советскими принадлежностями, связанными с гигиеной. Но они же были? Были!

Ситуация начала улучшаться с 70-х годов. Появились шампуни в пластиковых бутылочках: "Апельсиновый", "Жемчуг", "Для детей" (тот самый с клювом на крышке) и в тюбиках: "Яблоневый цвет", "Особый" и т.д. Качество действительно улучшилось. "Желтковый" в тюбиках был хорош.

Дизайн получше, напоминает тюбик из-под клея
Дизайн получше, напоминает тюбик из-под клея

Особенно хвалили "Яичный" в пластиковых бутылочках. Он отлично промывал волосы, но по поводу его названия родилось много анекдотов, например:

"Покупатель спрашивает в магазине:
"У вас шампунь в продаже есть?".
Следует ответ продавца: "А вы что не видите, вот "Яичный" стоит".
Покупатель в возмущении: "А если я весь помыться хочу!".

К 80-м годам определённая категория людей покупала шампунь «Зеленое яблоко», хотя он мылился не очень хорошо. Зато после него благоухали словно цветущий сад.

-4

Мыло же продавалось в большом ассортименте и не исчезало с городских прилавков даже в перестройку.

Другое дело, что некоторые люди действительно мыли голову хозяйственным мылом. Но по другой причине. Считалось, что оно укрепляет волосы и лучше выводит перхоть. В то время женщины мыли свои головы даже сырыми яйцами и кефиром. Но это же не значит, что так поступало всё население Союза!

Вообще о чудесных свойствах хозяйственного мыла до сих пор легенды ходят. Непонятно откуда, правда…

-5

Но это вопрос не дефицита, а человеческой логики и наличия мозгов. Смекалку люди любили проявлять даже в таких вопросах. Порой странную и противоречащую смыслу.

Помните знаменитый шампунь Кря-кря, который не боялись давать детям, поскольку он не щипал глаза? В 90-е годы он стал любимым шампунем многих детей из-за многих причин. Глаза не щипал, это важно.

А какими шампунями в годы пользовались Вы? Как относитесь к сказкам про хозяйственное мыло? Пишите в комментариях.